Найти тему
Тайный фотограф Москвы

Византийский дом Веры Добровой, или Плетение декора и сплетения историй

Оглавление

Представьте, что вы поставили себе цель посетить, к примеру, все пушкинские места Москвы. Или разыскать всё, связанное с Достоевским. Найти все здания с атлантами или украшенные малышами путти, лорелеями и маскаронами-бородачами. Или дома, в которых бывали великие художники, поэты и режиссеры.

Но такие места быстро закончатся, и вам станет скучно в родном городе. Хотя при этом будет казаться, что вы неплохо его изучили.

Вот уже несколько лет я нахожу здания, о которых никто ничего не рассказывает и не пишет – здания прекрасные, но мало кому известные. Или, наоборот, дома, которые не могут похвастаться богатством лепнины и блеском майолики, но про которые любой экскурсовод часами может рассказывать потрясные истории.

И первые, и вторые мне одинаково интересны. Люблю рассматривать дома, в которых жили знаменитости, но еще больше нравится разыскивать истории самых «нетуристических» домов столицы.

Например, вот этот особняк, рассказом про который я временно завершу свою длинную фото-прогулку по Трубниковскому переулку, его к какому списку отнести? Вы бы мимо него прошли или остановились рядом? Я остановился, как и возле еще нескольких, про которые расскажу и покажу которые чуть позже.

И это…

…Жилой дом Марии Петровны Арсеньевой

По крайней мере, так о нем говорится на нескольких сайтах, посвященных москвоведению. Это же указано и на информационной табличке на фасаде.

-2

Отчасти это и так, семейство Арсеньевых действительно жило здесь чуть больше десяти лет. Но традиционно история намного старше и глубже.

Впрочем, обо всем по порядку. Обязательно дочитайте статью до конца!

-3

Во второй половине восемнадцатого века здесь находилась деревянная усадьба секунд-майора Василия Петровича Толстого.

В пожаре 1812 года усадьба сгорела, и почти треть века земля не застраивалась. Но с 1846-го здесь снова забурлила жизнь. Появился новый усадебный дом – тот, что стоит правее, нынешний дом №21, строение 2. Его позднее несколько раз перестраивали, но уж это как водится (3 фото).

А на месте моего сегодняшнего архитектурного героя – флигель и несколько деревянных строений под различные службы.

В 1860-х имение приобрел штабс-капитан Иван Семенович Арсеньев. Он жил в нем до своей кончины в 1876-м, оставив в наследство вдове – помянутой выше Марии Петровне Арсеньевой.

Однако, в том же самом 1876 году Мария Петровна продала усадьбу коллежскому советнику Сергею Васильевичу Доброву и его жене Вере. На последнюю, собственно говоря, владение и было записано официально.

-5

Но самое интересное то, что именно в 1876 году и был построен этот двухэтажный дом – в стиле эклектики, с явными признаками византийских мотивов. Трехчастный, с двумя фланкирующими ризалитами и за счет этого слегка утопленной центральной частью. С полуциркулярными окнами второго этажа со стрельчатым обрамлением и такими же арочными входами по обе стороны (5 фото).

Великолепные украшения на фасаде и резные кованые решетки балконов как будто сплетены или связаны руками из чего-то податливого и мягкого (6 фото).

И бесконечно замечательная и уютная, по-видимому, бывшая верандочка со стороны заднего двора. Которую бы я скорее всего и не нашел, если бы совершенно случайно (или «случайно» в кавычках), гуляя по Трубниковскому, не встретился, как оказалось, с одной из своих дорогих подписчиц, которая чудом меня узнала. И направила меня в этот внутренний дворик.

(3 фото)

А во внутреннем дворе усадьбы стоял еще один дом, в котором сегодня располагается Центр Московского долголетия. Но вот, к сожалению, об этом трехэтажном здании никаких данных я не нашел (3 фото).

Говорят, что облик фасада практически не менялся в течение всего времени.

В советские годы многие украшения были утрачены, но все вернулось на свои места при последней реставрации. Разве что первый этаж изначально был грубо оштукатурен «под шубу», а второй крупно рустован. Сейчас стены гладко оштукатурены и покрашены по всей высоте, лишь на втором этаже ризалитов сохранился прежний продольный руст.

-10

Создателем проекта перестройки и оформления фасада стал инженер-архитектор Александр Алексеевич Никифоров, мастер неоклассицизма и русского стиля, автор гражданских и церковных построек, к слову сказать – один из учредителей Московского архитектурного общества.

Но вот кто заказал строительство – указанная на табличке и с точки зрения москвоведения давшая дому свою фамилию Мария Петровна Арсеньева или новая владелица усадьбы Вера Ф. Доброва – неизвестно. Остается лишь гадать и размышлять логически. Похоронить мужа, сразу после этого за несколько месяцев построить новый дом и тут же моментально его продать? Неправдоподобно и странно. А вот купить участок с постройками и модернизировать его – вполне разумно.

Во всяком случае доподлинно известно, что...

...Сергей и Вера Добровы прожили в доме до начала 1880-х

Однако бывший флигель все равно известен как «Дом Арсеньевой».

К слову сказать, главный дом усадьбы (напомню, тот, что справа) был перестроен в 1891 году. И занимался его реконструкцией архитектор Митрофан Александрович Арсеньев, вольноприходящим студентом прослушавший курс Императорской Академии Художеств. А с 1894 года – штатный архитектор при Братолюбивом обществе снабжения неимущих квартирами. Тот самый, что выстроил неорусский терем-гостиницу в нынешнем Электрическом переулке.

Родственник ли он той Арсеньевой – выяснить я не смог.

Кстати, любопытно, что главный дом усадьбы и в конце девятнадцатого века, и сейчас выглядит заметно скромнее творения Никифорова, что когда-то было обычным флигелем. Да, собственно, никто о нем в связи с усадьбой и не вспоминает.

-11

Усадьба и позже не раз меняла владельцев. Одной из её хозяек, правда, совсем недолго, была даже Ее Императорское Высочество великая княгиня Елисавета Федоровна, основательница Марфо-Мариинской обители.

-12

Вот такой маленький, да удаленький домик. Что интересней – его внешний облик или его немного запутанная история – решать каждому. При этом каждому из своих дорогих читателей искренне советую взглянуть и на эти здания, и на весь Трубниковский переулок собственными глазами.

Теперь представляете, если бы мы любили только модерн, только классицизм, барокко, или неоренессанс, то сколько удивительного и порой загадочного, почти детективного, мы бы могли пропустить?

-13
Дом М.П. Арсеньевой, достопримечательность, Трубниковский пер., 21, стр. 1, Москва — Яндекс Карты

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца.

Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, это поможет другим читателям находить мой канал. Не забудьте рассказать об этой страничке вашим друзьям. Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и делиться ею друг с другом.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!