Найти тему
В ТИХОНОВОМ ОМУТЕ

ОТ МИСТИКИ ДО ТЕМНОЙ ЭРОТИКИ

Художественный фильм "Вий" 12+
Художественный фильм "Вий" 12+

Первым советским ужастиком стал фильм «Вий» - экранизация повести Гоголя. Тут вам и страшная ведьма, и летающий гроб, и вурдалаки с упырями, и слепое чудище. До сих пор картина поражает воображение: как можно без всяких компьютерных технологий и спецэффектов снять настолько живо и правдоподобно мистические эпизоды? Ведь это 1967 год! А первый компьютер в СССР изобретен, представьте, в 1968! А еще, конечно, важно стопроцентное попадание в образы.

Повесть «Вий» вышла в сборнике «Миргород» в 1835 году. Гоголю тогда было всего 26 лет. В каком страшном сне приходили сюжеты к молодому Николаю Васильевичу? Откуда черпал он свое инфернальное вдохновение?

Есть версия, что злоключения Хомы Брута и панночки  - реальная история. Она произошла в городе Нежин, что в Черниговской области Украины. Нежин до сих пор называют городом призраков, потому что здесь происходили и, говорят, по сей день происходят всякие мистические события.

В этом городе в Гимназии высших наук с 12 до 19 лет учился наш будущий классик - Николай Гоголь-Яновский. И, конечно, он не мог не слышать будоражущую сердце и разум историю.

В городе неожиданно умерла дочь сотника - красавица и умница. Она, между прочим, приходилась родственницей самому графу Разумовскому. Читать молитвы над ее телом поставили местного семинариста. Но после первой же ночи у гроба нашли его бездыханное тело. Понятно, что никто не мог рационально объяснить, что  там произошло. Кто-то предположил, что красавица находилась в летаргическом сне. Ночью очнулась и села в гробу. Сердце молодого семинариста разорвалось от ужаса. Но тогда почему мертвы оказались они оба?

Как бы то ни было, по городу поползли слухи, что родственница графа была ведьмой. На этом и сошлись.

В Нежине еще сохранилась Крестовоздвиженская церковь, где произошли те странные события.

Вероятно, реальность в творчестве молодого писателя переплелась со славянскими легендами и сказаниями. О ведьмах и колдунах, о леших, русалках-утопленницах и о чертях, которые вполне уютно чувствовали себя рядом с людьми.

*    *    *

Есть такой известный персонаж - баба Яга. Она же Яга Виевна. Она же богиня Яга - колдунья из древнеславянской мифологии. Яга в молодости была невероятно красивой. А папенька ее страшон. Это Вий, демонический здоровяк из преисподней. Один его взгляд убивает. И даже обращает в пепел деревни и города. Поэтому глаза его надежно прикрыты веками. Поднять их без посторонней помощи Вий не может.

Не прообраз ли молодой красотки Яги  - прекрасная гоголевская панночка? И она же одновременно безобразная старуха Яга, которая оседлала семинариста Хому в начале повествования.

Ведь едва ли бы к кому попало явился Вий, один из самых могущественных темных богов мира. Мало ли симпатичных ведьмочек на свете! Всем не напомогаешься. А к дочурке своей прибыл по первому требованию.

Надо сказать, что до 1967 года фильмы по повести «Вий» снимали трижды. Первый раз в 1909 году. Потом в 1912-м  и 1916-м. Но ни одна запись не сохранилась. Даже информации о них практически нет. Ну не мистика ли?

Да и этот, наш классический, не обошелся без чертовщины. Артистам казалось, что злые чары вурдалаков и упырей действуют на съемочной площадке. В церковь, которую выстроили на «Мосфильме», без крайней нужды старались не заходить.

Во время съемок чуть не произошла трагедия. Гроб, в котором стоя летала панночка, был подвешен к потолку. Наталья Варлей по образованию циркачка-эквилибристка. Тем не менее, она очень боялась высоты. В какой-то момент актриса не удержалась и полетела из-под купола церкви вниз головой. Куравлев просто чудом поймал ее у самого пола.

А как Хома Брут отплясывал гапак! Это была настоящая истерика! Квинтэссенция ужаса и отчаяния обреченного человека.

Панночка-Варлей демонически красива, очень правдоподобная ведьма. Помните, как она грозила пальцем Хоме и судорожно тряслась? Это ее ставили на центрифугу.

*    *    *

Нечистой силы в ленте пруд пруди. Но настоящими были только десять черных кошек. Да и тем надевали чепчики с рожками.

На роли вурдалаков, упырей и прочих мертвяков взяли спортсменов и циркачей. Для контраста с высокими страшилищами собрали всех карликов Москвы. Инфернальная массовка сплошь лысая и голая, надели на них разве что лохмотья. И всех покрасили в синий, зеленый, серый цвета.

Художественный фильм "Вий" 12+
Художественный фильм "Вий" 12+

Ах, как нам хотелось, чтобы Хома выжил! Еще чуть-чуть - и петух закричит. Семинарист сам себя уговаривает: «Не смотри! Не смотри!» Так ведь посмотрел! Ну зачем?!

Кстати, вопреки легенде о смертельном взоре Вия, погибает Хома не от его взгляда. Вий только указывает на Хому пальцем. А уже нечисть набрасывается и терзает бедного семинариста.

