Найти тему

Гитарная струна и домкрат. Необычный способ, с помощью которого медвежатники из Тбилиси грабили ювелирки

Оглавление

Тбилиси, 1981 год…

Арчил Георгадзе долго копил деньги для того, чтобы сделать своей невесте шикарный подарок перед свадьбой. И вот, наконец, настал долгожданный день. Покупать золотые украшения Арчил отправился с утра пораньше, к открытию ювелирного магазина. Георгадзе подошел к двери, посмотрел на табличку с графиком работы, потом на часы. Рановато. Придется подождать. Но машинально покупатель все же дернул за ручку. К его удивлению, дверь легко открылась. Молодой человек неуверенно вошел внутрь и остолбенел от увиденного. На полу в центре торгового зала лежал солидного вида мужчина, а прилавки ювелирного были абсолютно пусты. Недолго думая, Арчил позвонил в милицию, надеясь, что стражи порядка быстро во всем разберутся и найдут злоумышленников по горячим следам.

Место преступления

Звонок из "Янтаря" встревожил дежурную часть Октябрьского райотдела милиции. Уже через несколько минут опергруппа была на месте. Первым делом вызвали "скорую" для потерявшего сознание директора магазина. А сами тем временем стали внимательно осматривать место происшествия.

Сыщики сразу поняли, что преступники проникли внутрь необычным способом, а именно - через подвал. Там они нашли гидравлический домкрат, которым, судя по всему, воры приподняли тяжеленную бетонную плиту пола. Рядом валялись гвоздодер и какой-то металлический валик. Скорее всего, ими тоже орудовали ночные "гости".

Но больше всего оперативников озадачила неожиданная находка, в центре зала лежал аккуратно сложенный белый носовой платок. Уж больно странно он смотрелся посреди всего этого беспорядка. Похоже, грабители не просто так его там оставили.

Дело поручили самым опытные сыщикам: Роману Гвенцадзе, Вахтангу Гварамия и Роину Энукидзе.

-2

Первым делом найденный на месте преступления носовой платок предъявили директору ограбленного магазина. Мужчина уверенно заявил, видит его в первый раз. Затем платок показали каждому из сотрудников магазина. Те тоже не признали его своим. И все же сыщики не исключали версию причастности к преступлению сотрудников ювелирного. Оперативники переговорили с каждым, навели справки о родне и знакомых, поинтересовались, нет ли у кого из сотрудников больших долгов, не живет ли кто из них явно не по средствам.

Одной из версий была, что магазин обограли бывшие строители, которые строили этот дом, потому что они знали, где слабая точка в магазине.

И вдруг в деле появились новые подробности.

Глубокой ночью на пульт того же Октябрьского райотдела поступил тревожный сигнал.

В "Изумруде", другом ювелирном магазине, сработала сигнализация. Прибывший наряд милиции осмотрел магазин: двери закрыты, витрины целехоньки, товар на месте. Вроде как и не было ничего. Сбои в работе сигнализации списали на возможную неисправность и милиционеры покинули объект.

Найденный на месте преступления платок
Найденный на месте преступления платок

Но когда утром директор "Изумруда" открыл ювелирку, его ждал неприятный сюрприз. Большая часть драгоценностей исчезла, а сейф оказался пуст. Примчавшиеся на место преступления оперативники были озадачены. На дверце сейфа не имелось никаких следов взлома или повреждений. Единственной уликой стала аккуратно перепиленная дужка навесного замка на входной двери - верный признак того, что ночные визитеры побывали и здесь.

Налетчики знали, что обмануть сигнализацию они не смогут, поэтому разработали хитрый план. Преступники прикинули время, когда приходила милиция. И за пять минут они успели взломать наружный замок. После этого грабители спрятались. Прибывший на место патруль не заметил ничего подозрительного, ведь замок остался на месте. Но как только милиционеры уехали, бандиты сняли распиленный замок и вошли в магазин. Открыли сейф, потратив несколько минут и забрали 6 килограммов золото. Кто-то из преступников при этом оставался снаружи. Именно он и повесил замок с распиленной дужкой обратно. Поэтому при очередной ночной проверке сотрудники милиции снова не заметили взлома. Этот же трюк помог банде беспрепятственно скрыться.

А вскоре произошло и третье ограбление…

И снова почерк преступников не оставлял сомнений в том, что орудует все та же дерзкая банда взломщиков - аккуратный подкоп, проникновение через подвал, распиленная дужка замка и опустошенный сейф, на котором не имелось ни малейших признаков взлома. Но на этот раз грабители явно проявили поспешность и допустили серьезный промах. В замочной скважине опустошенного сейфа криминалисты обнаружили едва заметные глазу следы от тонкой металлической нити.

