Пока все разбираются как работают звездные поля, гоняют киберпанков по ночному городу, скрещивают медведей с вампирами у третьего гейта и ищут все оттенки персонажей в Хогвартсе — я сижу и скучаю. Переворачиваю виртуальные страницы в поисках чего-то интересного. Не поймите меня неправильно, я не выступаю против игр ААА класса. И дело даже не в том, что они не запускаются нормально на моей старой машине. Просто они… скучные. Я давно живу и подобных проектов, которые были лучше современных, наелся вдоволь.
Мне подавай что-нибудь простенькое, не элитарное, камерное. Что-то такое «не для всех», но при этом с интересной историей внутри. И одну из таких игр я откопал совершенно случайно. Рассказываю о Sea of Stars и почему эта игра меня захватила.
Что вообще это за РПГ такие?
Не могу себя отнести к фанатам PRG. Хотя я вообще не являюсь фанатом чего-либо вообще. Есть вещи, которые мне нравятся, есть вещи которые мне не нравятся. Но даже в нравящихся мне вещах я вижу изъяны. И в этом нет ничего плохого, это нормально. Но фентезийные ролевые игры меня никогда не манили так, как они манят всех этих задротов. Ну не играл я в настолки, где гоняли драконов по подземельям. Не высчитывал сложные формулы по выпавшим дайсам. Не представлял как надеваю длинный плащ и волшебную шляпу. Я больше по научной или околонаучной фантастике.
Однако сказки я все же люблю. У великого профессора Толкина одно из самых моих любимых произведений — «Хоббит: или туда и обратно.» Яркая, красивая история с простыми персонажами и замечательным описанием приключений. А не нудная фэнтазя с кучей формул и пресным описанием персонажей по десять страниц.
Классическая ролевая игра представляла собой те самые шастанья по подземкам в поисках каких-то сокровищ, сталкиваясь с разнообразной нечестью. Игрок брал под управление обычно четырех героев, а все действие происходило от первого лица, что меня в детстве путало — чьими именно глазами из этих четырех персонажей мы глядим на этот мир? Бои проходили как этакие шахматы, где мы ходили по очереди, по сути бросая виртуальные кости.
Надо отдать должное этим играм — они дали нам огромное количество различных монстров, которым позавидовали бы даже средневековые монахи-демонологи.
В то время за океаном были свои помешанные на ролевых играх. Но так как с системой ДнД в Ниппон кокку были знакомы далеко не все, то создали свой класс игр. Геймплей не сильно отличался от американских, разве что теперь вид был не от первого лица, а сверху и игрок видел всех героев повествования, а не только их портреты в меню.
Зато повествование было совершенно иным. Японцы любят делать все с пафосом. В том числе и ролевые игры. Банальный поиск очередного вшивого артефакта — это не путь для истинного. Минимум спасение какого-нибудь государства, а лучше целого мира, а еще лучше — небольшой галактики.
Так же японские разработчики любят работать с визуалом. В то время, когда классическая западная РПГ — это однотипные коридоры, то на востоке — локации красиво оформлены. Не подумайте, что я как-то принижаю первые части Fallout или Planescape: Torment, но из этих игр такие же классические RPG, как из меня граф Толстой. Классическими играми они стали по отношению к современным ролевым играм, где уже смешались западная любовь к точным наукам и восточная привычка видеть во всем красоту.
Давайте-ка все же про игру
И чего-то меня не туда понесло. Вроде бы про игру хотел написать.
В отличие от Brok: The Investigator, о котором я так же писал, от Sea of Star я не ждал ничего сверхъестественного. Не следил за игрой, не вкладывался в ее развитие, и даже отзывы не читал и обзоры не смотрел до того как сел поиграть. Вот было неинтересно. Не мой же жанр.
Но вот бывают дни, когда сидишь, пальцем ковыряешь в известных местах и не находишь себе какого-нибудь занятия. В один из таких, надо отметить редких, дней я серфил сеть в поисках чего-нибудь интересного. Больша часть отметалась со словами «фу, какая гадость это ваша *вписать наименование*». Сериалы, фильмы, игры, даже книги летели в виртуальную корзину. Мусор, только мусор. Скучный, бесцветный мусор. Даже жевачкой для мозгов назвать нельзя. А потом совершенно случайно я ткнул на страницу сами понимаете какого ресурса, где раздавали ссылки на Sea of Stars.
«Вроде бы симпатичная штука. Добротная пиксельная графика — как я люблю. Посмотрим что там у вас» — подумал я и загрузил игру на свой диск. Очнулся я ближе к ночи, когда мне сообщили, что как бы собаку надо вывести погулять. Редко какая игра затягивала в себя с такой силой. И дело тут было не только в красивой графике.
