Опасность инерции мышления
Многополярный мир, идеология и инерция мышления. Ценностно-смысловой подход как способ переосмысления.
Введение
Здравствуйте. Сегодня я хотел бы поговорить о важной и актуальной теме — опасности инерции мышления. Текст статьи - выжимки из моей лекции, она может показаться сложной для восприятия, однако всё, что я собираюсь представить, основано на научных данных, которые можно проверить. Данная тема требует глубокого осмысления, поскольку инерция мышления представляет собой одну из главных причин неспособности общества адаптироваться к новым вызовам.
Понимание инерции
Инерция, традиционно рассматриваемая в механике, представляет собой свойство тела сохранять состояние покоя или равномерного движения до тех пор, пока на него не подействует сила. Однако это свойство не ограничивается лишь физическими телами. Инерция также касается моделей поведения. Это привычка сохранять ранее усвоенные стереотипы и оценки различных ситуаций.
Эта инерция мышления затрудняет осмысление новых социокультурных явлений. Мы видим, как в современных нормативных документах, например в Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, подчеркивается необходимость осмысленного реагирования на новые вызовы. Там говорится: «осмысление новых социокультурных явлений на базе традиционных ценностей позволяет нашему народу адекватно реагировать на новые вызовы и своевременно отвечать на различные внешние угрозы».
Однако реальность показывает, что это остаётся скорее желаемой целью.
Образование и кадровый голод
Если обратиться к истории, в 1988 году было сделано официальное заявление о необходимости реформирования образования. Это был первый и последний Всесоюзный Съезд работников народного образования. На Съезде председатель Государственного комитета СССР по образованию, господин Ягодин, сказал, что необходимо реформировать образование, потому что, как констатировал Центральный Комитет КПСС, наша "экономика насыщена специалистами с высшим образованием, но среди них нет специалистов, способных решать современные проблемы".
Этот кадровый голод мы наблюдаем и сегодня. Образование, к сожалению, устаревает. Выпускники не могут решать актуальные задачи. В условиях изменений необходимо переосмысление образовательной технологии. Следует внедрять более современные образовательные системы, которые могли бы удовлетворять потребности общества, включая научные исследования.
В 1988 году было официально объявлено, что мы находимся в состоянии кадрового голода. Тогда, 36 лет назад, уже не первый раз состоялось это официальное объявление от имени власти. Ранее Юрий Владимирович Андропов, Генеральный секретарь ЦК КПСС, говорил об этом в 1983 году. И он говорил как раз о системном кризисе, о том, что дальше он так развиваться не сможет. Он обозначил четыре задачи, которые были поставлены в 1983 году. И с той поры теме кадров и образования не было уделено должного внимания.
В современных научных трудах это характеризуется так: фатальный кризис научного знания. То есть, наука не позволяет давать ценные для практики рекомендации. А тогда возникает вопрос, а зачем такая наука нужна? Прежде всего, еще 40 лет назад был поставлен вопрос об общественных науках. Юрий Владимирович Андропов сказал, что общественные науки не позволяют получить практические рекомендации для организации эффективной экономики. Мы до конца не знаем общество, в котором мы живем. И нам нужны точные гуманитарные науки.
Вот теперь смотрите, что такое инерция мышления. Они разработаны. И все задачи, поставленные в 83 году, решены. Разработаны точные гуманитарные науки. На их основании даны точные прогнозы. Они все сбылись. Построена новая система образования, которая позволяет максимально развивать творческие возможности. Она не внедрена. Инерция мышления. И сегодня, когда мы разговариваем со специалистами с высшим образованием, у них мышление на уровне 1983 года. Они говорят, не может быть точных наук гуманитарных. Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда. Понимаете, что такое инерция мышления? То есть все есть, а принять человек не может.
Вспомните Галилея. Все были убеждены, что земля плоская, не вертится. Камни с неба падать не могут, потому что на небе камней нет. Но никто же не видит ни одного камня... Конечно, не могут камни с неба падать. Не бывает метеоритов никаких. Эйнштейн называл это бытовым мышлением. Вот кажущаяся неизменность мира, хотя много-много происходит изменений, но человек их не замечает... Вчера была зеленая трава, сегодня зеленая трава и завтра будет зеленая трава. Значит, все как было, так и есть. И можно жить, как жили. И можно действовать, как действовали, и можно образ жизни иметь такой, какой мы имели. А оказывается, нет... Нет, иметь-то можно, только к чему это приведёт?
