В ближайшее время нас ожидает релиз, уверен многими ожидаемого истребителя И-16 тип 5 в сорок восьмом масштабе, производства компании Звезда, и, предваряя это событие, было принято решение написать статью о моделях этого самолёта других фирм, рядом с которыми, возможно, ему предстоит стоять на одной полке. В настоящее время недостатка в моделях этого легендарного истребителя в различных масштабах нет, но так было не всегда. Первым "Ишачком", а именно так называли советские пилоты эту поистине легендарную машину, ставшую лицом Советской авиации в предвоенный период, который довелось собрать в начале девяностых, был ревеловский набор в семьдесят втором масштабе. Несмотря на то, что с того времени минуло более тридцати лет, каким-то чудом сохранилась инструкция.
Несмотря на то, что модель была проста как две копейки, она мне очень нравилась, и когда начал собирать коллекцию истребителей Второй мировой войны в сорок восьмом масштабе, расставаться с ней, в отличие от других семьдесят вторых собратьев, очень не хотелось. Первой моделью сорок восьмого масштаба, который довелось собрать, был довольно примитивный И-16 тип 10 от Hobby Craft. На нём попытался сымитировать полотняную обшивку, и вроде как не без успеха.
Поскольку в то время декалей нигде достать не мог, наваял свой вариант окраски, вдохновившись рисунком на последней странице монографии Squadron/signal publication AIRCRAFT no.162 Polikarpov Fighters in action Pt.2.
В условиях информационного вакуума тех лет это серия была для моделистов бесценна, и несмотря на то, что то стоили эти в среднем пятьдесят страниц достаточно дорого, приобретение этой литературы было в несомненном приоритете.
Несколько позже ситуация изменилась к лучшему, и когда делал второй "Ишачок" в сорок восьмом масштабе, в моём распоряжении была отличная монография из серии Армада за авторством Михаила Маслова. Прекрасное издание, имея которое под рукой, к интернету можно не обращаться. В книге есть всё, от прекрасных фотографий до отличных чертежей. Полиграфия, к слову, не хуже "сквадроновской".
В 2007 году в серии Арсенал коллекция была издана ещё одна книга того же автора "Истребитель и-16, Норовистый "Ишак" сталинских Соколов", которая содержит уже 174 страницы чрезвычайно полезной информации.
Чтобы два раза не вставать, упомяну три монографии из серии "Война в воздухе". Там материала ещё больше, однако полиграфия заметно хуже, что повлияло на качество фотографий не лучшим образом.
Такая литература посвященная И-16 есть в моём распоряжении, позволю себе дать совет начинающим моделистам. Если вы планируете собрать этот самолёт, неважно в каком масштабе, обязательно добудьте себе что-нибудь из этого списка ну или подобную литературу. Делать модель исключительно по инструкции, не зная матчасть и историю, это занятие, как говорят в народе, ни уму, ни сердцу. Можно конечно обойтись и интернетом, однако мне ближе напечатанная информация. Не лишним также будет посмотреть какую-нибудь вдохновляющую киноленту тех лет, например, "Истребители", снятую в 1939 и ставшую лидером проката в 1940 году. У меня в коллекции есть вот такое издание от компании "Союз видео".
Улыбнул пролетающий над красной площадью американский палубный истребитель F6F Hellcat с красной звездой в синем круге на борту, видимо, исполняющий роль И-16 тип 5, на котором герой Марка Бернеса летал в фильме. Что и говорить, наберут по объявлению). А если серьёзно, Звезда анонсировала именно эту модель, что делает просмотр перед постройкой обязательным. Но вернусь к пластику. В 2006 году Eduard представил модельной общественности вот это.
Я был на седьмом небе. Моя коллекция советских истребителей пополнилась моделью очень высокого класса. Повторю, в те времена это была большая редкость. Из по-настоящему достойного были только серия Як-1 от Accurate Miniatures да "Кобра" от того же Eduard, которая, несмотря на свое американское происхождение, ассоциируется только с советскими пилотами. О последней есть статья на канале.
Модель этого "Ишачка" была полностью самодостаточна, что, впрочем, для Eduard типично, была принята к производству и изготовлена незамедлительно. Если честно, что и как делал за давностью лет не помню, а выдумывать не хочется, наверняка могу утверждать только то, что самостоятельно изготовил выхлопные патрубки и штоки амортизаторов стоек шасси. Декали из коробки, прототип - известный борт советского аса Бориса Сафонова. Ниже галерея И-16 тип 24 1/48 ProfiPack Edition Eduard 8149. Вид на левый борт спереди.