В Sea of Stars нам рассказывают про двух героев — персонификациях местных богов Луны и Солнца. Игра начинается с того что герои по имени Валери и Заил, после обучения азам в Небесной академии, посылаются на последний экзамен к местному духу, который уже даст им направление во внешний мир для борьбы со злыми демонами.
Пройдя парочку простеньких испытаний, герои на отдыхе предаются воспоминаниям. По сути это вводная часть игры, в которой кроме разговоров с персонажами и хождений по небольшим локациям не будет ничего. Мы знакомимся с основными персонажами, их мировоззрением, управлением и получим намеки на некоторые события в будущем.
История в игре из моря звезд не хватает. Это действительно простая сказка с кучей условностей. Есть силы добра, которые пользуются магией от Солнца и Луны, и есть силы зла порождающие раздор, ужас, страх и печаль по всему миру. Главного представителя сил зла местные называют Флешмансером — с его лихой руки во многих мирах появились так называемые Сеятельницы, которые самим своим существованием распространяют скверну. Так как это сказка, то особых причин у злобного полубога нет. Он создает зло по сути просто так. Хотя в течении игры будет несколько раз продемонстрировано, что этот полубог не так прост, но как легкой рукой он уничтожает просто так, так же одаривает силой просто так. Типичный представитель зла. Без каких-либо причин.
А если есть зло, должно быть и противопоставленное добро. Местный орден Солнцестояния, обладая знаниями и силой, борется с приспешниками Флешменсера. Причем не за обычное «спасибо». Каждый воин в зависимости от того, в какой период солнцестояния (зимнее или летнее) он был рожден, после победы над злом имеет шанс стать олицетворением Солнца или Луны. По сути стать богом. Только все это дается большим трудом. Последний бой с одной из Сеятельниц стоил ордену 20 воинов Солнца и Луны. По сути орден был уничтожен полностью. Осталось лишь двое детей, которые еще не начали своего обучения. И один из наставников, которому пришлось взять на себя роль главы ордена.
И лишь через некоторое время местное божество — Великий орел, принес в один год сразу двух детей солнцестояния. Героев — за которых нам и предстоит играть. И помочь им расправится с силами зла.
«Да, ну и намутили вы,» — сказал я, когда уже дошел до последнего логова противника. Благо все это вываливается на игрока не сразу, заставляя перегружаться мозг, а дозировано в течение всей игры. Треть игры ты пытаешься попасть к последней в мире Сеятельнице и уничтожить ее. Вторую треть — разобраться с последствиями предательства. А последнюю — подготовится к решающему сражению и отомстить за все потери.
Игровой процесс
Геймплей так же разделен на три части. Первая часть — путешествие по глобальной карте мира на своих двоих или на корабле. Ходим или плаваем между «точками интереса». По сути, за исключением пары моментов, это просто путешествие от А до Я. Вторая часть — управление героями в каком-то конкретном регионе. Часто для доступа в следующую «точку интереса» нужно пройти через регион. Ничего сложного в этом нет. С помощью клавиатуры направляем героев в ту сторону, куда хотим двигаться — к одному из выходов с региона. По пути решаем простые логические задачи, часто связанные изменением времени суток и маневрируем между врагами, если не хотим с ними столкнуться в бою.
И вот третья часть геймплея — это сами бои с противниками. Которые по сути являются основой игрового процесса. Тут японская классика — выбираем персонажа, делаем ход: стандартная атака, магическое умение, комбинированный удар совместно с другим персонажем и супер удар, который «заряжается» от использования комбо. После действия ход, в зависимости от порядка, передается либо следующему персонажу, либо противнику. Порядок хода противников легко отслеживается за счет небольшого индикатора в виде секундомера с цифрами, указывающего порядок ходов.
Рядовые противники простенькие, обычно имеют в запасе только одно действие и одну особую способность, применение которой можно сбить определенном последовательностью. Последовательность требуемых действий так же отображается над головой «колдующего» врага. Обычно требуется нанести определенное количество ударов, которые разделяются на тупой или острый урон от обычного оружия, магию солнца или луны, ядовитое или алхимическое оружие. Каждый персонаж наносит определенный тип урона и способности персонажа наносят определенный магический урон. По этому часто будут возникать ситуации, когда сбить магическую атаку противника не получится. Что не всегда плохо: у некоторых противников специальная атака наносит меньше урона, чем атака обычная. Странный дисбаланс.
