На закате СССР по телевизору крутили политический детектив «ТАСС уполномочен заявить» по роману Юлиана Семенова про вредных шпионов и героических разведчиков, в котором наши чекисты, разумеется, справляются с задачей поддержания мира во всем мире. Неплохой, кстати, сериал – когда его показывали, улицы пустели.
И название у этого сериала было хорошее - чеканная фраза «ТАСС уполномочен заявить». Эта фраза предваряла железные аргументы и уверенность в себе. В ней так и слышалась солидность и чеканность фраз советских журналистов, хоть порой ТАСС и заявлял строгим голосом совсем не о том, что было на самом деле.
А когда и в связи с чем эта фраза прозвучала первый раз?!
Только не смейтесь – в связи со шпионским скандалом.
И в этот, первый раз, ТАСС заявил по приказу вождя совсем не то, что было на самом деле – советские вожди голосом своего телеграфного агентства отказались от своих спалившихся нелегалов.
30 марта 1934 года, когда вся страна следила за спасением челюскинцев, в советских газетах появилась короткая заметка:
«Опровержение ТАСС
В связи с появившимися во французской печати утверждениями, будто группа лиц разной национальности, арестованная в Париже по обвинению в шпионаже, занималась таковым в пользу СССР, - ТАСС УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ со всей категоричностью, что эти утверждения являются ни на чем не основанным клеветническим вымыслом»
На самом деле арестованная хозяйка светского салона Лидия Сталь, она же Лидия Чекалова, нелегально работала на СССР. В характеристике «органов» она описывалась так:
«Ценный работник. Романтична и работает искренне. Старается делать всё лучше, но часто у неё не получается. Надёжна. Для аппарата безусловно полезна».
Впрочем, всё, что французская полиция в итоге смогла предъявить советской разведчице, несмотря на всю ее наивную конспирацию (она совершенно серьёзно спрашивала, допустимо ли обманывать чиновника, говоря, что её фамилия та, которая написана в бумаге) - «предоставление технического оборудования, использовавшегося в шпионской работе». В 1937 году ее освободили, Лидия Сталь приехала в СССР, где ее вскоре арестовали и отправили в ссылку в Казахстан. Но в любом случае Лидии, по сравнению с другими советскими разведчиками повезло – она дождалась реабилитации в относительно добром здравии и даже переехала жить в теплый Сухуми.
Кроме Лидии Сталь в том большом скандале оказалось замешано еще несколько десятков человек. Но они не столь заметны для истории. А вот тогдашний руководитель ТАСС, который, возможно, писал эту короткую заметку и придумал чеканную фразу гораздо интереснее.
Яков Генрихович Долецкий был одним из тех пламенных революционеров, которые пришли в социал-демократию задолго до того, когда стало понятно, что вступление в партию большевиков очень важно для карьеры. Он был из идейных, из тех, которые боролись с царским режимом еще со времен первой русской революции.
В советские времена он, в отличие от других товарищей, не скакал по ответственным должностям с одного места на другое, а почти сразу нашел себе занятие по душе: средства массовой информации. Сначала работал в РОСТА, а потом стал руководителем ТАСС.
Долецкий руководил ТАСС до самого последнего часа. Когда 19 июня 1937 года за ним приехали, Яков Генрихович предпочел сам определить свою судьбу и не становиться шпионом всех возможных вражеских разведок, а нажал на курок. На нынешнем сайте ТАСС это скромно описано как «его жизнь трагически оборвалась». Впрочем, как еще может быть во времена «отрицательного роста».
----------
Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала.