Сорок седьмое по порядку библейское литургическое чтение называется по-еврейски «Рьэ́», то есть «Вот, смотри́». Это слова пророка Моисея, с которых начинается его речь к Израилю напротив Земли обетованной, при реке Иордан. – Я предлагаю вам ныне благословение и проклятие: Благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего (Силы вашей)…, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего (Силы вашей), и совратитесь с пути, который Я заповедую вам сегодня, чтобы следовать богам (силам) иным, которых вы не знаете… И будет, когда приведёт тебя Господь, Бог твой (Сила твоя), в ту землю, в которую ты вступаешь, чтоб овладеть ею, то дашь благословение на горе Геризим, а проклятие на горе Эйвал. Они ведь за Ярдэйном…» (Втор.11,26-30а).
В чём же суть ритуала провозглашения благословения и проклятия, которые должны совершить верующие на горах Геризим и Эйвал после вхождения в Землю обетованную? Это, несомненно, напутствие, которое Сам Бог даёт им при вступлении их в Завет с Ним.
[В то время говорил Моисей (Моше) к Израилю:] «Совершенно уничтожьте все места, где народы, которых вы изгоняете, служили богам (силам) своим, на горах высоких и на холмах, и под каждым зеленеющим деревом. И разрушьте жертвенники их, и разбейте столбы их, и а́шеры их сожгите огнём, и истребите имя их с места того.
Не делайте подобного для Господа, Бога вашего (Силы вашей); а только к месту, какое изберёт Господь, Бог ваш (Сила ваша), из всех племён ваших, чтобы водворить там имя Своё, к тому обиталищу Его обращайтесь и туда приходите, и приноси́те туда всесожжения ваши и жертвы ваши, и десятины ваши, и возношение руки вашей, и обеты ваши, и дары́ ваши, и первенцев крупного… и мелкого скота вашего. И ешьте там перед Господом, Богом вашим (Силой вашей), и радуйтесь вы и семейства ваши всякому произведению руки вашей, которыми благословил тебя Господь, Бог твой (Сила твоя)… И веселитесь перед Господом, Богом вашим (Силой вашей)… и Лэйвит, который во вратах ваших, ибо нет ему участка и удела с вами» (Втор.12,2-7, 12,12).
Бог заповедует верующим не уподобляться языческим народам, которые склонны к поклонению природным стихиям, космическим силам и женскому началу вселенной – А́шерам, Астартам («богородицам», т.е. своеобразным жёнам или матерям «богов»), которых обычно изображали в виде статуеток беременных женщин, или высаживали вокруг их жертвенников рощи из священных деревьев. Язычники ждали от источника своей религиозности гарантированных жизненных успехов в ответ на магические ритуалы и молебные приношения.
Господь, называя Себя «Силой» Израиля, тем самым проливает свет на причину запрета в Синайском законодательстве поклонения верующими другим «богам», или «силам», помимо Всесильного. Человек, создающий себе кумира, образ, «бога» тем самым полагается на силу иную, нежели Господь, и тем самым разрушает завет с Творцом мира, показывая себя неспособным жить единственно в Его Святом Присутствии.
Сам же Господь ожидает от верующих не столько совершения ритуалов самих по себе, сколько способности понимать Слово Божье, ощущать Его Присутствие и следовать за Ним. Вместо бесконтрольного строительства многочисленных специализированных стационарных мест для религиозного поклонения, как это было в языческой духовности, Господь заповедует верующим следовать лишь туда, где на данный конкретный момент Всесильный явил Себя, где Он открывает Себя, благословляя следующих за Ним.
Притом следование Господу понимается не просто как творение раз и навсегда установленных ритуалов и жертвоприношений высокодуховными избранными священнослужителями – одиночками, а как жизнь в радостном осознании Присутствия Божьего целых семейств как общин верующих. На месте, которое Господь благословляет, каждый, в меру своего призвания, имеет право и возможность принести Ему духовные жертвы. Это и всесожжение, т.е. посвящение себя на некое особое служение Богу (обет), и мирные жертвы личного кормления и вспомоществования членам общины, уже посвятившим себя служению Господу и в силу этого нуждающимся в поддержке общины, и пожертвование самой общине на благотворительные проекты из отложенной верующим десятой части своих доходов.
