Добрый день, друзья!
Сегодня мы с вами поговорим о выдающемся художнике нашего времени - Дэвиде А. Леффеле. И мы не просто обсудим его жизнь и работы, а мы с мужем приготовил для Вас несколько сюрпризов, которые Вы увидите по ходу прочтения статьи.
Честно признать, я бы не скоро нашла его работы, если бы, опять же, не Джоанна, которая уже много раз упоминалась в последних выпусках. А дело в том, что она и у него успела взять несколько уроков. Спасибо ей, что не умолчала имена своих учителей.
"Искусство - это есть выражение единства и универсальности, категорий, существующих вне времени."- говорит Дэвид А. Леффель.
Знаете, я не могу даже промолчать, его работы - услада для моих глаз. Многие называют его художественным перевоплощением Рембрандта. Чтобы заслужить такое сравнение нужно как минимум обладать огромным талантом и блестящим мастерством, а главное – смелостью писать в манере великого мастера, потому что это всегда риск подвергаться сравнению.
А так это или нет, судить Вам в моих комментариях. Но я думаю, что Вы не разочаруетесь!
Приступим.
Дэвид А. Леффель родился в Бруклине в 1931 году, то есть сейчас ему уже 93 года, и он до сих пор продолжает творить, а спрос на его картины только возрастает.
(К сожалению, на его официальном сайте нет названий и датировок на работах, поэтому... что есть, то есть.)
Он является потомком двух иммигрантов из Минска, которые в период гонений евреев переселились в Уильямсбург, еврейский квартал в Бруклине, Нью-Йорк. Но когда ему исполнилось 4 года, произошло несчастье: маленький Дэвид заболел.
Родители начали возить его по разным больницам, но нигде ему не могли помочь с таким страшным заболеванием - остеомиелитом (это тяжелый инфекционно-воспалительный процесс, поражающий все элементы кости). Лишь в одном месте пообещали спасти мальчика - в доме для выздоравливающих в далеком Рокавее, Лонг-Айленд.
Там он провел всё время, кроме одного года, пока ему не исполнилось 15 лет. И именно там он познакомился и сильно увлекся искусством. Время, проведённое в больницах, не прошло даром. Он использовал это время, чтобы отточить свои способности к рисованию.
Живя в мужском отделении больницы, Дэвид стал свидетелем смерти воочию. Такое необычное воспитание сформировало его взгляд на мир. Его обстоятельства потребовали, чтобы он столкнулся с тем фактом, что его хватка за жизнь также была слабой. Этот шаткий старт усилил его понимание важности каждого момента, усилил его чувствительность к хрупкости человеческой натуры.
Сочувствие к человеческому состоянию вскоре станет неотъемлемой частью его художественной философии. Рисование стало частью его повседневной деятельности. Вскоре стало очевидно, что он обладает необычайной наблюдательностью и его истинная натура кристаллизовалась его вниманием к деталям, его терпением, его настойчивостью и его непременно сильной волей.
Страсть к искусству в конечном итоге привела его к поступлению в Школу дизайна Парсонса, а также в Университет Фордхэма. В Лиге студентов-художников Нью-Йорка он преуспел под руководством Фрэнка Мейсона и в конечном итоге преподавал там в течение 25 лет.
"Когда я был в Лиге студентов-художников Нью-Йорка с 1959 по 1960 год, авангардный мир современного искусства начал давать о себе знать. Различные школы экспериментов были в моде среди знатоков — поп-арт, оп-арт, минимализм, абстрактный экспрессионизм, Drips, Splats и т. д. Репрезентативная живопись считалась очень слабым — «все это уже было сделано раньше» — пасынком. Сегодня фейерверк вышеупомянутых школ по сути угас, и репрезентативная живопись, возможно, проложила себе путь в сознание сознательной публики искусства." - говорит в одном из интервью Дэвид Леффель. (2011 год)
Дэвид Леффел, известный своей репрезентативной живописью, никогда не любил иметь «настоящую» работу. 40 часов в неделю тащиться в одном и том же пространстве для него — просто анафема.
"Когда я только начал рисовать, я просто думал, что это то, чем я хотел бы заниматься — и если бы я мог зарабатывать этим деньги, то мне не нужно было бы искать работу!" - смеётся Дэвид Лаффель.
Эти качества выделили его среди коллег-профессионалов в мире искусства. В 1959 году Дэвид попробовал себя в роли художника, выставив свои работы на выставке Greenwich Village Outdoor Art Show. (фото выше) Это была уличная ярмарка, которая проводилась в нижнем Манхэттене каждую весну и осень. Успех на выставке впервые открыл ему глаза на возможность зарабатывать на жизнь продажей картин.
Леффель не испытывает недостатка в словах, когда дело доходит до его философии живописи. Он стремится понять процесс живописи так же, как физик-теоретик стремится понять вселенную. На самом деле, он рисует не людей или фрукты, а кварки и электроны, волны и частицы.
