Я уверена, с токсичными начальниками хоть раз в жизни сталкивается каждый. И самое страшное, что часто вы даже не замечаете, как вашу самооценку медленно и методично разрушают.
В этой статье разберем:
- 10 явных и неявных признака токсичного руководителя - от каких начальников точно нужно бежать;
- как себя вести, чтобы сохранить себя и свою уверенность в себе, если вы почему-то пока не можете уволиться;
- к чему надо быть готовыми, когда наконец решили уйти.
Я Лена, профессиональный карьерный консультант. Построила свою успешную карьеру в HR классных международных и ведущих российских компаниях.
На этом канале помогаю вам получать офферы в топовые компании, выходить на новый уровень дохода и повышать свою ценность на рынке труда.
10 явных и неявных признаков токсичного руководителя
Явные признаки (точно не перепутаете)
- агрессивное или оскорбительное общение, грубость, крики, унижения: и это даже не намёк, а веская причина, что надо бежать;
- микроменеджмент: постоянное вмешательство в работу, недоверие к решениям сотрудников;
- игнорирование границ: считают нормой писать/звонить поздно вечером или в выходные - вы должны быть всегда на связи;
- фаворитизм: явно выделяет любимчиков в команде;
- только критикует без конструктивных предложений или вообще не дает обратную связь. Есть такой тип людей, для которых сухое “хорошо” - это высшая форма похвалы. И это точно не здоровая история.
Неявные признаки
- избегание ответственности: перекладывает вину на подчиненных («Я им говорю, а они...»);
- ставит недостижимые цели без учета реальных возможностей команды. Это очень быстро ведет к выгоранию, и если начальник это делает специально или даже не специально, то лучше с таким не работать;
- использует обман или манипуляции для достижения своих целей, сталкивает интересы членов команды;
- не дает ресурсы, не отстаивает интересы команды с учетом пунктов выше;
- игнорирует предложения и идеи подчиненных, нет интереса к их мнениям или выдает их идеи за свои.
Сколько пунктов набрал ваш босс?
Кстати, если вы хотите первыми узнавать полезные лайфхаки для своей карьеры, общаться со мной и получать ответы на свои вопросы, то подпишитесь на мой Телеграм-канал “Лена про карьеру”: там ежедневно мы прокачиваем вашу карьеру. Ссылку на канал я оставлю после статьи.
Как себя вести
С токсичным начальником работать опасно.
Порой кажется, что таким своим поведением начальник хочет от вас избавиться, но парадокс в том, что это - способ вас удержать.
Такой начальник всегда будет явно или неявно принижать ваш заслуги и внушать вам, что вы ничего не стоите. Но чтобы вы не думали найти хорошую работу и уйти от него.
Но если долго работать в этой атмосфере, можно самому поверить в свою некомпетентность.
Я еще не видела ситуаций, когда токсичный начальник однажды преобразился, но видела десятки людей, кто после такого опыта годами восстанавливали уверенность в себе и самооценку и боролись с выгоранием.
Самый правильный выход - сменить начальника, перейти в другое подразделение и сменить компанию. Иногда такие начальники ставят палки в колёса при попытке такого перехода, но об этом мы поговорим дальше.
Но если по каким-то причинам вы пока что не можете этого сделать, я дам вам 9 рекомендаций, как сохранить себя и не сойти с ума, работая с токсичным начальником:
Они помогут вам остаться на плаву и не скатиться до его уровня. Но повторюсь, это лишь как парацетамол поможет снять симптомы и боль, но ваша задача - устранить причину болезни
1. Определите границы
Какие взаимодействия приемлемы, а какие - нет. Не бойтесь отстаивать свои личные и профессиональные границы. Если вы не хотите, чтобы начальник наваливал работу в выходные - не нужно делать исключений.
2. Документируйте
Важные беседы, решения, инциденты. Так вы защититесь от манипуляций и сможете объективно аргументировать в спорных ситуациях.
Кажется, что токсичные люди бесстрашны, но обычно они боятся, что их выведут на чистую воду или пожалуются выше.
3. Фиксируйте задачи и сроки
Устное согласие легко перекрутить. Четко оцифровывайте задачи, сроки, результаты, чтобы избежать манипуляций.
4. Держитесь профессионально
Даже если начальник ведет себя неподобающе, сохраняйте профессиональный подход. Они как вампиры питаются вашими эмоциями - страхом, возмущением.
5. Давайте конструктивный фидбэк
Говорите о влиянии действий начальника на команду. Не ожидайте кардинальных изменений, но помните о важности установления границ.
6. Ограничьте личную информацию
Такие люди отлично входят в доверие и много спрашивают о личном. Не делитесь личной информацией - этим могут манипулировать.