«Отделяй, - говорит пророк Моисей, - десятину от всех плодов… твоих… и ешь там перед Господом, Богом твоим (Силой твоей), и веселись ты и семейство твоё.
И Лэйвита… не оставляй, ибо нет у него участка и удела с тобою. К концу трёх лет выноси всякую десятину плодов твоих того года и клади в воротах твоих, чтобы пришёл Лэйвит…, и пришелец, и сирота, и вдова…, и ели и насыщались, чтобы благословил тебя Господь, Бог твой (Сила твоя), во всяком деле рук твоих…» (Втор.14,22-29).
Таким образом, следование за Богом становится, с одной стороны, актом веры, т.е. доверия Ему в исполнении Его заповедей (без чего вера может быть признана пустой и мёртвой, ни на чём не основанной). С другой стороны исполнение заповедей способно освящать и благословлять все начинания верующего, делать их успешными (что является ещё одним аргументом в пользу истинности или же ложности избранного верующим упования).
В параллельном чтении из новозаветной книги Деяний св. апостолов повествуется о том, как во время третьего своего миссионерского путешествия ап. Павел в Эфесе «встретил нескольких учеников. - Приняли ли вы Духа Святого, когда поверили? - спросил он их. - Мы даже и не слышали о том, что существует Святой Дух, - ответили те. Тогда Павел спросил: - Во что же вы были погружены (в крещении)? - В погружение Иоанна, - ответили они. Павел сказал: - погружение Иоанна было погружением покаяния (т.е. обращения к Богу). Он призывал народ верить в того, кто должен был прийти после него: в Йешуу. Когда они услышали об этом, они приняли погружение во имя Господа Йешуи. И когда Павел возложил на них руки, на них сошёл Святой Дух. Они тогда начали говорить языками и пророчествовать. Всего их было около двенадцати человек» (Деян.19,1-7).
Теория и практика веры неизменно связаны друг с другом, и если верующий не получает от Бога даров Духа Святого, которые узнаются по вдохновлённому желанию нести какое-либо служение Господу и Его общине, значит, что-то с этой верой неладно. Сто́ит остановиться, обратиться к Господу и Его Слову для определения пути выхода из кризиса – и начать движение по пути исполнения заповедей в Завете с Господом. Для этой остановки у верующих есть установленный Самим Господом период Покоя, или еженедельной субботы или же субботнего литургического года.
[В то время говорил Моисей (Моше) к Израилю:] «К концу седьмого года делай шеми́та (прощение). Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который даст в долг ближнему своему, простил и не взыскивал с ближнего своего и с брата своего, ибо провозглашено прощение ради Господа… Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих…, то… открой ему руку свою и дай ему взаймы по мере нужды его, в чём он нуждаться будет… Если продастся тебе брат твой, еврей, то пусть служит он тебе шесть лет, а в седьмой год отпусти его от себя на свободу. Когда же будешь отпускать его от себя на свободу, не отпускай его ни с чем. Наделить должен ты его из скота твоего, от гумна твоего и от давильни твоей; чем благословил тебя Господь, Бог твой (сила твоя)…» (Втор.15,1-13).
Особенностью покаянного акта возвращения верующего к Завету с Живым Богом заповедь о субботнем годе называет практическое изменение его отношения к личным должникам, т.е. несовершенным, слабым, требующим изменения и поддержки братьям и сёстрам по вере. Причинённый ими ущерб предлагается расценивать как жертву верующим своей десятой части от имущества в дело помощи и исправления жизни заблудшим, но не погибшим родственникам, потенциальным служителям Божьим. Таким образом, верующий и сам, как «соработник» Господа, становится носителем благословения, и его вера начинает становиться практической.
В параллельном чтении из послания к мессианским евреям ап. Павел акцентирует внимание на том, что через исполнение заповедей верующий становится единодушен и с Мессией-Помазанником Йешуей, вера Которого не расходилась с практикой.
