-Верочка, голубчик, - начала телефонный разговор Галина Ивановна, - выручи, пожалуйста, век благодарна буду. Ты же знаешь, возможности у меня большие, пригожусь.
-А в чём суть вопроса?
-Нужно дочку племянницы к экзамену подготовить. Одно занятие в неделю по понедельникам, любые деньги. Соглашайся…
-Какая оценка по предмету? Из какой школы? Какие планы? – эти вопросы Вера всегда задавала перед тем, как согласиться, для порядка. Ответы на решение не влияли, она брала всех. Но всё-таки нужно было знать заблаговременно, с кем придётся иметь дело, ибо предупреждён, значит вооружён.
-Предмет не изучала, приехала в Россию месяц назад из США, чтобы получить российский аттестат и поступить в МГИМО. Девочка умная, самостоятельная, деловая. Будет делать всё, что скажешь. О больших баллах не мечтает, она реалистка, её цель перейти порог. Учёбу в вузе папа оплатит. Я с директором школы договорилась, она будет у нас в 11 Б числиться, три предмета с репетиторами изучать, а по остальным ей оценки так нарисуют.
-Даже не знаю, Галина Ивановна, слишком уж эксклюзивный экземпляр… - с сомнением протянула Вера.
-Уваж, милая, гарантирую, что проблем с ней не будет. Наша порода, Алтуфьевская, рождённая лбом стены прошибать. А если что, откажешься.
-Хорошо, Галина Ивановна, возьму, из уважения к Вам. Требовать буду строго, брать буду дорого.
-Спасибо, голубчик. Я твоя должница.
-Завтра в шесть и начнём, адрес скину. Всего доброго, Галина Ивановна.
По старой репетиторской привычки Вера сразу взялась за подготовку к занятию. Первая встреча с каждым новым учеником вызывала прилив энергии, желание поскорее начать работу. Свой труд Верочка сравнивала с трудом папы Карло, только более высокого уровня сложности. Так же, как и ему, ей предстояло из полена сделать Буратино, но сразу с полным среднем образованием.
В понедельник вечером Вера Фёдоровна ожидала прихода необычной новой ученицы. Посматривала на часы, не опаздывает ли. Под окном раздался резкий звук тормозов, заставивший выглянуть в окно. У подъезда стояла огромная чёрная машина, на таких в бандитских сериалах главарей ОПГ возят. Из машины, опираясь на руку услужливого водителя, вышла юная девушка.
-Жди меня здесь, через полтора часа буду, - очень по-взрослому сказала она водителю.
Бабушки на лавочке с любопытством рассматривали и машину, и пассажирку, и водителя. Баба Нюра так и в диалог с ним вступила:
-Ты, милок, коль ждать будешь, то отъедь вон на ту площадку, к мусорке, а то всю дорогу перегородил.
Водитель с улыбкой кивнул головой и последовал её совету.
А Вера Фёдоровна тем временем знакомилась с девушкой из высшего общества. Джинсы, кроссовки, футболка, волосы в хвост завязаны, лёгкая косметика на лице, улыбка. Обычная выпускница.
«Она могла бы подружиться с Вероникой из 11 Б», - подумала учительница. – «Та тоже в МГИМО будет поступать. Обе из богатых, но без выпендрёжа. Хотя имеют огромный багаж возможностей, но внутри его держат, на показ не выставляют. Правильные девчонки».
-Проходи, устраивайся. По понедельникам будем заниматься? В другой день никак? – начала знакомство Вера Фёдоровна.
-Никак, - с сожалением ответила Анна, - я прилетаю из Москвы только на два дня, в понедельник занимаюсь русским и математикой, а во вторник обществознанием.
-А где останавливаешься на это время?
-В гостинице. Дядя Серёжа меня возит, охраняет, билеты покупает.
-Скучаешь?
-По школьным друзьям. У нас была классная компания, почти все ребята из России. Обсуждали книги, фильмы, политику, ездили по программе обмена по стране, несколько раз вместе в Европу летали. Скучаю.
