Горящий транспорт «Старый большевик», в который попала авиабомба, мог взорваться в любой момент. Рулевое управление было повреждено, а огонь подбирался к трюму с боеприпасами. К кораблю подошёл английский эсминец, чтобы спасти команду. Согласно правилам конвоя, людей нужно было забрать, а транспорт — затопить. Однако советские моряки отказались покидать судно.
Лесовоз «Старый большевик» был построен в 1933 году. Корабли этой серии отличались крепкими палубами, хорошей остойчивостью и высокой манёвренностью. Судно было приписано к Мурманскому пароходству и участвовало в конвоях, которые перевозили грузы по ленд-лизу.
На судне установили два зенитных орудия и несколько пулемётов для защиты от вражеской авиации. В марте 1942 года в Нью-Йорке на «Старый большевик» погрузили 15 самолётов и более 4 тысяч тонн вооружения, после чего судно отправилось в Рейкьявик, где формировался караван PQ-16.
19 мая 1942 года 35 грузовых судов под прикрытием 17 кораблей эскорта отправились в Мурманск. «Старый большевик» шёл в конце конвоя, что было невыгодно: при воздушных атаках самолёты опасались попасть под плотный зенитный огонь и чаще били по крайним судам. Капитаном корабля был опытный Иван Афанасьев, первым помощником — участник штурма Зимнего дворца и тоже опытный моряк Константин Петровский, рулевым — молодой, но грамотный бывший военный моряк-балтиец Борис Аказёнок (он же командовал расчётом зенитчиков).
Первые пять дней пути прошли спокойно. Но утром 25 мая начался настоящий ад: на конвой напали не менее 20 бомбардировщиков и торпедоносцев. Благодаря умелому маневрированию и плотному зенитному огню поначалу удавалось избегать серьёзных проблем. Однако день 27 мая стал для «Старого большевика» и его экипажа самым страшным в жизни.
Как рулевой ни уводил судно от торпед и пикирующих бомбардировщиков, одна из бомб всё же попала в цель. Зенитное орудие на носу было полностью уничтожено, весь его расчёт погиб. Многие члены экипажа получили ранения, а разгорающийся пожар угрожал уничтожить весь корабль.
На подошедший эсминец перенесли только тяжелораненых членов экипажа, после чего все уцелевшие начали бороться за живучесть судна. Они остались одни посреди океана.
Помощи извне ждать не приходилось, так как конвой PQ-16 продолжил движение в порт назначения.
Одни моряки переносили ящики с оружием и боеприпасами из горящего отсека в безопасное место. Другие боролись с огнём, заливая его водой из шлангов и вёдер. При этом успевали подавать снаряды к уцелевшему орудию на корме, набивать пулемётные ленты патронами и отражать продолжавшиеся атаки самолётов. Аказёнок, который лично встал за зенитку, даже сбил один торпедоносец. Мотористы чинили повреждённые механизмы и рулевое управление. Вскоре судно, на котором потушили пожар, смогло восстановить ход и отправилось догонять конвой!
На следующий день повреждённый «Старый большевик» занял своё место в хвосте PQ-16, а вскоре к охране конвоя присоединились три советских эсминца и истребители. Вечером 30 мая, когда судно зашло в Кольский залив, его встретили артиллерийским салютом: все корабли, стоявшие на рейде, выразили ему своё уважение.
Экипаж был награждён орденами и медалями. Капитан, первый помощник и рулевой получили звания Героев Советского Союза. «Старому большевику» вручили орден Ленина, после чего он перешёл работать на Тихий океан, где до ноября 1945 года доставлял военные грузы из США. Судно оставалось в строю до 1969 года. А его история, которая известна и за рубежом, стала символом мужества и героизма советских моряков.
Подпишитесь на мои сотсети:
VK-https://vk.com/public205176892
YouTube-https://www.youtube.com/@RasskazSoldata