Это сразу привлекло внимание следователя Романа Гвенцадзе, уж он-то сразу смекнул, что преступники использовали отмычку, изготовленную из обычной гитарной струны. Следователь припомнил один из своих разговоров с коллегами на курсах повышения квалификации: тогда речь шла как раз о подобных самодельных инструментах, при помощи которых умельцы вскрывали почти любые замки и сейфы.

Чтобы проверить свою догадку, Гвинцадзе самостоятельно смастерил из струны миниатюрный ключ и опробовал его на различных моделях сейфов, хранившихся в милиции в качестве вещдоков. К огромному изумлению присутствовавших при этом экспертов и коллег-оперативников, Роману удалось вскрыть более тридцати сейфов.

Оставалось лишь найти умельца, изготовившего преступникам хитрый ключ из гитарной струны.

Новый этап расследования

Поиски загадочного "левши", снабжавшего преступников инструментами для взлома, вывели оперативников на след некого Руслана Томаева, ранее судимого за кражи тбилисского умельца, у которого и раньше возникали проблемы с законом.

Руслан Томаев был тот еще фрукт. Половину жизни он мотался по тюрьмам да колониям. То за кражи срок схлопочет, то за мошенничество. А еще Руслан по сейфам был спец.

Сыщики прикинули, что, скорее всего, это он отмычки для тбилисских "медвежатников" мастырил. Ну, чтобы проверить догадку да выяснить, с кем Томаев еще дружбу водит, решили за ним круглосуточную слежку установить.

И ведь как в воду глядели! Уже через пару деньков Руслана тепленьким взяли, когда он в одну квартирку в новостройке на окраине залезть пытался. При обыске у него цел ый склад отмычек да сверл нашли, настоящий профессиональный набор домушника. Томаев быстро сообразил, что лучше по-хорошему со следствием сотрудничать, чтоб срок скостить. Ну и выложил все, что знал.

Но следствие интересовал другой вопрос. Для кого Тамаев изготовил ключ из гитарной струны?

Руслан уверял, он знает об этом человеке совсем немного. Он грузин и живет в Тбилиси. Больше ничего. С помощью Томаева составили фоторобот загадочного заказчика. Ориентировки разослали по всей республике. Одним из направлений следствия и оперативной работы было изучить всех скупщиков краденых вещей и всех спекулянтов.

Круг поисков постепенно сужался...

Томаев
Томаев

Неожиданный поворот в деле

Удача улыбнулась оперативникам в тот момент, когда они, казалось бы, зашли в тупик. Случайно задержанный при попытке сбыта краденого мелкий воришка по кличке Цаца неожиданно проявил желание сотрудничать со следствием. На допросе он признался, что недавно пытался загнать на черном рынке роскошный перстень с крупным бриллиантом, который получил от своего знакомого, промышлявшего скупкой ворованных драгоценностей. Самое интересное, что украшение полностью соответствовало описанию одной из похищенных в "Янтаре" вещей.

Это была сенсация, ведь следователи наконец-то напали на реальный след бандитов!

Цаца подробно описал свою "благодетельницу", пожилую даму по имени Симха Давидашвили, проживавшую в Кутаиси и слывшую среди местных уркаганов особой, близкой к воровским авторитетам. Чутье не подвело оперативников, и внезапный визит в квартиру госпожи Давидашвили стал началом ее конца.

Обыск у Давидашвили

Встреча тбилисских сыщиков с кутаисскими коллегами началась с подробного инструктажа и ознакомления с оперативной обстановкой в городе. Местные оперативники со скепсисом отнеслись к намерению приезжих "хлопцев" прошерстить берлогу мадам Давидашвили, ведь по их мнению, ничего противозаконного бабушка-божий одуванчик не совершала и совершить не могла. Каково же было всеобщее удивление, когда визит в скромное жилище подозреваемой обернулся обнаружением грандиозного схрона дорогостоящих побрякушек!

В погребе оперативники наткнулись на внушительных размеров тайник, в котором хранилось несколько килограммов золотых украшений. Кроме того, в кухонном шкафу под стопками тарелок были спрятаны увесистые пачки денег. Как выяснилось позже, общая сумма наличных превышала 130 тысяч рублей. Немалый куш для пенсионерки, о которой соседи отзывались как о кроткой и набожной женщине!

Однако дальнейшая проверка изъятых драгоценностей привела следствие в тупик - ни одна из найденных вещиц не значилась в списках похищенного из ювелирных магазинов Тбилиси. Выходит, старушка Давидашвили промышляла скупкой и перепродажей краденого, но к резонансным ограблениям была непричастна.

Скупщица краденого
Скупщица краденого

Тупик длился недолго, ведь вскоре пришел ответ из Москвы на запрос о носовых платках, забытых грабителями на местах преступлений. Зацепка вывела следствие на новый, неожиданный след.