Его объекты кажутся твердыми только тогда, когда вы отступаете туда, где вы больше не можете видеть движение. Он называет этот процесс художника, стремящегося постичь природу, «интеллектом». Это ключевой аспект философии Леффеля.
Чтобы лучше понять его философию - вы можете прочесть его труды:
- "An Artist Teaches: Reflections on the Art of Painting" - это первая книга Леффеля, которая ясно объясняет основные принципы искусства и ремесла живописи. Страницы книги содержат простой, но революционный подход к обучению живописи. Текст прекрасно дополняется более чем 140 полноцветными репродукциями с ключевыми деталями, увеличенными для демонстрации работы этого мастера.
- "SELF-PORTRAITS: A visual Journey of Insight” - вторая книга Дэвида Леффеля. На протяжении всей своей жизни он подходил к каждому аспекту живописи с мастерской убежденностью – натюрморты, портреты, обнаженная натура, пейзажи – хотя, по его собственным словам, «каждая картина – это автопортрет», именно самоисследование этих картин лучше всего описывает основы его искусства.
Честно признаюсь, я пока не смотрела есть ли его книги на русском языке или их можно прочесть только на английском, но кто озадачился вопросом, отпишитесь в комментария, что вы нашли, договорились?)
Коллекционеры Леффеля активно откликаются на вневременные качества в его работах. Однажды в разговоре с коллекционером Леффель упомянул, что его картины о свете и тени. «О, — сказал коллекционер, — я думал, они о тишине».
"Вдохновение приходит от наблюдения за светом, падающим на поверхности определенным образом; а также от ощущения краски на конце кисти, когда она касается поверхности моего холста. Кроме того, мне нравится сложность поиска элегантного решения проблемы, поставленной в каждой картине." - - говорит в одном из интервью Дэвид Леффель. (2011 год)
Эта связь между искусством и жизнью не ограничивается отношением коллекционеров: она имеет основополагающее значение для философии Леффеля. Он утверждает:
"Чем больше вы вкладываете во что-то, тем больше вы получаете от этого. Это верно в любой сфере жизни. Такое отношение всегда ищет лучшее решение: что сильнее, что проще? Требуется проницательность, чтобы найти красивое, последовательное, структурное единство. Как в хорошей музыкальной композиции, все согласуется, нет ничего лишнего; все функционирует на благо целого. Это требует огромной энергии и преданности делу." - пишет на своём сайте Леффель.
Нанося цвет на холст, он полностью погружается в процесс решения проблем картины, часто работая с раннего утра до обеда и до тех пор, пока последний луч естественного света не погаснет в его студии. Это всепоглощающее рвение к живописи подтолкнуло Леффеля стать одним из ведущих художников и преподавателей репрезентативной живописи Америки. Так было раньше, так продолжается и сейчас. Он рисует столько, сколько ему позволяют силы в его преклонном возрасте.
И вот первый небольшой сюрприз, о котором упоминалось в начале статьи. Мой муж постарался и перевёл комментарии Леффеля во время работы над портретом специально для моего блога.
Но почему же Леффель всё же выбрал такое направление живописи, если в то время все старались от него отойти и экспериментировали как могли?
"Вернувшись в Парсонс, мы ходили на экскурсии в музеи. Когда я впервые увидел картины Рембрандта в Метрополитен-музее, они сразу же меня поразили. Казалось, в его картинах есть уровень логики, которого не было ни в одной другой. У меня была мгновенная реакция на то, как он использовал свет. Это произвело на меня глубокое впечатление.
В Музее современного искусства, глядя на картины Матисса или Пикассо, я подумал, что это может сделать кто угодно. Я задавался вопросом, как кто-то может определить, должно ли это быть в музее или нет." - говорит в одном из интервью Леффель.
Очень долгие годы Леффель не мог никуда продвинуть свои произведения - в то время от художников ждали совершенно другого. Ему везде отказывали в грантах:
"В 1964 году я подавал заявки на все гранты, чтобы попытаться получить немного денег. И все они мне отказали. Я мог бы оклеить всю свою комнату отказами." - вспоминает Леффель.
И только последний клуб Salmagundi, один из старейших и самых уважаемых художественных клубов Нью-Йорка, сделал Дэвида Леффеля своим первым стипендиатом. Воодушевленный, он начал выставляться на художественных выставках в Нью-Йорке, где он получал награды и в конечном итоге получил столь желанный грант фонда Элизабет Гриншилдс.
Галереи начали замечать его особый талант. Особенно две из самых известных галерей того времени. Галерея FAR на Манхэттене и Kenmore в Филадельфии. Вскоре Дэвид присоединится к некоторым из ведущих художников-репрезентативистов того времени на нью-йоркской арт-сцене. Среди них были Бирч Сильверман, Харви Диннерстайн, Дэвид Левин и другие. (О них мы тоже как-нибудь поговорим)
После этого его жизнь изменилась. Работы Леффеля выставлялись на многочисленных важных выставках, включая Национальную академию дизайна в Нью-Йорке, Музей Гилкриза в Талсе, штат Оклахома, и Национальный музей ковбоев и западного наследия в Оклахома-Сити, где он был членом группы художников NAWA (Национальная академия западных художников), которая позже стала выставкой Prix de West. На их ежегодной выставке его работы получили одну серебряную и три золотые медали, его первая золотая медаль была присуждена автопортрету.
