Человек хоть и очень продвинутое, но все же животное. И потому у других животных можно отыскать многие привычки, вроде бы «чисто человеческие». И речь не о человекообразных обезьянах – с этими-то давно все ясно.
Однако многим животным не чужды альтруизм, супружеская верность, коллективизм. А гиеновые собаки в Африке демонстрируют даже зачатки демократии!
И совсем она не гиена!
Русское название гиеновой (или гиеновидной) собаки поневоле сбивает с толку. Возникает впечатление. что ближайшим родственником этого животного является гиена. Но это категорически не так!
Гиеновая собака (Lycaon pictus) – именно что собака, то есть принадлежит к семейству псовых. На деле ее ближайший родственник – азиатский красный волк, которого в «Маугли» тоже, между прочим, «собакой» называют. А гиена принадлежит к семейству кошкообразных (с кошачьими не путать!), и гиеновой собаке вообще никто!
Есть только одна черта, делающая гиеновую собаку похожей на гиену. Это окраска шкуры.
Псовые редко бывают пестрыми. А вот гиены – они как раз либо пятнистые, либо полосатые. И гиеновые собаки пятнистые.
Общий тон у них бурый, и по этому фону произвольно разбросаны черные, белые и рыжие неправильной формы пятна. Их расположение и контуры могут служить гиеновой собаке чем-то вроде отпечатка пальца – они строго индивидуальны.
Собака – она собака и есть
Если же не считать масти, гиеновая собака вполне похожа на собаку. Это средних размеров хищник – до 80 см в холке, до метра с небольшим в длину, до 36 кг веса.
У гиеновой собаки довольно длинный пушистый хвост с выраженной белой «кисточкой». Еще у нее поджарая фигура, длинные лапы и большие настороженные уши.
Гиеновые собаки населяют Африку южнее Сахары. Правда, есть они не повсюду на этой территории – животные предпочитают саванны и степи. Джунгли – это не про них.
Кроме того, собаки уходят из мест, слишком ретиво осваиваемых человеком. Дело даже не в том, что они боятся людей (они не боятся), и даже не в охоте на них, хотя она имеет место. Дело в кормовой базе. Гиеновые собаки очень прожорливы, и в земледельческих районах им не может хватить пищи.
Собаки охотятся на самых разных африканских копытных, массово встречающихся в саваннах – газелей, импал, зебр, гну. Предпочитают они добычу средней величины, но могут справиться и с довольно крупным животным. Если же такового нет – не брезгуют чем помельче, например, тростниковой крысой.
Гиеновые собаки – выносливые и быстрые бегуны, на рывке могут развить скорость выше 50 км/ч, а если не спешить, то могут бежать долго и загонять жертву, как это делают волки. Каждая собака способна в один присест съесть до 9 кг мяса – больше, чем волк!
Гиеновые собаки не любят пятнистых гиен и обязательно прогоняют их от своей добычи, хотя и позволяют попользоваться ею другим падальщикам. Еще они, как и положено собакам, не любят кошек. И для того у них есть основания – львы и леопарды являются самыми опасными врагами собак. Хотя успех в открытой схватке им не гарантирован.
А почему? Да потому, что гиеновые собаки – животные коллективные! Иначе как могли бы проявиться у них зачатки демократии?
Зарождение демократии в авторитаризме
Собаки живут стаями – обычно 2-3 десятка животных, хотя изредка бывает и по сотне. Ныне численность больших стай сходит на нет из-за общего уменьшения числа собак.
В стает есть «королевская чета» – пара в составе альфа-самца и альфа-самки. Нередко только эта пара дает приплод; альфы также руководят другими членами стаи своего пола. Хотя жестокие драки между своими у гиеновых собак случаются редко, все же власть доминантов в их стаях достаточно жесткая.
Как коллективные животные, гиеновые собаки имеют набор сигналов для общения. Чаще всего это звуки вроде лая. Но есть и другой звук, человеческому уху напоминающий скорее чиханье. И у собак он служит... для проведения мозговых штурмов!
Да, регулярно каждая стая собирается вместе и начинает по очереди чихать. Альфа чихает последней (последним), словно подводя итог дебатам. После этого обычно следует выход на охоту, в ходе которой каждая собака знает, какая ей отведена роль, и соответствует ей.
Только вот происходит распределение ролей не в ходе «обмена мнениями»! После чихательного сеанса непременно следует еще и период нормального общения, лаем и покусываниями!
Численность гиеновых собак ныне сокращается – сказывается и исчезновение мест для жизни, и охота, и недостаток пропитания. В некоторых африканских странах принимаются меры для сохранения этих животных.
И это правильно! Хотя бы потому, что надо же людям понять, какие же сложные философско-политические или организационные вопросы решаются организованным чиханьем! Ибо покамест вопрос этот еще не решен – ясно лишь то, что этот ритуал для собак важен и проделывается ими регулярно.