Спереди на правый борт.
Слева со стороны киля.
И справа.
Примерно через месяц после описанных выше событий приятель предложил мне вот это.
Королевский набор, выпущенный тиражом в тысячу экземпляров. Пройти мимо него внутренний хомяк не позволил. В коробке всего было по три, а это ровно на один больше, чем в поговорке из моего детства, которая обозначала изобилие. "Всего по два", дети-ветераны, помните такую фразу? ) Набор предоставляет возможность собрать сразу три И-16 с десятой по двадцать четвёртую версии. Ниже фотографии пластика.
Инструкция в виде книжечки, цветная, внятная, отлично напечатанная.
Прекрасная декаль на четырнадцать вариантов, включающая помимо советских, китайские и обе стороны испанского конфликта.
Три набора фототравления окрасочных масок и смоляных колёс под давлением.
В качестве бонуса шли фигура советского пилота в масштабе один к шестнадцати и зачем-то реплика знака "Гвардия", а также лицензионная копия игры "Штурмовик Ил-2", в которую к тому времени я уже успел налетаться). Вот такая красивая коробка, видимо, дождалась своего часа спустя восемнадцать лет после релиза, но об этом позже, а сейчас представлю совсем недавнее приобретение, и это И-16 тип 5 1/48 от производителя Clear Prop CP 4813.
Признаюсь, что приобрёл его специально для сравнения с предстоящей новинкой от Звезды, ведь оба производителя предлагают собрать пятую версию машины, а сейчас появилась одна идейка, на которую натолкнули коллеги с telegram-канала Моделизм 1/35. Парни одновременно собирали модель УАЗ-469 в масштабе 1/35 от Звезды за двадцать четыре часа в прямом эфире. Было очень интересно периодически заглядывать и наблюдать, как там у них идут дела. Вот ссылка на канал, заходите, наверняка найдёте там что-нибудь интересное для себя. https://t.me/modelizmihobby . Правда, моя акция будет, если конечно она будет, несколько отличаться от того, что происходило на канале Моделизм 1/35. Планирую собирать три модели И-16 разных производителей одновременно. Отчёт, соответственно, предоставлю. Отвлекусь от процесса работы над Ка-52 ). Когда-то, в конце девяностых уже проделал такую штуку с FW-190 от Dragon и Tamiya. Супостаты на фото ниже, свастику естественно долой.
Вы спросите, почему немцы? Тут всё просто, ничего лучше по части моделей в сорок восьмом тогда просто не было, а линейка от Dragon вообще казалась чем-то из очень далёкой галактики. Как фанату пластика пройти мимо такого? Вообще, конечно, это отдельная тема, почему потомков победителей так привлекает вражеская техника. За почти десятилетнюю профессиональную карьеру моделиста процентов восемьдесят заказов были немцы времён Второй мировой войны. А ветеран воздушной войны в Корее заказал не МиГ-15, а "Эллеровский" Мустанг. Но я отвлёкся. Посмотрим, что же лежит в коробке Clear prop. Прекрасно отпечатанная инструкция и схема окраски, всё на английском.
Модель выполнена из тёмно-серого пластика.
Два варианта фонаря, прекрасный чистый прозрачный пластик и декаль на первый взгляд с достаточно тонкой подложкой.
По содержимому коробки всё. На фотографиях ниже сравнил детали двух наборов. Фюзеляжи выглядят так.
Бросается в глаза отличие реализации полотняной обшивки на киле, а также то, что крышки капота у Eduard отлиты в одну деталь с фюзеляжем. На крышках капота Clear prop присутствует имитация клёпочных рядов, которые, в свою очередь, отсутствуют на модели "Эдика".
Верхняя плоскость крыла у Eduard отлита в одну деталь с элероном. Clear prop, опять же, добавил имитацию заклёпочных рядов. Внутренняя конструкция крыла у этих модификаций И-16 различна, однако полотняная обшивка присутствует в обеих версиях, и реализация её показана на фото ниже.
То же самое можно сказать и о нижних плоскостях моделей.
Отдельно отмечу, что не сравниваю отличие модификаций самолётов, а показываю разницу в реализации одинаковых задач разными производителями. У кого получилось лучше, решайте для себя сами, ведь, как говорится, на вкус и цвет... всем известно, кого нет, свой вывод сделаю только после сборки. По стоимости оба набора примерно одинаковы и, принимая во внимание размер, недёшевы. Ожидаю, что И-16 от Звезды будет на два порядка дешевле, и, соответственно, сравнивать его иметь смысл с моделью той же ценовой категории.
Лирическое отступление номер раз в этот самолёт влюбился после прочтения книги за авторством Игоря Андреева с иллюстрациями Александра Захарова, известного по работам в журнале "За рулём". Вот как художник изобразил И-16, предваряя одну из глав.
Разве он не прекрасен? На мой взгляд, самая красивая машина, созданная королём истребителей Николаем Николаевичем Поликарповым в начале тридцатых. Как же мне хотелось иметь его в своей коллекции, но с пластиковыми моделями в Союзе было не особо хорошо. Если честно, я даже не знаю, была ли сборная модель И-16 в природе. Если Вам что-то известно о таковой, поделитесь, пожалуйста, в комментариях, очень интересно. Но однажды мне улыбнулась удача, будучи на каникулах в родном городе, в магазине сувениры набрёл на три металлические модели истребителей в пластиковых коробах. Там были Ла-5, Як-3 и И-16, каждый из которых стоил баснословных денег что-то в районе червонца, сейчас уже не вспомню. Надо ли говорить, что остаток лета был посвящён сбору требуемой суммы с практически ежедневными проверками, не сменили ли аэропланы место дислокации. Мне повезло и к месту службы родителей отбывал с вожделенной коробкой в сумке. К сожалению, при многочисленных переездах он куда-то исчез вместе с богатой коллекцией машинок за три пятьдесят. Захотел найти фотографию в интернете и, как ни странно, нашёл парочку, но на них модель представлена в таком состоянии, что не решился публиковать. Конец лирического отступления.
Раз уж нас ожидает релиз от Звезды, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы прийти к заключению о том, что будут предзаказы в различных модельных магазинах. В связи с этим хочу показать то, что есть у меня и наверняка с определёнными скидками будет присутствовать в их составе. Прежде всего, конечно, 3D декаль интерьера кабины от Quinta Studio QD 48021.
Как всегда, отличный продукт, значительно облегчающий жизнь ленивого моделиста. Да, приборную доску разглядеть будет практически невозможно, однако подголовник, пристяжные ремни и обивка бортовой дверцы выглядят неплохо. Конечно же, декаль от уже привычного Бегемота 48-021.
. Только вдумайтесь, девяносто восемь вариантов... девяносто восемь Карл! На четырёх листах.
Есть варианты на все модификации. Советские, испанские, франкистские, польские, финские, китайские, немецкие и даже румынские опознавательные знаки. Присутствуют фюзеляжная живопись и вполне себе актуальные лозунги. Кроме того, даны подробные описания и истории конкретных бортов. Отдельно отмечу присутствие в наборе варианта декали, прототипом для создания которой послужил И-16 тип 5 из кинофильма "Истребители". Разработчики потрудились, респект.
Какие плюшки выпустят производители дополнений к моделям, будем, как говорится, посмотреть, но уверен, что будут выхлопные патрубки. Они во всех моделях, независимо от производителя, к замене обязательны. Если же таковых в списках не окажется, их достаточно просто сделать самостоятельно. В заключение скажу, что в моей коллекции, конечно же, есть И-16 в тридцать втором масштабе от ICM, но поскольку речь в статье идёт по сорок восьмом масштабе, со временем сделаю о нём отдельную статью.
Спасибо за прочтение данной статьи, особая благодарность подписчикам за поддержку. Всем удачи и творческих успехов.
P. S. Постройка Ка-52 в сорок восьмом масштабе от Звезды продолжается. В данный момент работаю над камуфляжем. Дело это, мягко говоря, совсем не быстрое, в связи с этим прошу прощения у тех подписчиков и посетителей канала, кто следит за процессом стройки, за задержку в выпуске материалов по ней. Сейчас проект выглядит так.
И это только начало. Как только закончу роспись, обязательно выйдет статья. По срокам ничего сказать не могу.