«(Братья!) Тот, кто освящает людей, и те, кто освящаются благодаря Ему, - все дети одного Отца, и поэтому Йешуе не стыдно называть их братьями... Он сам получил человеческую природу, чтобы своей смертью лишить власти того, кому принадлежит власть над смертью – то есть дьявола, - и освободить тех, кто всю свою жизнь находился в рабстве у страха перед смертью… Для этого Помазаннику надо было во всём стать таким, как Его братья, чтобы быть милосердным и верным... Богу Первосвященником и искупить грехи народа. Он сам страдал, перенося искушения, и может теперь помочь тем, кто встречает искушения в жизни» (Евр.2,11-18).
Искупление грехов народа от рабства тому, кому принадлежит власть над грехом и смертью, то есть диаволу, - это как раз и есть исполнение Первосвященником Йешуей заповеди о выкупе грешника, находящегося в безвыходной ситуации, за свои средства. Это принятие верующего, как выкупленного, в семью Первосвященника Нового Завета, чтобы он мог вкушать «священные хлебы предложения», научился характерным для священнической семьи уставам праведности, и по истечении шести лет, в благословенный субботний год, стал свободным в Господе.
Каким же хотел бы Господь видеть Свой народ? «Три раза в году пусть явятся… все мужчины перед Господа…: в праздник опресноков (т.е. Пасхи, искупления и выхода из рабства) и… седмиц (т.е. Шавуот, Пятидесятницы, воспоминающей заключение завета с Господом), и… кущей (т.е. Суккот, осенний праздник недельного пребывания верующих в шалашах в воспоминание жизни в Присутствии Самого Бога, как это было некогда в Синайской пустыне с Израилем); но пусть не являются перед… Господа с пустыми руками…» (Втор.16,16-17), т.е. без жертвоприношений, добровольных служений, которые как раз и являются признаком, условием живости в них веры и благодатного действия Св. Духа.
Но не всегда так верующие действуют в своей жизни. Как повествуется в параллельном чтении из новозаветной книги Деяний св. апостолов, некоторые из мнимо верующих заменяют исполнение заповедей, способное стать средством к вхождению в завет с Живым Богом, фанатичной ревностью по отношению к тем, кто смеет критиковать их веру в то, что они уже якобы реально находятся в Завете.
Так, «когда... Павел... собирался отплыть (из греческого Коринфа) в Сирию, иудеи (ревнуя успеху его проповеди) подготовили покушение на него, и он решил возвращаться через Македонию… (Его спутники) же после праздника Пресных хлебов отплыли из Филипп и через пять дней присоединились к (нему) в Троаде...» (Деян.20,1-6).
Для кого-то наиболее значимым событием становится праздник Пресных хлебов, т.е. Пасха выхода из рабства, а для кого-то это повод для сведения личных счётов. Путь, когда личные мотивы начинают смешиваться с велениями Божьими, становится для следующего по нему неверной тропой пути проклятия, первым признаком которого можно выделить неспособность мнимо верующего различить Слово и волю Господа от «огня не от Господа», начинающего свою жизнь в его груди. Человек мнит себя вдохновлённым, но это вдохновение – не от Духа Божьего.
Как предупреждает параллельное чтение из Второзакония, «не (сто́ит есть) крови…, (ведь) кровь… жертв… должна быть проливаема у жертвенника Господа, Бога твоего (Силы твоей)» (Втор.12,23-27).
Душа всего живущего принадлежит Всевышнему, и потому может тяжко грешить тот, кто самонадеянно начнёт распоряжаться жизнью и смертью, а также судом, касающемся спасения или погибели ближнего, не оглядываясь на мнение по этому поводу Самого Бога. В этом он может серьёзно ошибиться.
«Остерегайся, - предупреждает пророк Моисей, - чтобы ты не попал в сети (народов, служивших богам (силам) своим),… и не искал богов (сил) их, говоря: “как служат народы эти богам (силам) своим, так буду делать и я”… ибо всё, чего гнушается Господь…, делали они богам (силам) своим; ведь даже сыновей своих и дочерей своих сжигают они на огне богам (силам) своим» (Втор.12,30-31).
Воодушевление, охватывающее верующего, может оказаться вроде бы и религиозным, но в то же время неавраамическим, неправедным, посвящённым иной, бесчеловечной духовности. И тогда, «если восстанет в среде твоей пророк… чтобы сказать: “пойдем-ка за богами (силами) иными, которых ты не знаешь, и будем служить им”, - то» заповедует Моисей: «не слушай слов пророка того или сновидца того. Ибо испытывает вас Господь, Бог ваш (Сила ваша), чтобы узнать, лю́бите ли вы Господа, Бога вашего (Силу вашу), всем сердцем вашим и всею душою вашею... А пророка того... должно предать смерти... Если будет уговаривать тебя брат твой… или сын твой, или дочь твоя, или жена…, или друг твой задушевный, тайно говоря: “пойдём и будем служить богам (силам) иным, которых не знал ты и отцы твои”…, то… пусть не пощадит его глаз твой, и не жалей и не прикрывай его… А весь Исраэйль услышит и убоится, и не станут более делать такого зла в среде твоей.
Если услышишь, что в одном из городов твоих... выступили люди-негодяи из среды твоей и соблазнили жителей города своего, говоря: “пойдём и будем служить богам (силам) иным, которых вы не знали”, то ты разыщи, исследуй и расспроси хорошо; и если это правда… – совершена мерзость эта в среде твоей – то перебей жителей того города острием меча; разгроми его и всё, что в нём, и скот его острием меча» (Втор.13,2-16).
Показательно, что ограждение народа Божьего от языческой духовности включает в себя как посрамление лжепророческого учения Валаама, так и отлучение от общины верующих его последователей, призывающих смешивать веру с языческой духовностью. При этом происходит ограждение и самих верующих даже от соблазна нажиться на имуществе извергаемых из общины, ведь это имущество воспринимается как скверна, практический плод жизни мнимо верующего в служении богам (силам) иным.
В параллельном чтении из книги Деяний св. апостолов повествуется об одном из примеров такой духовной победы Слова Божьего над магическим мироощущением язычества.
«Бог совершал через Павла необыкновенные чудеса. Больным давали прикоснуться к платкам и передникам, к которым прежде прикасался Павел, и у них проходили болезни, и злые духи выходили из них. Некоторые из иудеев, которые скитались и также изгоняли злых духов, тоже попробовали призывать над одержимыми имя Господа Йешуи. Они говорили: - Заклинаю вас Йешуей, которого проповедует Павел. Это были семь сыновей иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух ответил им: - Йешуу я знаю, о Павле тоже знаю, а вы кто такие? И человек, в котором был злой дух, набросился на них и оказался настолько сильнее их, что они выбежали из дома раздетые и израненные. Когда об этом узнали иудеи и греки, жившие в Эфесе, их охватил страх, и к имени Господа Йешуи стали относиться с больши́м почтением.
Многие из поверивших приходили и признавались перед всеми в своих делах. А многие занимавшиеся прежде волшебством приносили свои колдовские свитки и перед всеми сжигали их. Когда подсчитали общую стоимость всех сожженных свитков, то она оказалась в пятьдесят тысяч драхм (т.е. около 600 тысяч рублей)» (Деян.19,11-19).
Несмотря на подобную блистательную демонстрацию победы единобожия в языческой среде, отнюдь не все формальные верующие оказались рады распространению в мире истинного Богопочитания.
«Павел три месяца смело проповедовал в синагоге, беседуя с людьми и убеждая их о Божьем Царстве. Некоторые из них, однако, ожесточались и отказывались верить, перед всеми браня учение Йешуи. Тогда Павел оставил их. Он отделил учеников и ежедневно беседовал с ними в зале для лекций, принадлежавшем Тиранну (верующему из язычников). Так продолжалось два года, и все иудеи и греки, жившие в Малой Азии, слышали слово Господа» (Деян.19,8-10).
В параллельном чтении из послания к мессианским евреям ап. Павел повествует о причинах такого возможного сопротивления формальных верующих делу Божьему: «(Братья!) Мы стали сотоварищами Мессии-Помазаннику, если только до конца сохраним твёрдой ту уверенность, что имели вначале. Об этом сказано так: "Если вы сегодня услышите Его голос, то не ожесточайте ваших сердец, как вы это делали при вашем восстании". Кто же были эти мятежники? Не все ли те, кто вышел из Египта под руководством Моисея? На кого гневался Бог в течение сорока лет? Разве не на тех, кто согрешал и чьи тела пали в пустыне? Кому Бог клялся в том, что они не войдут в Его покой, как не тем, кто не был Ему послушен? И мы видим, что они не могли войти из-за своего неверия» (Евр.3,14-19).
