В политологической науке для определения этого события есть три случая (термина):
▪️Переворот без смены режима (reshuffling coup)
▪️Переворот со сменой режима (regime change coup)
▪️Убийство (assassination)
В первом случае меняется только глава государства, а состав правящей клики сохраняется. Во втором не только автократа отстраняют от власти, но и правящую коалицию, куда входят ключевые сторонники его режима. В третьем совершается покушение на жизнь диктатора и происходит смена режима.
Однако тут важно понять, когда и почему контрэлиты решают выбрать тот или иной способ смены власти. Ответ дает исследователь Abel Escribà-Folch из Университета Помпеу Фабра в Барселоне: это зависит от уровня персонализации власти.
📍На первых порах диктатор не обладает всей полнотой власти, поэтому высока вероятность ожесточенной борьбы фракций элит между собой и против автократа. Если диктатор, который возглавил государство, резко перехотел воздать должное тем, кто помог ему подняться на политический олимп, то контрэлиты с большей готовностью готовы пойти на переворот без смены режима. Это особенно характерно для военных хунт. Они организованы по принципу коллегиального правления и поэтому там идет серьезная борьба за власть. Например, после свержения монархии в 1932 году в Тайланде установилась военная диктатура. Однако уже на следующий год правительство свергли другие военные, а лидера хунты выслали из страны.
Однако бывает и иначе. В Венесуэле военные под руководством министра обороны Карлоса Дельгадо Чабо и начальника генерального штаба Маркоса Переса Хименеса 24 ноября 1948 года арестовали демократически избранного президента Ромуло Гальегоса. Установилась военная хунта. Однако уже в 1950 Хименес организовал (как утверждается) похищение и убийство Чабо. После этого борьба за власть закончилась, а Хименес правил до 1958 года. Тем не менее, убийство в ходе переворота без смены режима достаточно редкий случай.
📍Перевороты со сменой режима чаще всего происходят на срединной стадии персонализации власти автократа. По мере роста влияния в руках лидера, которые назначает на высокие посты лояльных ему людей, создает зависимые от лидера военные структуры и отдаляет от себя ранее близкие ему элиты, контрэлиты выбирают опцию переворота смены режима. В такой ситуации власть автократа стала довольно большой, чтобы можно обойтись переворотом без смены режима. Примером может послужить переворот Иди Амина против президента Мильтона Оботе в 1971 году в Уганде.
📍Покушения на жизнь случаются чаще всего на высоких уровня персонализации власти. Любая попытка организованных действий против автократа в данных условиях практически невозможна: он контролирует практически все и всех. Поэтому контрэлиты решаются на убийство из-за отчаяния. Или это же делают представители угнетенных меньшинств и политической оппозиции в условиях жестких репрессий, характерных для высокой степени персонализации власти. Например, убийство южнокорейского диктатора Пак-Чон-Хи руководителем разведки в 1979; покушение на жизнь кубинского автократа Фульхенсио Батиста в 1957 году или на жизнь лидера Венесуэлы Николаса Мадуро в 2018.
Довольно часто покушения случаются при вовлеченности страны в межгосударственную или гражданскую войну. Например, нападение на конвой Башара Асада на пути на похороны его матери в 2016 году.
Всего с 1946 по 2010 год было совершенно 136 попыток покушений и только 33 оказались успешными. И надо помнить, что большинство покушений — это просто покушение, расчитанное на убийство, но не захват власти. В случае успеха начинается грызня с непредсказуемым исходом.
Chin, J., Escribà-Folch, A., Song, W., & Wright, J. (2022). Reshaping the Threat Environment: Personalism, Coups, and Assassinations. Comparative Political Studies, 55(4), 657-687.