7. Развивайте навыки и повышайте стоимость на рынке
Повышайте свою ценность на рынке труда. Это подготовит почву для возможного перехода на другую работу. Очень часто люди начинают задумываться об этом, когда уже дошли до выгорания и готовы хоть на какую-то другую работу. Не доводите до этого состояния.
8. Исследуйте внутренние политики компании
Чтобы знать свои права и возможности действий. Такие начальники используют ваше незнание, чтобы усилить свою позицию и манипулировать.
9. Найдите коуча или ментора
Это поможет справиться с рабочими сложностями и поддержит, если ваша самооценка пострадала.
Ко мне регулярно приходят клиенты, чтобы сверить, насколько они в рынке и на что могут рассчитывать после длительного опыта, когда их работу и заслуги принижали и самооценка уже ниже плинтуса.
Поэтому, если вы не понимаете, какую работу искать, где искать, вы растеряны и хотите, чтобы кто-то провел вас за руку к работе мечты, приходите на консультацию ко мне.
Мои клиенты уже работают в топовых компаниях и получают удовольствие от работы с адекватными начальниками.
Свои контакты я оставлю под статьёй.
Что делать, когда решили уйти
Кажется, что самое сложное - именно решиться на увольнении. Но зачастую в этот момент даже в адекватных начальниках просыпается спящая токсичность и включаются манипуляции:
- могут уволить одним днем («ах, раз так, значит я сам тебя уволю»);
- могут обидеться, что вы бросаете компанию («мы же семья») и даже насолить потом плохими рекомендациями;
- могут манипулировать («да кому ты там нужен») - так было у меня, когда я получила оффер в международную компанию и решила переезжать из Петербурга в Москву.
Важно помнить, что профессионализм - это не только найти хорошую работу, но еще и сохранить адекватные отношения со всеми предыдущими начальниками.
Вам необязательно дружить потом, но срываться и хлопать дверью тоже не стоит, каким бы ни был ваш начальник.
5 ВАЖНЫХ ШАГОВ, чтобы не нарваться на негатив и уйти спокойно:
Чаще всего именно неподготовленность - причина негативной реакции, когда вы наговорили лишнего. Стремитесь всегда уйти с достоинством и уважением к себе и работодателю.
Шаг 1: Подготовьтесь ко встрече
Определите причины ухода, избегая эмоциональных обид. Будьте готовы к обсуждению возможного встречного предложения. Выберите подходящий спокойный момент
Шаг 2: Встаньте на место начальника
Подумайте, какой будет его реакция, какие у него опасения, чем он может манипулировать.
Шаг 3. Изучите трудовой кодекс и договор
Понимание ваших прав поможет в случае манипуляций.
Шаг 4: Будьте кратки и конструктивны
Избегайте критики, выразите благодарность за опыт. Предложите помощь в передаче дел: покажите готовность облегчить переходный период.
Шаг 5: Будьте готовы к любой реакции
Если обсуждение становится напряженным, предложите продолжить позже.
Расскажу вам кейс клиента
Точка А: Клиент решил развиваться и сменить работу после 14 лет в одной компании - руководитель топ-уровня. Директор адекватный, но бывает НЕПРЕДСКАЗУЕМ, в компании были случаи, когда после такого разговора увольнял одним днем.
Запрос на консультацию: подготовиться к этому разговору, чтобы он прошел максимально позитивно и он не стал одним из тех, кого уволили завтра.
За 1,5 часа консультации:
- разобрали все возможные сценарии беседы, убрали волнение;
- обсудили причины ухода, убрали звучащий негатив и обиды - кажется, что это легко, но когда вы начинаете моделировать этот разговор, очень часто невольно начинают вылезать ненужные слова, интонации и обиды;
- продумали ответы на возможное встречное предложение и манипуляции;
- смоделировали ряд диалогов, чтобы закрепить правильные фразы легко и уверенно.
Результат: у клиента спокойствие и уверенность, выверенные фразы и четкое понимание, что делать.
Вот что я называю подготовиться и продумать свои действия.
Поэтому, друзья, если вы в поиске работы или хотите перейти в классную, топовую компанию, но не знаете, с чего начать; если вы чувствуете неуверенность в себе и обесценивание своего опыта — я помогу это исправить.
За 12+ лет опыта в HR я знаю всё о том, как топовые работодатели выбирают кандидатов, и помогу вам построить карьеру в лучших компаниях.
Надеюсь, эта статья помогла вам критически посмотреть на своего босса, заметить красные флаги, если они есть, и сориентироваться, что вам делать в этой ситуации.
Ссылка на мой Телеграм-канал “Лена про карьеру”: https://t.me/lenacareer. Тут ежедневно мы прокачиваем вашу карьеру.