Новый след расследования

Ответ из столицы СССР гласил, что платки, ставшие "визитной карточкой" тбилисских взломщиков, выпускались только на одной текстильной фабрике, расположенной в далеком Хабаровске. Роман Гвенцадзе первым же рейсом вылетел на Дальний Восток, чтобы на месте выяснить, как продукция хабаровских ткачей могла оказаться за тысячи километров от места своего производства. То, что удалось обнаружить дотошному следователю, удивило даже его, повидавшего всякое за годы службы в угрозыске.

Оказалось, что два года назад из местного универмага была совершена дерзкая кража. Тогда двое поддатых мужчин среди ночи вломились в торговый зал и вынесли несколько упаковок мужских носовых платков. Но самое интересное обнаружилось при изучении личностей задержанных. Одним из них оказался... Александр Бакрадзе, уроженец солнечной Грузии, приехавший в Хабаровск на заработки!

Круг начинал замыкаться, ведь теперь стало понятно, как фирменные платки с Дальнего Востока могли оказаться за тысячи километров, на местах преступлений в Тбилиси. Но и это еще не все, так как дальнейшее изучение хабаровского эпизода биографии Бакрадзе преподнесло следствию настоящий подарок.

Бакрадзе
Бакрадзе

Главный подозреваемый

Копнув глубже историю злоключений Бакрадзе в Хабаровске, Роман Гвинцадзе обнаружил поистине бесценную информацию. Оказалось, во время своего краткосрочного пребывания в местном СИЗО после прекрасного застолья и попытки грабежа универмага, Александр делил камеру с неким уркаганом по кличке Токарь. Этот мужчина слыл среди зэков авторитетным "медвежатником" и промышлял изготовлением отмычек, фомок и прочих инструментов, с помощью которых можно было вскрывать сейфы и пробираться в любые помещения.

По воспоминаниям сокамерников, гость из Грузии с увлечением расспрашивал Токаря о тонкостях его ремесла, выведывая секреты мастерства и внимательно изучая конструкцию изготавливаемых умельцем приспособлений. Особенно Бакрадзе заинтересовался возможностью использования гидравлического домкрата для приподнимания тяжелых плит - в этом оперативники сразу признали "фирменный стиль" тбилисских взломщиков.

Дальнейшая судьба хитроумного кавказца не заставила себя долго ждать. Вернувшись из Хабаровска в родной Тбилиси, он сразу принялся за организацию криминального промысла. Собрав вокруг себя нескольких проверенных уркаганов и разжившись необходимыми инструментами, Александр приступил к реализации дерзких ограблений, потрясших всю Грузию. Но, как показало дальнейшее расследование, даже безупречных преступлений не бывает, ведь рано или поздно любой преступник допускает досадный промах, оставляя после себя улики, позволяющие выйти на его след.

Круг поисков неуловимого Бакрадзе сужался с каждым днем. Следователи выяснили, что главарь банды отбывает наказание в одной из тбилисских колоний, куда угодил за участие в потасовке в ресторане. Примечательно, что этот инцидент произошел аккурат в день третьего ограбления ювелирного магазина, видимо, коварный преступник пытался обеспечить себе алиби на случай провала.

Но сыщики быстро разгадали этот незамысловатый трюк и, заручившись санкцией прокурора, этапировали подозреваемого из колонии в городской изолятор. Там его уже поджидал ценный свидетель, тот самый "Токарь", мастеривший отмычки по заказу Александра. Опознание прошло без сучка без задоринки, и умелец сразу признал в Бакрадзе своего бывшего клиента и подробно описал внешность подозреваемого. Дальше события понеслись по накатанной. Опытные следователи умело "расколололи" матерого уркагана, получив от него признательные показания и узнав местонахождение тайника с награбленными драгоценностями.

-8

Раскрытие преступной схемы

После обнаружения похищенного и предъявления их Бакрадзе, запираться тому дальше не имело смысла. На последующих допросах главарь банды выложил следствию всю подноготную криминального промысла, в деталях описав каждый из эпизодов.

Как оказалось, при подготовке ограблений Александр использовал целую сеть пособников, каждый из которых отвечал за свой "участок" работы. Среди них были и "шестерки", ведущие скрытное наблюдение за намеченными клиентами, и "медвежатники", специализировавшиеся непосредственно на взломах, и "скупщики", занимавшиеся сбытом награбленного. Бакрадзе же выступал в роли организатора и координатора, лично принимая участие лишь в наиболее дерзких эпизодах.

Громкое расследование подходило к своему логическому завершению.

Судебный процесс

Точку в этом громком деле про тбилисских "джентльменов удачи" поставили в 83-м, когда в Верховном суде Грузии начался процесс. На скамье подсудимых сидели 12 человек, включая главаря банды.

Александр Бакрадзе был приговорен к 15 годам лишения свободы. Его подельники получили от 10 до 14 лет. Так закончилась эта история о безмерной человеческой алчности.