Это неверие, как и во времена пророка Моисея, связано, прежде всего, с тем, что некоторые формально верующие утратили (а возможно, даже и не обрели) чувство Присутствия Живого Бога, а потому и оказались неспособны к послушанию Ему, а не формальным правилам Закона, которые можно толковать и превратно, по своему усмотрению.
В параллельном чтении из книги Деяний апостолов повествуется о «большом эфесском мятеже из-за учения Йешуи» во время третьего миссионерского путешествия ап. Павла: «Человек по имени Димитрий, серебряных дел мастер, изготовлял из серебра модели храма Aртемиды и тем самым давал местным ремесленникам возможность заработать. Он созвал их и других мастеровых и сказал: - Вы знаете, что эта работа даёт нам хорошую прибыль. Но вы видите и слышите, что этот Павел… говорит, что боги, сделанные руками, - это вовсе не боги. Это грозит не только тем, что наше ремесло потеряет свое доброе имя, но и что храм великой богини Aртемиды будет считаться ни за что. И сама богиня, которую почитает вся Малая Азия и вселенная, будет лишена божественного величия!
Услышав это, они в ярости стали кричать: - Велика Aртемида Эфесская! Вскоре весь город пришел в движение. Люди схватили спутников Павла македонян Гая и Aристарха, и все единодушно ринулись в театр. Павел хотел выйти к народу, но ученики ему не позволили. Даже некоторые из представителей провинциальной власти, друзья Павла, передали ему просьбу не появляться в театре. Собравшиеся были в замешательстве, потому что одни кричали одно, другие другое. Большинство вообще не знали, зачем они пришли.
Из толпы выдвинули Aлександра, которого проталкивали иудеи. Aлександр жестом призвал народ к тишине, чтобы сказать защитную речь. Но когда все узнали, что он иудей, то стали в один голос кричать: - Велика Aртемида Эфесская! И кричали около двух часов. Тогда к народу вышел один из начальников города. Он успокоил их и сказал: - Эфесяне, разве не известно всему миру, что город Эфес является хранителем храма великой Aртемиды и упавшего с небес образа? Это неопровержимый факт. Поэтому вы должны успокоиться и не делать ничего опрометчиво. Вы привели сюда этих людей, хотя ни один из них не обокрал храма и не похулил нашей богини. Если у Димитрия и его коллег на кого-либо жалоба, то у нас для этого есть суд и проконсулы. Туда вы можете приносить обвинения друг на друга. Если у вас есть ещё какие-либо вопросы, то представьте их на рассмотрение законного собрания. По причине сегодняшних событий нам грозит опасность быть обвинёнными в мятеже, и в таком случае нам нечем будет оправдаться. С этими словами он распустил собрание» (Деян.19,21-41).
Каким образом поддержали ап. Павла в этом мятеже явных идолопоклонников его соплеменники, иудеи? Они решили «выдвинуть» адвоката Александра для того, чтобы защитить себя и свои семьи от погрома со стороны язычников. Их мотивы вполне понятны, но вызывает сомнение их способность в тот момент видеть руку Живого Бога в проповеди ап. Павла, а не возможный вред для общины.
Что же говорит Сам Бог о возможности сосуществования Своего народа с языческой культурой и духовностью? «[В то время говорил Моисей (Моше) к Израилю:] Дети вы Господу, Богу вашему (Силе вашей): не делайте на себе надрезов, и плеши не делайте над глазами своими по умершим; ибо ты народ святой у Господа, Бога твоего (Силы твоей), и тебя избрал Господь быть Ему особым народом из всех народов, которые на земле. Не ешь ничего мерзостного» (Втор.14,1-3).
Мерзостным, или нечистым является то, что препятствует святой жизни в Присутствии Самого Бога. Чистыми наземными животными называются те, что жуют жвачку (то есть исследуют писания) и копыта их раздвоены (то есть они различают чистое и нечистое), ведь это домашний скот: быки, овцы, козы и так далее.