Какие работы учёных стоит прочесть
Глобалист Аурелио Печчеи книга "Перед бездной».
Или работы академика Н. Моисеева и научной школы академика, которая занималась тем, что как бы проверяла прогнозы Вернадского. Вернадский сказал, что мы уже прошли точку невозвращения, и мы создаем техносферу, которая давит биосферу. Он очень просто всё разъяснил: мы асфальтируем земной шарик, и леса уходят под асфальт. Прекрасно. А кто будет вырабатывать кислород?
Академик Н. Моисеев написал основательную книгу о системе образования, в которой он отметил, что расчеты указывают на возможность того, что экология может стать настолько неблагоприятной, что жизнь человека на Земле окажется под угрозой. Так же, как мамонты вымерли, люди могут тоже внезапно исчезнуть. Это не произойдет поэтапно, когда сначала одна страна столкнется с катастрофой из-за нехватки кислорода, а затем другая — все могут пострадать одновременно. Или же температура может измениться так, что все погибнут в один момент. Это будет резкий и неожиданный переход. Моисеев пришел к выводу, что образование необходимо срочно реформировать, поскольку инерция мышления требует преодоления. Важно осознать, что наша техносфера быстро трансформирует биосферу, и осмыслять это должен каждый человек.
Вот в чём инерция мышления проявляется наиболее опасно
Каждый человек находится дома, как обыватель, и говорит: "Ну хорошо, пусть там умные люди думают, пусть они что-то там сделают, пусть они нас спасут всех. Вот они нас всех пусть спасут. А мы будем сидеть на диване, смотреть, так сказать, на экран и оценивать, кто из них лучше всех нас спасает".
Вот она, эта инерция мышления... почему-то эта утопия, что будет именно так, что все будут сидеть на диванах, смотреть в монитор, и оценивать... и голосовать... и лайки ставить.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 2024 году вновь поднимается вопрос самоуничтожения. На протяжении 54 лет авторитетные эксперты, самые влиятельные личности, указывают на необходимость нового мышления. Лидеры призывают: «Нужно начинать с себя и внедрять новое мышление». Они также подчеркивают, что результатом должно стать мирное сосуществование и использование технологических достижений цивилизации во благо человечества, а не против него. Эти достижения должны способствовать процветанию, а не ведению к самоуничтожению. В основном все акцентируют внимание на мире во всем мире, необходимости начинать с себя и необходимости нового мышления. Почему слова лидеров не привели к изменению мышления?
Революция в мышлении
Для любого серьёзного преобразования в обществе необходимо новое мышление. На протяжении долгих лет мы говорим о том, что действительно требуется решить проблему инерции. Все великие умы намекают на то, что люди должны научиться взаимодействовать, понимать и принимать новые идеи. В противном случае наша история продолжается без изменений.
Наша эпоха, с её постоянными вызовами и проблемами, требует от каждого из нас осознания того, что мышление как таковое может оскорблять саму идею человечности. Мы не можем постоянно дожидаться перемен и надеяться, что это произойдёт само собой, поколение за поколением.
Чтобы противостоять упадочному состоянию нашего общества, необходимо создать механизмы, дающие возможность пересмотреть имеющиеся проблемы в светлые и адекватные решения. Мы видим, что требуется новая философия, которая в первую очередь основывалась бы на ценностно-смысловом подходе.
Я поддерживаю спецпредставителя Президента по технологическому развитию Дмитрия Николаевича Пескова, который сказал, что Советский Союз очень любил решать невозможные задачи, и он их решал. К сожалению, решения не внедрены. Все решения найдены, апробированы, проверены, но не внедрены.
Какие решения были найдены? Геннадий Алексеевич Ягодин обозначил, что необходима новая философия. Что философия должна стать основным предметом и в школе и вузах. Новая философия, которая позволяет человечеству выжить, была разработана, но не была распространена.
Инерция мышления в чем заключается? В том, что все, абсолютно все серьезные политические деятели и деятели искусства говорят, что теперь каждый человек несет ответственность за выживание человечества. Как он может нести? Только распространением новой культуры отношений. Какой должна быть эта культура? Ведь новых культур может быть миллион. И из этого миллиона 999999 они будут вредоносными. Это субкультуры, и мы их множество видим. А истинная только одна. Та, которая обеспечивает выживание: ценностно-смысловая культура.
