В регламенте ТО любого авто есть пункт - замена тормозной жидкости. Обычно интервал замены по времени - 2-3 года, а по пробегу - 30000-40000 км.
Работа мастером консультантом я часто после озвучивания перечня работ по обслуживанию слышу: "А тормозную то зачем менять? Убирайте! "
Сегодня попробую кратко ответить на этот вопрос.
1) Что происходит с тормозами при работе?
В какой то момент Вам нужно остановить автомобиль и Вы нажимаете на педаль тормоза. Далее происходит ряд действий который скрыт от Вас: 1. Педаль тормоза при помощи соединённого с ней штока воздействует через усилитель тормоза (чтобы Вам было легче) на главный тормозной цилиндр. 2.цилиндр давит на заключённую в нем тормозную жидкость, давление в цилиндре повышается 3. Так как любая жидкость несжимаема, давление начинает увеличиваться в контурах системы (для упрощения отбросим АБС за скобки). 4. Давление жидкости передаётся на рабочий тормозной цилиндр, который в свою очередь воздействует на одну тормозную колодку, прижимая её к тормозному диску, а сила реакции на суппорте притягивает к диску вторую колодку. 5. Сила трения между колодками и диском заставляет закреплённое на ступице вместе с тормозным диском колесо вращается медленнее, что приводит к замедлению автомобиля. При этом из-за трения происходит нагрев тормозного диска, колодок и суппорта.
В зависимости от тормозной динамики температура, до которой нагреваются тормозные механизмы, очень высока:
В городском цикле - 300-400 градусов по Цельсию
Оттормаживание с высокой скорости, агрессивная езда с серией разгонов и торможений - 500-600 градусов Цельсия
Боевой режим гоночных нагрузок - 800 градусов Цельсия и выше
2) Какую роль тормозная жидкость играет в системе и какими свойствами должна обладать?
Как можно понять из сказанного выше - тормозная жидкость является рабочей гидравлической жидкостью, которая передаёт давления от органа управления (педали) к рабочему исполнительному механизму (цилиндру или цилиндрам суппорта).
Исходя из условий эксплуатации и назначения к тормозной жидкости предъявляются высокие требования по ряду свойств:
1. Высокая температура кипения. Это свойство позволяет жидкости не закипать при интенсивном торможении, когда температура в системе может достигать высоких значений.
2. Низкая вязкость при различных температурах. Жидкость должна сохранять свою текучесть как при низких, так и при высоких температурах, обеспечивая эффективное торможение в любых условиях.
3. Смазывающие свойства. Тормозная жидкость должна обладать хорошими смазывающими свойствами, чтобы защитить компоненты тормозной системы,такие как главный и рабочие цилиндры от износа.
4. Антикоррозионные свойства. Жидкость должна защищать металлические детали тормозной системы от коррозии.
5. Гигроскопичность. Хотя это свойство считается недостатком, поскольку влага из воздуха может снижать температуру кипения жидкости, современные тормозные жидкости обладают низкой гигроскопичностью, что позволяет им дольше сохранять свои свойства, но тем не менее, в процессе эксплуатации автомобиля содержание в ней влаги увеличивается, что приводит к ухудшению всех остальных свойств
6. Стабильность. Жидкость должна сохранять свои характеристики в широком диапазоне температур и условий эксплуатации.
7. Совместимость с материалами. Тормозная жидкость должна быть совместима с материалами, из которых изготовлены компоненты тормозной системы, чтобы избежать их повреждения. Да, шланги тормозной системы изготавливаются из стойкой к агрессивным средам видов резины, но если жидкость нк подходит по стандарту к вашему авто - есть риск получить серию протечек жидкости из-за повреждённых шлангов, манжет цилиндров.
3) Что будет, если не менять жидкость? (Страшилки на ночь)
Будучи смазочной жидкостью - тормозная жидкость вбирает в себя продукты износа тормозных механизмов - цилиндров, что по мере эксплуатации не лучшим образом сказывается на ее свойствах.
Будучи жидкостью с антикоррозионными свойствами, тормозная жидкость содержит в себе присадки, которые отвечают за нейтрализацию веществ, приводящих к возникновению коррозии, как щелочные соединения в моторном масле. По мере нейтрализации приводящих к коррозии веществ тормозная жидкость перестаёт быть антикоррозионной и могут возникнуть подклинивания механизмов из-за этой самой коррозии.
Будучи гигроскопичной жидкостью, тормозная жидкость достигает предела поглащения влаги, после которого всё свойства сильно падают, а особенно антикоррозийность и температура кипения со стабильностью. Проверить насыщение жидкости можно при помощи специального тестера.
Если Вам уж очень неймётся сэкономить - проверьте жидкость и если с ней всё в порядке - оставьте жидкость без замены но проверяйте каждый месяц и замените при ухудшении свойств. Важно! При замене в сервисе попросите проверить содержание воды в новой жидкости. При нарушении условий хранения она может быть негодной ещё до заливки. Особенно это касается случаев, когда жидкочть приносят не в запечатанной бутылке, а в стакане, наполненный в недрах склада.
При резком торможении возникает риск локального закипания тормозной жидкости, который приводит к тому, что тормоза отказывают. Что происходит когда отказывают тормоза на скорости - можете представить сами.
Вывод
Рабочая жидкость тормозной системы такой же важный её элемент, как и колодки с дисками. Не экономьте на её замене, такая экономия может печально сказаться на Вашем автомобиле, и как следствие, на Вас и Ваших близких!
Спасибо за внимание и прочтение!
Ещё статьи по теме: