Найти тему
КиноманИаК

Эпоха VHS: "Переход" (1986) (памяти Алена Делона)

Универсальность славы Алена Делона, как мне кажется, во многом основана на его способности превосходно балансировать между массовым и элитарным кино. Мало кто бы мог подумать, что из этого хулиганистого парня, который большую часть своей службы в Индокитае провел на гауптвахте, получится настоящая икона мирового кино. Интересный момент, что изначально на Делона положили глаз голливудские продюсеры и его карьера могла стартовать в совсем ином формате. Хотя Делон в то время был человеком с сомнительными связями, на него сделали ставку, с условием, что будущий актер выучит английский и будет готов подписать семилетний контракт, но Ален не особо любил учиться, поэтому подзабил. Но ему в это же время удалось получить протекцию актрисы Мишель Корду, чей муж, режиссер Ив Аллегре, снял Делона в первом франкоязычном фильме. За небольшой промежуток времени Делон стал звездой всеевропейского масштаба, снявшись у Лукино Висконти, Микеланджело Антониони, Рене Клемана и многих других. При этом был заметен явный перекос в сторону артхауса, но поскольку актер стал максимально популярным, со временем он начал чаще сниматься в более массовом кино, тем не менее, не забывая периодически чередовать это со съемками у именитых режиссеров. Надо сказать, что Делон не боялся рисковать, поэтому в его фильмографии можно встретить множество самых разных ролей, многие из которых помогли обессмертить имя актера. Хотя в 90-х годах его карьера пошла на спад, а после 2000-го года он вообще снимался лишь несколько раз в очередном продолжении "Астерикса и Обеликса", а также... у Сарика Андреасяна, а имя актера чаще вспоминали из-за его странных заявлений вроде желания совершить эвтаназию или после очередной ссоры между его не самыми талантливыми детьми, которые решили пилить наследство при еще живом отце, тем не менее, об актере помнили и чтили его как одну из живых икон золотого периода французского кинематографа. После ухода этого выдающегося лицедея хотелось бы вспомнить одну работу, которая знаменовала еще один этап в карьере Делона и подчеркнула его смелость в способности рисковать. Как ни странно, это фильм "Переход" режиссера-дебютанта Рене Манзора, в которой Делон сыграл похищенного самой Смертью аниматора. Эту ленту скорее можно отнести к фантастике, хотя по нарративной структуре это не самое обычное кино. Делон не только попробовал себя в новом амплуа, но также и вложил собственные деньги в создание этой ленты, основанной на идее начинающего режиссера и сценариста, несмотря на противоречивый прием фильма, в итоге это оказался хит. Сегодня вспомним об этой картине поподробнее. Поехали!

Главный герой ленты Жан Диаз - талантливый аниматор, снимающий совершенно недетские мультфильмы, наполненные экзистенциальной тоской и темой смерти, бессмысленности войн и тому подобного. Поскольку такие работы не вызывают большого зрительского отклика, Жану постоянно приходится решать проблемы, связанные с финансированием его картин, зачастую при помощи совершенно случайных инвесторов. От Жана ушла жена, оставив на временное попечение сына Давида. Несмотря на все жизненные трудности, Жан старается идти вперед, преодолевая собственные испытания с определенным достоинством, а также не забывая уделять время своему сыну. Но Жан еще не знает, что сама Смерть уже внесла его в свои списки.

Теперь это уже не просто костлявая старуха с косой, а прокаченная скиллами, обладающая автоматизированным рабочим местом и даже отдельным искусственным интеллектом "работница потустороннего мира", каждый день формирующая списки всех тех, чей жизненный путь должен внезапно прерваться. В какой-то момент Смерть интересуется списком самых талантливых аниматоров и узнав, что из выведенного списка про тематику смерти чаще всего говорил в своих работах именно Жан Диаз, она моментально вносит героя Делона в свой срочный перечень.

-2

Жан вместе с сыном попадают в страшнейшую аварию, из-за которой Давид оказывается в коме, а герой Делона умирает во время реанимационных мероприятий. Оказавшись перед Смертью, герой Делона сначала не понимает, что с ним случилось, а затем ему приходится принять условия "старухи с косой", намекнувшей, что кома сына Жана может закончиться плохо. Между Давидом и Жаном есть незримая связь, в результате которой мальчик, находясь в коме, видит со стороны, как Смерть заключает сделку с Жаном, отсекая ему руку. Смерть хочет, чтобы Жан завершил свой мрачный анимационный фильм, который он создавал как манифест против жестокости и насилия. Но Жан еще не знает, что Смерть просто не обладает воображением, поэтому ей надо получить визуализацию того, как произойдет конец света. Вышедший из комы Давид догадывается, что произошло и начинает верить, что его отец еще каким-то образом жив, не попав окончательно на "ту сторону". Герою Делона же необходимо решить, заканчивать ли свой шедевр или попытаться бежать из своего заточения.

-3

Я об этом фильме узнал совершенно случайно, еще в те времена, когда Первый канал показывал мировое кино, а не всяких клоунов, с ведром навоза угрожающих Америке. "Переход" привлек идеей, а также частичным использованием мультипликации в художественном фильме. Тогда, в 90-е, лента показалась вполне приличной фантастикой, хотя сейчас подобное кино воспринимаешь иначе в первую очередь из-за глубокого гуманистического посыла. Люди бегают и суетятся, полагая, что так будет всегда, но жизнь коротка и непредсказуема, никогда нельзя предсказать до конца, чем закончится очередной день. Тратить ее бессмысленно, а тем более на совершение зла и насилия - против человеческой природы. Даже творцы должны сознавать свою ответственность за результаты собственных творений, а также принимать персональную конечность жизни, в течение которой надо успеть довести до конца свой труд, оставив что-то от себя потомкам.

Нарративная структура ленты - это не обычная фантастика или хоррор. Несмотря на вполне впечатляющий грим и ряд эффектов, по своей сути лента больше тяготеет к артхаусу и анимационная часть это лишь подчеркивает. Тем не менее, фильм Рене Манзора стремится говорить со зрителями на одном языке, без излишних усложнений и философствований. Пару раз немного проседая в повествовании, фильм все же смотрится достаточно легко, помогает этому очень вменяемый хронометраж в 80 минут.

-4

Конечно, нельзя не отметить как отличную актерскую работу Алена Делона, сыгравшего здесь не только настоящего художника, увлеченного своей работой, но и любящего, заботливого отца. Особенно горькой усмешкой это кажется на фоне сложных отношений актера с собственными детьми. Тем не менее, Делон выкладывается по полной, а неплохое музыкальное сопровождение и финальная песня On se retrouvera знаменуют эмоциональное завершение этой трогательной истории.

-5

Самое интересное, что сценарий картины Рене Манзор написал еще в 19-летнем возрасте, но долгое время не мог его реализовать. Продюсеры называли скрипт "слишком амбициозным" и сомневались в возможности найти на него финансирование, ведь его кассовый потенциал виделся не слишком явно. Тем не менее, Манзор был неслучайным человеком в индустрии: его брат Жан-Феликс Лаланн обрел популярность как вполне успешный композитор, поэтому найти нужные выходы было лишь делом времени. Сценарий прочитал Делон и вдохновился идеей не только спродюсировать этот фильм, но и сыграть главную роль. Манзору Делон сказал напрямую "Жан Диаз - это я". Хотя лента получила противоречивые оценки критиков, считавших, что подобные эксперименты могут не в ту степь завести карьеру Делона, поверившего в потенциал начинающего режиссера, тем не менее, готовность рисковать себя в этот раз оправдала: во Франции лента стала кассовым хитом и принесла Делону значительную прибыль, в очередной раз подтвердив, что у актера есть нюх на перспективные проекты. Рене Манзор пусть и не стал значительной величиной, но успел отметиться как лентами вроде "Колдовской любви", так и постановкой сериала для Джорджа Лукаса о юных годах Индианы Джонса.

-6

Очень жаль, что уходят такие легенды. Каким бы не был Ален Делон как человек, какие заявления не говорил, как актер он был великолепен, обладая чутьем на перспективные проекты. В истории кино он останется как одна из икон кинематографа 20-го века. Почтим его память. Можно в честь этого посмотреть любую картину из его обширной фильмографии, но советую не пройти мимо этой неординарной работы, о которой пришлось вспомнить по столь печальному поводу.

R.I.P. Памяти Алена Делона.

Рекомендую к прочтению другие обзоры серии "Эпоха VHS":

--------------------------------------------------------------------------------------

Если Вам понравился материал, прошу оставить комментарий или подписаться. Впереди еще много чего интересного.