Для сравнения нечистыми наземными животными являются те, которые:
- либо жуют жвачку (то есть иследуют писания), но копыта их не раздвоены (то есть они не различают чистое от нечистого), например, верблюды, кролики, тушканчики;
- либо копыта их раздвоены (то есть они различают чистое от нечистого), но не жуют (то есть не исследуют писания для получения откровений от Господа), например, свиньи.
Из водных животных чистыми считаются те, что обладают чешуёй (как бы бронёй закона Божьего). Нечистыми же являются все те, которые не имеют чешуи либо являются пресмыкающимися, но при этом они являются ингредиентами самых изысканных лакомств (например, осетры, черная икра, крабы, креветки, сомы, угри и т.д.). Всё это является нечистотой, поскольку отсутствие брони закона означает жизнь человека не по воле Божьей, а по своим хотениям.
Из летающих животных чистыми считаются все летающие существа, особенно домашние птицы (куры с цыплятами), кроме летучих мышей и хищников (например, сов, орлов, грифов, коршунов, соколов), которые в культурологии предстают весьма часто символами языческих религий и государств. Например, египетский бог Гор изображался с соколиной головой, образ сокола можно встретить на древних русских гербах Великого Новгорода, а также на гербе современных Украины и Македонии. Символом России и Византии был древнеримский двуглавый орёл. Недаром новозаветное Откровение предостерегает христиан от религиозного служения хищным языческим государствам и империям (иначе религиозная организация верующих, служа «зверю», способна стать «вавилонской блудницей»).
Кстати, «знак зверя», который накладывался на лоб и правую руку отступников и лжепророков, согласно Апокалипсису, означает именно служение этому собирательному образу животных, означающих древние державы (Вавилон, Персию, Мидию, Грецию, Рим и т.д.). Ведь именно на лоб и на правую руку в еврейской традиции накладываются тфилины, т.е. дощечки с текстами Слова Божьего, для постоянного памятования о необходимости исполнения заповеди «о любви к Богу» и «возлюблении ближнего, как самого себя». Получается, «знак зверя» именно и заключается в смещении акцентов: можешь быть религиозным, но служи в первую очередь ценностям этого мира – цивилизованного общества, империи, патриотизма, жреца всех богов pontifex maximus.
Нечистыми также являются и те виды саранчи (вынужденной пищи бедняков Ближнего Востока, подобных Иоанну Крестителю), которые ползают по земле, не имея способности оторваться от неё. Получается, что мерзостным для Бога, т.е. оскверняющим верующего является всё то, что не возводит его от праха земли, что не даёт ему смотреть вверх, что заставляет служить праху, делая его рабом змея, диавола, питающегося как раз смертностью, прахом.
Но каков же в таком случае указываемый Господом путь возвращения верующего на путь благословения?
В параллельном чтении из книги послепленного пророка Иоиля повествуется о призыве Бога к Своему народу «труби́ть трубо́ю (шофаром)… ибо наступает день Господень… Но и ныне ещё говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему… Кто знает, не сжалится ли Он… и пощадит народ Свой…? И будет после того, изолью от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего. И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде, нежели наступит день Господень, великий и страшный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасётся; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовёт Господь… Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов Израилевых» (Иоиль 2,1-3,16).
Господь побуждает верующих вспомнить о том, что литургическое время библейского нового года, праздника Труб (шофаров), во время которого Господь посещает народ Свой, уже близко. Его составляющим станет Страшный суд (Йом кипур), когда определены будут жребии и судьбы каждого народа и каждого верующего. Господь напоминает, что Страшным Суд будет только для тех, кто не соответствует Царству Господа, кто не способен жить свято в Его Присутствии. Для таких время ещё есть, и в покаянии ещё можно обратиться к Богу и стать частью народа пророков, живущего благодатными дарами Св. Духа.
