Четья Минея содержит предание, согласно которому царь города Едессы, Авгарь V Уккама, болел неизлечимой на тот момент проказой. Он прослышал про чудеса Христовы и отправил в Святую Землю своего слугу (секретаря и художника) Ананию (Ханнана) с письмом ко Христу, в котором царь просит Его прийти в Едессу и исцелить Авгаря. На всякий случай, если Иисус не согласится, царь попросил Ананию написать портрет Спасителя.
Анания нашел Иисуса в окружении множества людей и решил сразу же приступить к портрету. Он встал на возвышенное место и начал создавать образ Спасителя. Христос увидел его попытку, попросил воды, умылся и вытер лицо отрезком ткани, на котором сразу же и отпечатался Его образ.
Иисус отдал Анании ткань с Нерукотворным Образом и повелел отнести его Авгарю вместе с посланием, в котором Господь не соглашается идти в Едессу, потому что Ему надлежит закончить Свое служение. В письме было обещано, что после завершения всех земных дел Мессии, к Авгарю придет один из учеников Иисуса.
После получения Авгарем Нерукотворной Иконы, он частично исцелился от проказы.
После дня Новозаветной Пятидесятницы, в Едессу пришел апостол Фаддей, довершил чудесное исцеление царя, проповедовал ему о Христе, и крестил во имя Пресвятой Троицы. Авгарь убрал из ниши над городскими воротами идол, приделал плат с Образом к доске и разместил его в той нише. Все христиане, с тех пор проходившие через ворота, воздавали, молясь на Убрус, честь и поклонение Иисусу Христу.
Один из потомков и наследников Авгаря стал язычником и решил уничтожить образ Спасителя. Епископ Едессы узнал об этом, зажег перед иконой лампаду и замуровал нишу.
Когда примерно в 545 году Едессу осадил персидский царь Хозрой I, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и указала место, где спрятан Нерукотворный Образ Спасителя. Епископ вскрыл нишу и увидел, что в ней не только Образ, но и горящая перед ним лампада. На глиняной доске, которую снял владыка, отпечатался лик Христа с тканевого Образа. В связи с этим, Православная Церковь молится перед двумя подтипами иконы Спаса Нерукотворного – Ликом Иисуса на Убрусе и Ликом на доске (иначе – Чрепие).
По стенам Едессы совершили крестный ход с Нерукотворным Образом Спасителя, и персы отступили.
В 630 году Едессу взяли арабы, которые начали контролировать город, но, при этом, разрешали христианам молиться на Убрус. Нерукотворный Образ стал известен на всем Востоке. С VIII века известны христианские праздники, посвященные Нерукотворному Образу.
В 843 году день Спаса Нерукотворного в Едессе стал праздноваться одновременно с Торжеством Православия.
В 944 году Нерукотворный Образ купили у Едессы императоры Константин Багрянородный и Роман I; 16 августа Его торжественно перенесли в Константинополь и поместили в Форосском Храме в честь Богородицы. Установили соответствующий церковный праздник. Сейчас он в русском народе называется Ореховым Спасом (в честь Спасителя).
Святой Убрус был утрачен. По одной версии – разграбившими Константинополь крестоносцами в XIII веке, когда потонул их корабль, по другой – его передали в XIV веке в монастырь в честь апостола Варфоломея, что в Генуе.
Нерукотворный Образ Спасителя письменные источники начинают упоминать с V века. В эпоху иконоборчества Образ приводит в пример преподобный Иоанн Дамаскин. В 787 году на Убрус ссылаются отцы VII Вселенского Собора.
Вечером, следующим за Успением Богородицы, в храмах совершают Всенощное бдение, на которых поют великие славословия Господу Иисусу Христу. Утром после Литургии освящают воду и урожай, принесенный верующими – первые зерно и орехи текущего года. Орехи на Руси росли не везде хорошо, поэтому по причине освящения во многих храмах зерна, праздник называют еще Хлебным Спасом.
В этот же день Церковь прославляет мученика Диомида, который был целителем душевных и телесных болезней, и Матерь Божью, Которую в числе прочих икон мы видим и на Ее Феодоровском Образе. Перед Феодоровской иконой женщины традиционно молились о благополучном завершении беременности, семейных и других делах.
Третьим Спасом день Перенесения Убруса в Константинополь называется, потому что он следует за двумя другими праздникам, на которых в храмах освящают первые плоды трудов текущего года – Медовый Спас (Изнесение честных древ Креста Господня) и Яблочный Спас (Преображение Господне).
Другое народное название праздника – Холщовый Спас (Спас на полотне, Спас на холстах). С этого дня народ устраивал торговлю собственноручно тканными дома холстами. Ассоциация со Святым Убрусом в таком названии присутствует тоже.
Русские христиане целыми семьями традиционно посещали в этот день храм, освящали там орехи, пшеницу и рожь. Из освященного зерна сразу же после Литургии пекли хлеб, которым затем все соседи угощали друг друга и бедноту.