Из этой небольшой беседы в голове у Веры Фёдоровны сложилось первое домашнее задание для Анны. В конце занятие она сказала:
-Аня, рассчитай, пожалуйста, денежные затраты на твоё обучение в двух вариантах. Первый, текущий, с учётом гостиницы, репетиторов, зарплаты дяди Серёжи, еженедельных полётов на самолёте до Москвы и обратно. Второй, альтернативный, год поучиться в 11 классе обычной российской школы, которую не нужно бояться, в ней есть ребята, с которыми можно поговорить о кино и книгах, немного таких, но они есть.
На следующий день Вера Фёдоровна получила на электронную почту обстоятельный расчёт затрат, а вскоре позвонила Галина Ивановна.
-Ну, спасибо, тебе Верочка, удружила так удружила. Родители Анны по её просьбе сняли для неё квартиру, отказались от репетиторов и завтра она идёт в школу. Сама не заработала, и мне не дала. Молодец!
-Галина Ивановна. Не сердитесь. Анне, правда, не нужны репетиторы, она сама отлично подготовится, а вот школа нужна обязательно, главным образом, для общения, для того, чтобы лучше понять свою страну. У неё такой огромный багаж жизненного опыта и возможностей! Честно говоря, я себя ущербной и убогой на её фоне почувствовала. Я ведь не только за границей не разу не была, но и на самолёте никогда не летала.
-Я не пойму, причём здесь заграница и самолёт, когда речь идёт о математике? – с недоумением спросила Галина Ивановна.
-Очень даже причём. Если у ребёнка есть уверенность в собственных силах, независимость и самостоятельность мышления, бесстрашие в преодолении препятствий, то он легко справляется с задачками. Всё это я на первом занятии у Анны увидела. База у неё есть, а остальное она сама нарастит. А я на уроках проконтролирую и направлю.
В сентябре следующего года Вера Фёдоровна получила письмо из Москвы. В нём была фотография, на которой две красивые девушки, Анна и Вероника, стояли на крыльце МГИМО, улыбались и, соединив ладони, показывали сердечко, радуясь началу новой жизни.
«Иногда учителю лучше отойти в сторону, чтобы ученик раскрылся», - подумала Вера Фёдоровна и, глядя на светлые, счастливые лица студенток, улыбнулась.
Новая жизнь началась и у Веры Фёдоровны. Она ушла из школы на вольные хлеба, занялась репетиторством в качестве частного преподавателя. Учеников на новый учебный год набрала быстро, составила удобное для себя расписание и стала к ним на занятия домой ездить.
Какие же они были разные! По способностям, по характеру, по достатку, но тем и интереснее было.
С девятиклассником Денисом с первого же занятия сложились дружеские, немного игривые отношения. Он жил в пригороде, в частном доме, и был цыганом. Его отец работал вахтовым методом на бурильной установке в Ноябрьске, а мальчик жил в большой семье родственников. Для занятий была отведена огромная гостиная на первом этаже трёхэтажного дома. Одна стена в ней была стеклянной, вдоль неё в кадках стояли пышные растения, почти деревья, на изящных чугунных подставках были расставлены горшки с цветами. Зимний сад или оранжерея, не меньше. У дальней стены располагался кухонный гарнитур, на стене весел телевизор невероятно большого размера, основную часть помещения занимал стол, вокруг которого стояли деревянные резные стулья. Мебель, люстра, посуда, обои, ткани – всё сверкало позолотой.
Двор был покрыт асфальтом, по нему босиком носились многочисленные детишки. Играли в прятки, забегая то в гостиную, то в расположенный напротив гараж, в котором рядком стояли автомобили, а потом с визгом мчались за дом, откуда слышался плеск воды.
-Гости съехались, - пояснил Денис, - завтра отец прилетает, у деда день рождения на днях, семейный праздник. Когда в следующий раз придёте, будет тишина, а сегодня придётся потерпеть.
Он встал, приоткрыл дверь и по-цыгански прикрикнул на детвору:
-Сказал, чтобы шли за дом в бассейне плавать, а сюда не приходили, пока мы занимаемся. Извините за неудобство.
И добавил:
-Я готов, Вера Фёдоровна, давайте начнём работать.
Всё занятие он был серьёзен и старателен. Отвлекался только пару раз, чтобы спросить не хочет ли Вера Фёдоровна пить, не жарко ли ей, а после предложил чаю и холодный арбуз.
Сейчас Денис студент, а Вера Фёдоровна точно знает, что если на День Учителя у её дверей появляется курьер с букетом цветов, то это подарок от Дениса.
В пятнадцати минутах на автомобиле от пригорода, если ехать вглубь города, Веру ждал ещё один ученик, вернее, ученица, Камилла. Симпатичная, но абсолютно неулыбчивая одиннадцатиклассница. О занятиях с Верой Фёдоровной договаривалась мама. Долго рассказывала о том, что мечтает дать дочери высшее экономическое образование, что сама работает бухгалтером, ведёт несколько фирм, готова взять ещё, если понадобится, что муж пьяница, хотя и водитель, что живут в стеснённых условиях, что ничего не пожалеет, лишь бы дочь вырвалась из этого болота.
На первое занятие с Камиллой Вера Фёдоровна опоздала, пришлось долго искать нужный адрес. Оказалось, что семья живёт в одном из двухэтажных домов, укрывшихся под железнодорожным мостом. Вокруг грязь по колено после вчерашнего дождика, личности неприглядной наружности на скамейке у подъезда, разломанная детская площадка во дворе. «Зимой по темноте будет страшновато», - подумала Вера Фёдоровна и зашла в подъезд.
Раньше бывать в домах аналогичной постройки ей не приходилось. Поразили миниатюрные размеры: узкие двери, низкие потолки, маленькие окна. Но на лестнице ковровая дорожка, чисто. Дверь открыла Камилла, но в квартире она была не одна. В проходной комнате стоял разложенный диван, на нём в одних трусах лежал мужчина и смотрел телевизор, рядом стоял чуть отодвинутый от стены шкаф, за ним на кровати лежала старушка и постанывала. Вера Фёдоровна боком протиснулась между диваном и шкафом, которые заполняли собой всё пространство этой комнатушки, и вошла в комнату ученицы.
Рабочий стол, за которым им предстояло заниматься, стоял у стены боком к окну. Когда девочка отодвигала стул, чтобы встать или сесть, то он упирался в противоположную стену, настолько комната была узкой, шириной метра полтора от силы. Вдоль стены стояли кровать, шкаф и стол. Комната-пенал, в которой не было пространства, чтобы сделать несколько шагов.
Проходя мимо кухни, Вера заметила ряды фанфуриков на подоконнике. Во время занятий Камилла несколько раз отпрашивалась в туалет, как только в кухонное окно стучали. Из чего Вера Фёдоровна заключила, что семья подторговывала. А поскольку бабушка была немощной обслуживать покупателей приходилось Камилле.
Не на первом занятии, не на последующих, Вера Фёдоровна не увидела в глазах девочки желания учиться, интереса к предмету, не было в них и какой-нибудь другой эмоции. Маска равнодушия и безразличия на лице шестнадцатилетней симпатичной девушки пугала и беспокоила репетитора, а больше всего напрягало отсутствие продвижения в подготовке к экзамену. Вера Фёдоровна откровенно об этом поговорила с мамой. Та попросила увеличить продолжительность занятий, чтобы Камилла могла лучше усваивать материал, уверив, что возьмёт дополнительную работу и оплатит.
Несколько лет спустя Вера Фёдоровна случайно встретила Камиллу на автобусной остановке. Первый порыв был подойти, поздороваться, расспросить о том, как жизнь сложилась, как мама поживает, но взглянув в глаза бывшей ученицы, она осеклась. Это был тусклый взгляд обречённого человека...
Благодарю за прочтение. Делитесь своими мыслями в комментариях. Подписывайтесь Хозяйка багажа Татьяна.