В параллельном чтении из послания к мессианским евреям ап. Павел акцентирует внимание на том, что Божье Царство, Покой, Суббота являются не только и не столько заповедью, обязанностью для исполнения верующими, сколько их привилегией, правом свободно разделить с Господом Его заботу об улучшении и исправлении созданного Им некогда мира. «(Братья и сёстры! – пишет ап. Павел) субботний покой остаётся для Божьего народа. Кто входит в Божий покой, тот отдыхает от своих дел точно так, как и Бог от своих. Поэтому будем делать всё возможное, чтобы нам войти в тот покой; чтобы никто не пал, последовав тому же примеру непослушания. Ведь Божье слово живёт и действует, оно острее, чем заточенный с обеих сторон меч, и проникает в самые глуби́ны нашей сущности, туда, где проходит граница между душой и духом, до суставов и мозга. Оно судит мысли и сердечные побуждения. Ничто во всём творении не скрыто от Бога. Перед Ним всё обнажено, и глаза Его видят всё. Ему мы дадим отчёт…
У нас есть много что сказать об этом, но нам трудно объяснять, потому что вы медленно усваиваете. Судя по времени, вам следует уже быть учителями, но пока что вы сами нуждаетесь в учителях, которые бы учили вас азам истин Божьего слова. Вам ещё надо питаться молоком, а не твёрдой пищей. А всякий, кто питается молоком, - это грудной младенец, не знакомый с учением о праведности. Твёрдая же пища – для взрослых, чувства которых опытом приучены различать, где добро, а где зло» (Евр.4,9-13; 5,11-14).
«Давайте (же) перейдём от азов учения о Мессии-Помазаннике к тому, что предназначено для взрослых… Потому что тех, кто уже был один раз просвещён, кто узнал вкус небесного дара и получил свою долю Святого Духа, кто ощутил доброе Божье слово и действие силы будущего века, и после этого отпал, - тех невозможно обновлять для покаяния (обращения к Богу), потому что они сами заново распинают Сына Божьего, предавая Его публичному позору. Земля, пьющая часто щедрый дождь и приносящая урожай тому, кто её обрабатывает, благословенна Богом. А та, на которой растут лишь сорняки и колючки, ничего не стоит. Ей грозит проклятие, и концом её будет сожжение. Но, любимые, хоть мы и говорим так, мы уверены, что вы находитесь в лучшем состоянии, способствующем вашему спасению. У Бога нет несправедливости. Он не забудет ни ваших трудов, ни вашей любви к Нему, которую вы проявили и продолжаете проявлять, служа Его народу» (Евр.6,1-10).
Ведь «сейчас Мессии-Помазаннику поручено служение, которое намного превосходит служение земных священников, потому что Он – посредник лучшего союза Бога с человеком, основанного на лучших обещаниях. Если бы первый союз был без недостатков, то не было бы нужды добиваться второго. Но Бог, видя, что люди не могут исполнить условий этого союза, говорит: "Приходят дни, - говорит Господь, - когда Я заключу новый союз с домом Израиля и домом Иуды. Этот союз будет не таким, какой Я заключал с их праотцами, когда Я за руку вывел их из Египта. Потому что они не были верны союзу со Мной, и Я отвернулся от них, - говорит Господь. - Поэтому Я в будущем заключу с домом Израиля такой союз: Я вложу Мои законы в их разум и запишу в их сердцах. Я буду их Богом, а они будут Моим народом. Никому уже не будет нужды учить другого, не будет необходимости брату учить своего брата и говорить ему: узнай Господа, потому что Меня будут знать все от мала до велика. Ведь Я буду прощать их несправедливости и не буду больше вспоминать их грехов". Он назвал этот союз "новым" и тем самым показал, что первый союз устарел. А то, что устарело и обветшало, скоро исчезнет» (Евр.8,6-13).
Что, собственно говоря, и сбылось после окончательного разрушения в Iв. н.э. Иерусалимского храма и упразднения левитского священства, заменённого согласно Слову Божьему пророческим священством по чину Мелхиседекову Первосвященника Нового Завета, Мессии-Помазанника Йешуи. Именно Его прихода и ожидает всё Божье творение ко времени приближающегося праздника Труб, который узнаётся по еврейской поговорке, которую цитировал в своё время Сам Спаситель мира: «Никто не знает ни дня, ни часа, когда придёт Сын Человеческий». И «отныне не увидите Меня до того момента, как воскликните: Благословен грядущий во имя Господа!».
автор: Лагутов Николай Викторович, доктор теологических наук, гранд доктор философии (доктор психологических наук),проф. НГИСУ-АГиОН
Запись на онлайн курсы или индивидуальное психологическое консультирование осуществляется в свободной форме на эл. почте ngisu.rf@yandex.ru