Недавнее чудо, произошедшее в Твере доказывает одно - Матерь Божия с нами и вновь являет Милость Свою русскому народу.
Яркий свет бордово-красных оттенков исходил от иконы Богородицы в Твери, поразив охранника церкви, который, увидев неожиданное свечение, охваченный страхом, не догадался запечатлеть это явление.
Его Преосвященство митрополит Тверской и Кашинский Амвросий поделился сведениями о чудесном событии, связанном с одной из самых древних икон Верхневолжья, которая в находилась в Спасо-Преображенском кафедральном соборе в Твери. Чудо произошло в ночь с 5 на 6 августа 2024 года, что предположительно не является случайностью.
Свидетелем события стал сотрудник службы охраны собора:
«Около полуночи он заметил, как от иконы Богородицы стал исходить красно-бордовый свет. Он был поражен и даже перепуган, не подумал сделать фотографию этого феномена. Затем он отошел от иконы, продолжал наблюдать за свечением со стороны, перемещаясь по храму. В течение приблизительно полутора часов от иконы исходил яркий свет бордово-красного цвета. После этого нам стало известно о случившемся. Один из наших священников встретился с охранником, который был свидетелем события, и передал мне информацию о происшествии. Я попросил другого служителя церкви детально опросить этого человека и записать все подробности произошедшего. Я не буду вдаваться в подробности, чтобы избежать ошибок. Однако могу сказать, что это событие является явным свидетельством того, что икона является не только древней, но и поистине чудотворной. Через нее Господь явил нам Свое знамение», – поделился митрополит Амвросий.
Отметим, что охранник, ставший свидетелем этого знамения, ранее был далек от Церкви и вероисповедания, но после увиденного радикально изменил свои жизненные устои и отношение к вере.
В период нахождения Страстной-Кашинской иконы Божией Матери в кафедральном соборе Твери многие жители и гости города приходили молиться перед святым образом.
21 августа икону переместили в реставрационный центр для хранения, предварительно осуществив профессиональную фотосъемку чудотворного изображения.
В настоящее время, по благословению митрополита Амвросия, начата работа по созданию точной копии иконы. После завершения этой работы, точная копия святыни будет постоянно находиться в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Твери.
Напомним, что это одна из старейших икон Верхневолжья – Страстная-Кашинская икона Божией Матери, которая, согласно легенде, принадлежала святой благоверной княгине Анне Кашинской. Изначально считалось, что икона была написана в XVIII-XIX веках и хранилась в Калязинском краеведческом музее, однако позднее было установлено, что ее история значительно древнее и датируется XIII веком.
Страстная-Кашинская икона Божией Матери относится к третьей четверти XIII века и происходит из Ростова. Первые упоминания об иконе обнаружены в монастырской летописи 1710 года Димитриевского монастыря в Кашине. Краеведческие записи начала XX века из Кашина утверждают, что икона была «древнего письма».
Во второй половине XIX века икона уже почиталась как чудотворная, и в это же время возник интерес к народному почитанию благоверной княгини Анны Кашинской, и совпадение этих событий кажется не случайным.
Согласно местному преданию, Димитриевский монастырь в Кашине был основан отцом благоверной княгини Анны, князем Дмитрием Борисовичем Ростовским, что зафиксировано в краеведческой работе 1901 года И.А. Виноградова «Археологическая экскурсия в село Кожино и города Кашин, Калязин и Углич».
Возможно, князь обеспечил монастырь иконами, и Страстная-Кашинская могла быть одной из них; тем не менее, другие монастырские иконы того периода с признаками ростовского письма не были найдены. Поэтому существует альтернативная версия этих событий.
В конце XIII столетия, а именно в 1294 году, Анна, дочь князя Дмитрия, вступила в брак с Михаилом Тверским и переселилась из Ростова в Тверь. Исходя из анализа имеющихся данных, можно предполагать, что Страстная-Кашинская икона могла быть собственностью Анны Кашинской и перейти в Тверь в связи с ее замужеством за князя Михаила, а затем вместе с ней быть перенесена в Кашин, в монастырь, связанный с ее родителем. Несмотря на отсутствие достаточных исторических подтверждений, эта гипотеза представляется вполне вероятной.
К середине XIX века, согласно инвентарным спискам, икона находилась за алтарем в храме. К концу XIX века началось интенсивное почитание этого образа, что привело к его полной раскраске и незначительному изменению иконографии с целью придания ей аутентичности.
В период с 1890 по 1903 годы в Димитриевском монастыре был возведен Страстной собор для размещения этой чудотворной иконы.
Икона пользовалась особым почитанием в качестве чудотворной.
День ее памяти отмечался 26 августа (по старому стилю 13 августа), а 8 ноября (по старому стилю 26 октября) в день памяти святого великомученика Димитрия Солунского проводился торжественный крестный ход с иконой из городского Воскресенского собора в Димитриевский монастырь.
Однако икона не была включена в официальный список чудотворных икон, утвержденный Священным Синодом.
В советский период икона стала частью фонда Калязинского музея краеведения, а с 1986 года передана на реставрацию в Межобластное научно-реставрационное художественное управление Министерства культуры РФ в Москве. Икона была открыта для реставрационных работ в период с 1986 по 1990 годы реставратором С.Р. Брагиным, но работы по реставрации до сих пор не завершены.
Икона схожа по стилю с Владимирской иконой Божией Матери, из-за чего в XIX веке ее часто называли «Страстной Владимирской». Она представляет собой иконографический тип «Умиление», что нехарактерно для классической иконографии Страстной иконы Божией Матери, которая принадлежит типу «Одигитрия». Однако историческое название Кашинской иконы – «Страстная», именно так ее именовали в эпоху почитания. На Кашинской иконе, как и на классической Страстной иконе, изображены ангелы с орудиями Страданий Господних.
Наиболее обстоятельный анализ иконы, включая обоснование датировки, был выполнен искусным реставратором и выдающимся специалистом в области церковного искусства, главным искусствоведом Межобластного научно-реставрационного художественного управления Минкультуры РФ в период с 1994 по 2015 год, членом Патриаршего совета по культуре, доцентом ПСТГУ В.Д. Сарабьяновым.
С праздником!
Слава Богу за всё!