Он был частью общества художников в Grand Central Galleries в Нью-Йорке в 70-х и 80-х годах, и по мере того, как росла его репутация как непревзойденного художника, его посетила одна из самых интригующих политических фигур в истории, мадам Чан Кайши. Ее интерес к западной живописи и, в частности, к работам Леффеля может объяснить его нынешнюю широкую популярность в Китае, которая началась много лет назад с приглашения на Первую американскую художественную выставку в Пекине, и возродилась на недавней передвижной выставке художников-реалистов в рамках Американо-китайской лиги художников масляной живописи (ACOPAL).
Но годы идут, как вы помните, ему сейчас 93 года. И он стал реже писать картины:
"Это мой жупел: я мало рисую. Я так увлекся живописью, что просто перестал рисовать. Теперь я хожу в кружок рисования раз в неделю, чтобы держать руку на пульсе. Но иногда я смотрю на фигуру, и все, о чем я могу думать, это цвет и мазок кисти." - говорит в интервью Леффель.
В интервью ему также задали несколько вопросов, ответы на которые я просто не могу не предоставить в своей статье. Отчасти это поможет молодым и начинающим художникам:
Можно ли быть великим художником, не будучи при этом прекрасным рисовальщиком?
"Нет. Не столько вам нужна техника, чтобы что-то перенести на бумагу, сколько быть хорошим рисовальщиком, который может ясно видеть. Вы можете видеть, как формы сцепляются; вы можете видеть жест, позу. Если вы не можете видеть, чтобы рисовать, вы не можете видеть, чтобы писать картины. Я никогда не встречал никого, кто не мог бы рисовать и все равно понимал живопись. Это невозможно."
Леффель не любитель рисовать по фотографиям. Почему?
"Вы теряете связь с реальностью. В чем сложность, если вы работаете с фотографии? В определенных случаях, например, портрет умершего человека, это единственный вариант. Но сегодня это так распространено. Кажется, что люди просто хотят выдать продукт. Работа с натуры требует совершенно иного мышления. Это вызов — удовольствие от конфронтации. Я всегда рисовал при естественном освещении и почти всегда с натуры."
Ну и как говорилось выше, Леффель стал реже писать картины - "это мой жупел", как думаете, как он собирается решить этот вопрос?
"Я думал о том, чтобы попросить кого-нибудь дать мне совершенно новую палитру с новым набором цветов, чтобы я мог смешивать цвета, которые я никогда раньше не смешивал. Я все еще пытаюсь узнать что-то новое. И я все еще пытаюсь создать настолько красивую картину, насколько это возможно. Например, в картине, которую я только что закончил, я думаю, что мог бы просто коснуться еще одного места, что могло бы сделать ее немного лучше. Никто другой не узнает, но я бы знал."
Вот вам и ответ на вопрос "А сколько нужно времени, чтобы научиться рисовать?". Вся жизнь.
Ох, да, чуть не забыла, вот и второй сюрприз.
И знаете, я хотела написать, что можно присоединиться к его гильдии художников, но его послание было таким милым, что я решила вставить его без изменений:
Тебе и миру,
В своей блестящей карьере я всегда находил время для преподавания. Вначале я полюбил делиться своим пониманием живописи и рисунка, но в какой-то момент я понял, что семинары и классные ситуации ограничивают мой доступ к студентам. Несколько лет назад я объединился с двумя своими бывшими студентками, Шерри Макгроу и Жаклин Камин, чтобы создать библиотеку обучающих видео с идеей подключения и взаимодействия онлайн с большим количеством людей с помощью демонстраций, специальных уроков и лекций. Мы перевели наши книги в формат электронных книг и дополнили их видеороликами с пояснениями текста, что делает наше обучение по-настоящему живым. И мы также разрабатываем электронные курсы, которые сделают обучение проще, чем раньше.
Если вам интересно понять, что значит видеть как художник, изучая живопись и рисунок, я приглашаю вас посетить мой новый сайт и посмотреть, как мы можем общаться; я хочу передать эти знания миру. Увидимся в Гильдии художников!
Так в чем сюрприз, спросите вы? Мы с мужем хотим скачивать и переводить его уроки и книги, раз в Гильдии художников столько материалов (с разрешения мастера, конечно). Как раз есть монетизация (СПАСИБО ВСЕМ), которая со временем покроет расходы. И если вам это интересно, дайте обратную связь!
Спасибо за внимание!
***
Если у кого есть желание поддержать блог или закинуть на чай - жмакайте сюда :)