Она была разработана. И она была апробирована. Она и сейчас распространяется. Теми, кто считает своим долгом внести какую-то лепту в спасение человечества от самоуничтожения, именно начиная с себя, именно начиная с ближайшего окружения, начиная со своей семьи, а не на международных конференциях, как говорит Владимир Владимирович Путин. Совершенно правильно говорит: "Такие вопросы не решаются на международных конференциях. Начинать нужно с себя." И есть такие люди, которые начинают, узнают, что есть ценностно-смысловая культура и сами начинают ее осваивать и распространять.
Мышление. А какое это новое мышление? Если бы вы знали, сколько различных видов мышления есть. Вот начнете изучать литературу, специальную, популярную, художественную, научную, пожалуйста, вы увидите множество типов мышления и видов мышления. Все помнят, чем наша эпоха отличается от предыдущих? Много есть отличительных моментов, но самый главный один: знания устаревают в процессе их создания. То есть, ни Ломоносов, ни Лавуазье, ни Эйлер не имели дело с такой ситуацией. В ситуации, когда знания устаревают в процессе их создания, спасительным является ценностно-смысловое мышление, которое объединяет в себе все ранее известные типы мышления и дополняет его еще новыми характеристиками.
Проблема патриотизма и идеологии
Идеологическая система, к которой мы все привыкли, формировала у нас иерархии и столкновения. Это не конструктивно, так как выбор между добром и злом должен быть осознанным и критичным. Мы не можем продолжать полагаться на старые подходы и участвовать в борьбе и конфронтации.
Государственная идеология должна формировать мировоззрение, способное объединять людей. В условиях нашего многообразного общества необходимо учитывать различные аспекты и подходы, чтобы все могли найти общие ценности. “Мы находимся в состоянии кадрового голода” — это сокращение возможностей для исторического прошедшего, которое требует переосмысленного подхода к новым реалиям.
Поэтому, если разрабатывается новая Конституция, необходимо полностью изменить всю систему функционирования всех областей: культуры, образования, науки, промышленности и труда. Эти изменения должны соответствовать новым реалиям и быть системными. В противном случае инерция мышления может разрушить страну.
Когда мы говорим о необходимости внедрения государственной идеологии, я имею в виду не возвращение к старым методам, а внедрение нового способа мышления, который может вдохновить изменить ситуацию в стране и вселить надежду. И это не просто концепт — это реальный путь к успеху.
Конституция России объявляет идеологическое многообразие. Как в стране с идеологическим многообразием оказать противодействие деструктивной идеологии? Благодаря которой сейчас ситуация в России может "развиваться по негативному сценарию". То есть сейчас пропасть Российская Федерация, так же как Российская Империя, так же как Советский Союз. Дальше там даются определенные рекомендации. Но чтобы их выполнить, опять нужно внедрять новые подходы, которые позволяют учитывать инерцию мышления, учитывать ее закономерности таким образом, чтобы обеспечить рост единства нации в условиях идеологического многообразия. Все время поднимается вопрос, нам нужна государственная идеология? Нужна. Нужна. И это должна быть идеология более высокого порядка. Не такого порядка, как была у нас до распада Советского Союза. Та идеология привела к краху. Была идеология, была цензура. Почему же Советский Союз распался? Причем сам разрушился изнутри. Потому что такого порядка инструменты, которые у нас были - уже не работают и не обеспечивают целостность государства.
Можно ли сейчас ввести государственную идеологию? Вот прямо сейчас взять и ввести, но не просто ввести, а так, чтобы это привело к положительному результату, не к увеличению социального напряжения в обществе. Что значит положительный результат? Снятие социального напряжения.
Во-первых, необходимо помнить, зачем нужна государственная идеология. Для того, чтобы ресурсы государства расходовать на формирование единого мировоззрения народа. Мировоззрение должно быть единым. Может при этом быть различие? Может и должно. Это природа человека. Но, тем не менее, это различие во взглядах на различные аспекты явления, технологии и все остальное, оно должно приводить к взаимоусилению, гармонии. Возможно это? Возможно. Если вводится ценностно-смысловая культура, ценностно-смысловое образование, ценностно-смысловая философия, ценностно-смысловая экономика и ценностно-смысловая цивилизация. Вот Владимир Владимирович Путин говорит, что задача России - это укрепление Русского мира, который создал уникальную цивилизацию. Правильно. Но развиваться она может в каких условиях? Что провозгласил Владимир Владимирович Путин? Многополярный мир. Однополярного мира больше быть не может, может существовать только многополярный мир. Но не всякий многополярный мир является миром. Если он неправильно устроен, то начинаются конфликты многополярные, как сейчас мы видим.
