Фильм «Пианист» (англ. The Pianist, 2002) — историческая драма режиссёра Романа Полански, основанная на мемуарах «Гибель города» и повествующая о судьбе невероятно талантливого польско-еврейского пианиста Владислава Шпильмана, одного из лучших пианистов Польши 30-х годов прошлого столетия. Фильм рассказывает о его жизни во время Второй мировой войны и борьбе за выживание в оккупированном Варшавском гетто.
Исполнитель главной роли — актёр Эдриен Броуди — стал самым молодым лауреатом премии в категории «Лучший актёр главной роли», получив награду в возрасте 29 лет. Для съёмок в фильме Эдриен выучил сочинения Фредерика Шопена и похудел на 13 кг.
Основная идея, которая заложена в фильме, заключается в отражении человеческой духовной прочности и силы в условиях ужаса. Шпильман (Spielmann по-немецки означает «музыкант»), изгнанный из своего дома и лишённый свободы, не теряет своей любви к музыке и находит в ней спасение и надежду даже в самые трудные времена.
Музыка играет важную роль в фильме, отражая различные аспекты жизни в военное время. В ней звучит глубокая скорбь, которая отражает страшные события и утраты, пережитые главным героем и его соратниками. Одновременно она дарит им силу и вдохновение, становясь символом надежды и выносливости, способным поднять дух даже в самый отчаянный момент.
В фильме очень интересно используются музыкальные образы. Кроме пианино, мы также видим другой музыкальный инструмент, который становится символом надежды и утешения. Например, в сцене, когда бывшие заключенные концлагеря проходят мимо временного пункта размещения, один из них подходит к забору и возмущается, что у него отобрали самую дорогую вещь — его скрипку.
Музыка в фильме служит также мостом между разными историческими периодами и событиями. Она переносит зрителя из мирной и благополучной обстановки в допотопный ужас войны и гетто, подчёркивая контраст между прошлым и настоящим. Музыкальные партии на рояле за главного актёра исполняет Януш Олейничак, а также крупные планы его рук сняты во время исполнения музыкальных произведений на рояле.
В сцене, когда Шпильман сталкивается с немцем и тот, узнав, что он — пианист, просит сыграть ему, пианист исполняет шопеновскую «Балладу N°1 соль минор».
Пианист Владислав Шпильман, хотя и теряет всё во время войны, не утрачивает связи с миром и своей душой через музыку. Его пианино становится символом надежды, выражающим стойкость и силу духа. Музыка становится способом сохранить человечность, отразить чистоту души и преодолеть безнадежность и утраты, которые охватывают его и окружающий мир.
Фильм «Пианист» Романа Полански является глубоким и трогательным исследованием человеческого духа и его способности преодолевать самые трагические испытания, а музыка, в свою очередь, является силой, сплетающей нити надежды и выносливости в самые безумные и тёмные времена.