Так же как и в иных JRPG, игрок может вовремя нажатой клавишей (по умолчанию это пробел) увеличить наносимый урон. Не для всех умений эта возможность доступна, но некоторыми ударами с помощью вовремя нажатой клавиши можно нанести существенный урон. Очки маны герои получают за нанесение обычного урона. Кроме того обычный удар «выбивает» из врагов «частицы магии», накопил до трех таких частиц можно нанести сразу двойной урон: обычный и магический.
А вот персонажей в бою почему-то участвует всего трое. Их конечно можно сменять прямо во время драки, но почему только трое, когда в одно время у нас будет до пяти персонажей. Видимо это как-то связано с традициями JRPG. Многих боссов было бы проще проходить, имея возможность сходить каждым персонажем за свой ход.
В большинстве JRPG игрок не видит своих противников и каждая схватка начинается внезапно. В Sea of Stars иначе — расположение противников видно до начала боя. Игрок должен обладать хорошей реакцией и ловкостью рук, то вполне может не попадать в большую часть боев. Если противник не успел коснуться ведущего персонажа или нанести ему удар. Но я бы не советовал злоупотреблять уклонением от боя. Успешная битва — это существенный опыт: набрав определенное количество опыта персонажи получают существенную прибавку к навыкам, что позволит в дальнейшем проходить игру без особого напряжения. Ибо некоторых боев избежать не получится. И это бои с боссами.
И вот битвы с боссами — это самая жесть в игре. Но и одновременно самые интересные. При борьбе с каждым боссом требуется применить определенную тактику и вовремя реагировать на его контрудары, если хотите выйти из битвы победителем. Каждый босс уникален и у каждого есть свои слабости, которыми и надо воспользоваться. Но все равно придется попотеть. Даже включенные реликвии не дадут существенного преимущества.
Особенности игры
Что за реликвии? Вместо уровней сложности в игре есть так называемые реликвии. Включая некоторые из них можно упростить прохождение. Но по умолчанию доступны лишь две из них. Остальные придется находить или покупать за существенную сумму.
Так же можно на разных островах искать сундуки с различными сокровищами, предметами или радужными ракушками. Последние можно будет сдать одному из торговцев. Набрав определенное количество ракушек, их можно обменять на что-нибудь существенное.
Кроме ракушек мы так же собираем оружие, броню и кольца для персонажей. Тут все проще, чем в Дьябло. Один тип вооружения, для каждого персонажа свой. Повышает урон от основной атаки. Броня так же подходит для одного или двух персонажей. Предоставляет защиту от обычного или магического урона. Серебрянные кольца увеличивают навыки или дают какое-нибудь свойство одному персонажу. А золотые — всей группе.
Отдельно стоит упомянуть пищу. Ингредиенты для которых собираются по островам и мирам. Пища используется в бою или в е боя (если не включена «лечащая» реликвия). В зависимости от сложности еда восстанавливает жизни и очки маны. Увы, но готовых блюд можно таскать с собой только до 10 штук.
Мог бы еще написать кучу абзацев про графику, но кому-то не понравится простенький пиксельный стиль, да и так уже объем текста превышает все разумные пределы. Графика симпатичная, красочная. Даже разрушенный кибернетический мир, лишенный Луны и Солнца выглядит красиво, пусть и оформлен в серых тонах. Много деталей и небольших элементов, типа шевелящейся от ветра травы делают мир чуть живее.
Горы, болота, обитель небесных великанов, кварцевая пустыня. Много областей и ни одна их них не выглядит блекло. Что от хорошей сказки в общем-то и требуется.
Еще некоторые события обыгрываются весьма качественными анимационными вставками. Правда у разработчиков видимо не так много средств осталось и с середины игры анимационные вставки заканчиваются, а самый напряженный момент передается в виде комикса.
Стоит ли игра звезд?
Итог
Надо закруглятся и подводить итог. Иногда проект не оправдывает ожиданий. Иногда оправдывает. А бывает так, что ты ничего не ждешь, а получаешь отличную простую историю о борьбе добра со злом, дружбе, предательстве и переживании потери. Да еще и оформленную в красивую графику, сдобренную хорошим игровым процессом.
Sea of Stars — именно такая сказка. Она не претендует на лавры проекта десятилетия. Не пытается доказать, что в ней есть все для каждого. Не завлекает каким-то необычным геймплеем или запутанным сюжетом. Простая игра с понятным началом и логическим завершением. Как в старые добрые времена. Сказка и должна нас ненадолго переносить в эти старые добрые времена. И «Море звезд» с поставленной задачей справляется.
Нравится ли вам JRPG — то обратите внимание на эту игру. Если нравится хорошая законченная история — тоже советую. А если вам нужно что-то длинной в десять лет, то этого вы здесь не получите.