Так что же должно быть? Какие конкретные действия? Очень просто. Разработан специально на этот случай новый тип мировоззрения. Называется ценностно-смысловое мировоззрение. Какую нужно вводить идеологию сейчас, если вводить государственную? Государственную идеологию многополярного мира. Эта идеология разработана, и она позволяет перейти от просто идеологического многообразия, как сейчас, к идеологическому многообразию в условиях государственного формирования ценностно-смыслового мировоззрения, приводящего к единству.
Идеологию многополярного мира, формирующую ценностно-смысловое мировоззрение, которое обеспечивает возможность с одной стороны каждому иметь свою идеологию, пожалуйста, но взаимодействие этих идеологий должно приводить к взаимоусилению, а не конфронтации.
Решение проблемы
Чтобы перестроить мышление общества, необходимо осваивать ценностно-смысловой подход. Он должен основываться не только на сотрудничестве и уважении, но и на осознании того, что новые реалии требуют нового подхода не только в образовании, но и в управлении.
Следует внедрить методологию, способную преодолеть инерцию мышления. Важно учесть, что изменения должны происходить системно и последовательно, чтобы избежать дальнейшего упадка.
Необходимо помнить, что успех возможен только тогда, когда мы сможем объединить усилия, а не создать новые разногласия. Как было сказано в важных документах, «нужно учитывать закономерности инерции мышления таким образом, чтобы обеспечить рост единства нации».
Ценностно-смысловая философия была разработана как альтернатива марксистской-ленинской. Она показала недостатки марксистско-ленинской философии. Показала, что да, действительно, можно обойтись без борьбы, но тогда необходимо творческое решение. Были разработаны методы нахождения этих творческих решений в любых ситуациях. Были подготовлены кадры, которые умеют это делать. Было показано в течение 20 лет в рамках большого государственного эксперимента, как эта философия успешно реализуется для всех возрастных категорий.
Выводы
Необходимость новой государственной идеологии
В условиях идеологического многообразия требуется вводить идеологию, которая способствовала бы единству нации и гармоничному развитию общества. Это должна быть идеология более высокого порядка, отличная от тех, что существовали в прошлом.
Ценностно-смысловое мировоззрение
Важно развивать ценностно-смысловую культуру, образование и философию, чтобы формировать единое мировоззрение. Это позволит учитывать разнообразие мнений и взглядов, не ведя к конфликтам. Осваивать технологию ценностно-смыслового управления для отработки личных навыков творческого совместного принятия решений может каждый самостоятельно, изучив труды по данной теме, или в сотрудничестве под авторским сопровождением.
Многополярный мир
Идеология должна отвечать требованиям многополярного мира, что позволит обеспечить взаимодействие между разными идеологиями в рамках общих ценностей и целей. Каждый человек может готовиться к этому и не реже, чем 1 раз в 3 дня производить диагностику своей системы ценностей (строго соблюдая технологию ЦССУ).
Преодоление инерции мышления
Для успешного будущего необходимо преодолеть инерцию мышления общества, что требует системных и последовательных изменений в образовании и управлении. Но прежде всего, это требует изменений на личном уровне и осмысления своей личной системы ценностей и смыслов.
Объединение усилий
Успех возможен только при объединении усилий различных идеологий, направленных на взаимное усиление, а не конфликт. На любом уровне взаимодействия между людьми: от семьи до нации. Научиться гармонично дополнять друг друга можно с помощью точных гуманитарных наук. Начать можно с ценностно-смыслового управления. В канале мы раскрыли как именно действовать в целях самосовершенствования. Поднимитесь в самое начало канала и двигайтесь последовательно (строго соблюдая рекомендации).
Таким образом, для предотвращения негативного сценария развития России и формирования единой нации необходимо начинать с себя и учиться осмысливать изменения, отслеживать динамику своей системы ценностей и учиться комплиментарному сотворчеству новых общих смыслов.