Страшную старую ведьму, конечно, играл мужчина. И не привычный и любимый нами народный Кощей Георгий Милляр. Хотя в 1967 году он был еще ого-го! Молодоженом! В 1968-м, в  свои 65, он сделал предложение 60-летней прелестнице.

Но кандидатура Милляра на роль старухи вообще не рассматривалась. Потому что он - это сказка. Его баба Яга  -  милая нечисть. Она никого не пугала.

Во время съемок «Вия» было много необъяснимых ситуаций. Например, красавице Александре Завьяловой, которая начала было сниматься в роли панночки,  становилось плохо в роли ведьмы. Стоило выйти из образа - и все в порядке. Но лишь только преображалась панночкой - опять недомогание.

В том, что вся последующая ее жизнь покатилась кувырком, она, бывало, ругала нечистую силу, с которой соприкоснулась на мистическом проекте.

Не обошло проклятие Наталью Варлей. Режиссеры, которые наперебой приглашали ее в свои фильмы, после «Вия» начисто забыли об актрисе. Потом она еще довольно тяжело заболела.

А однажды, во время ее морского путешествия, на борту решили показать «Вий». Лишь только пошли первые кадры, вдруг начался локальный шторм, лайнер стало раскачивать. Ситуация повторялась несколько раз, пока просмотр не отменили.

Не была счастливой и личная жизнь Варлей. Как и жизнь Александры Завьяловой - у той вообще все сложилось трагично.

*    *    *

Роль старой ведьмы досталась 70-летнему Николаю Кутузову.  Отвратительная бабка получилась. Жуткая. Достоверная колдунья. Этот актер прежде никогда не был замечен в злоупотреблении спиртным, а на съемках «Вия» ушел в запой.

Последним сполохом мистики стал пожар в церкви на Ивано-Франковщине. Храм, где проходили натурные съемки, огонь уничтожил полностью. Дотла.

Кто совсем не почувствовал тлетворного действия Вия, так это Леонид Куравлев. Ну понятно, ведь Хома не служил нечистой силе, а противостоял ей.

Позже к экранизации «Вия» обращались еще не раз.

Можно упомянуть 20-минутный украинский мультик 1996 года. Интересный, стоит посмотреть. Позже по мотивам «Вия» вышел наш фильм «Ведьма», а в 2014-м - «Вий 3D». На сегодняшний день последний. Вот там уже вовсю использовались современные технологии.

Художественный фильм !"Вий 3D"
Художественный фильм !"Вий 3D"

Сюжет ленты далековат от содержания повести. Эта экранизация - вроде как продолжение классического фильма. Но раз уж прикоснулись к Гоголю, то и хлебнули чертовщины. В замке, где снимался «Вий 3D», витало ощущение чужого темного присутствия.  В том же замке жили и актеры. Они все время находились в напряжении. А Нина Русланова призналась, что слышала голоса и даже видела привидения.

Один из героев  - Игорь Жижикин - на съемках потерял сознание. Именно в тот момент, когда обрядился в костюм чудовища. Актера пришлось долго откачивать и приводить в чувство. А между тем Жижикин - спортивный и очень выносливый человек. Артист цирка. С детства он занимался плаваньем, гимнастикой, пятиборьем, фехтованием, футболом, верховой ездой. В армии был старшиной спортивной роты. И вдруг - обморок. Ну, не мистика?

*    *    *

Однажды за «Вий» взялись иностранцы. Югославы. Случались ли неординарные события на  съемочной площадке их фильма «Святое место»? Неизвестно.  Кстати, непонятно, почему такое название. Ну где там было святое место?

Фильм вышел в 1990 году. За основу взяли гоголевскую фабулу «Вия». Но превратили нашу колдовскую страшилку в психологический триллер, мистику с темной стороной эротики.

Здесь панночка - яростная мужененавистница. Она соблазнила служанку Ленку, а ее жениху псарю Никите оттоптала каблуками пах. Помимо этого в ленте - инцест с отцом, а покойница-мать выходит из собственного портрета. Семинарист, которого зовут не Хома, а Тома, в третью ночь не увидел панночки в гробу. И выполз, дуралей, из своего круга. А тут и панночка появилась. Толкнула его в пустой гроб, залезла сверху и этому парню тоже разбила пах каблуками. Утром в церковь вошли селяне. Сотник обвинил семинариста в изнасиловании покойницы. А псарь Никита киркой разбил ему голову.

Вий в фильме не появлялся. Как и другая нечисть. Панночка сама со всеми прекрасно справляется.

Вот такой пердимонокль. Гоголь от такого садо-мазо-разврата перевернулся бы в гробу. А, может, так оно и было.

Но зато последовательность событий повести в ленте соблюдена, реперные точки обозначены как надо.

Думается, гоголевский «Вий» всегда будет тревожить умы кинематографистов. Едва ли получиться что-то лучшее, чем наш - с Куравлевым и Варлей - фильм.  Переснимать классику - только позориться.

Ну ладно, пусть дерзают.

_______________________________________________________________________

Спасибо, что дочитали. Поставьте лайк, если понравилось. И подпишитесь, ведь впереди еще много занимательных историй.