Антонина Сацура — самая миниатюрная женщина в Беларуси. Ее рост всего 108 см, вес — 24 кг и необычная профессиональная судьба: из бухгалтеров — в циркачи. Подробнее о детстве, увлечениях и желаниях Антонины — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Не жалей, а люби по-настоящему
Беседуем с Антониной в тихом дворике дома на ул. Короля, где радуют глаз разноцветные клумбы. Антонина сама высаживает цветы и ухаживает за ними. Родом она из Хойникского района Гомельской области. После аварии на ЧАЭС родная деревня Новосёлки перестала существовать, ее захоронили.
— В нашем роду все мужчины были высокими, женщины — тоже или среднего роста, как и две мои сестры. Только я миниатюрная, — рассказала Антонина. — В детстве это меня ранило. Да и окружающие ребята бывали жестокими. Конечно, родители всегда переживают, когда у ребенка какой-нибудь недостаток или болезнь. Я так говорила: «Мама, ты меня не жалей, а люби по-настоящему».
Не надо подчеркивать, что ребенок несчастный. Наоборот, нужно вселять в него уверенность в собственных силах и поддерживать, учить не бояться общества и трудностей.
Я переживала, что не найду себя в жизни. В деревне у меня было мало возможностей, сейчас с развитием Интернета эту задачу решить проще, главное — стремление. Поначалу предлагали выступать в шоу среди невысоких артистов, но я решила, что нужна профессия.
Антонина окончила школу, затем Гомельский кооперативный техникум и работала бухгалтером в потребительском обществе в Хойниках. Неожиданно ее жизнь резко изменилась — приняли на работу в московский цирк. И начались гастроли. Она участвовала в иллюзионных аттракционах, где нужны маленькие люди. За деньги от первых гастролей построила однокомнатную квартиру в Гомеле, но все время мечтала о Минске — городе, где больше возможностей и активная жизнь. А благодаря участию в телепередачах и различных шоу можно получить предложение поработать в различных проектах.
Ощущаю гордость за страну
— Когда распался СССР, наша труппа попала в украинский цирк, и я 14 лет жила в этой стране, — продолжила собеседница. — А потом через Интернет на меня вышли и позвали в Цирк дю Солей. Мне тогда уже исполнилось 60 лет, было страшно, нужно ведь знать английский язык, да и специфика там своя. В то же время телеведущий Борис Корчевников пригласил в Москву поучаствовать в передаче. В российской столице находился представитель из кастинг-комиссии Цирка дю Солей. Он оказался бывшим акробатом. Попросил походить, побегать, поговорить, потом сыграть сценку, словно мне мешают уснуть соседи. А потом поставил меня на руку, сделал кувырок, перевернулся, а я продолжила стоять. Это видео сняли. Через некоторое время позвали на работу. Играла роль актрисы Лили, которую цирк пригласил на представление, а она начала шалить. Через два с половиной года ушла по состоянию здоровья, которое ухудшилось из-за напряженного графика. Четыре дня в неделю проходили по два представления, затем по одному. Выходной был лишь в понедельник.
Антонина отмечает высокий уровень Цирка дю Солей, там нужна не только отличная физическая подготовка, но и актерское мастерство, умение петь и танцевать. К каждому номеру пишется авторская музыка. На манеже всегда масса людей.
— В нашем шоу под названием «Куриоз» работали артисты из 16 стран, — рассказала Антонина. — Перед главным входом в цирк висели флаги этих государств, в том числе и белорусский. Каждый раз, проходя мимо него, ощущала гордость.
Она с удовольствием занимается рукоделием — вышивает картины крестиком. Когда работала в московском и украинском цирках, собственноручно украшала костюмы блестками и камнями. В Италии довелось быть и костюмером. Там же шила костюмы, восстанавливала старые. Смогла освоить швейную машинку и наловчилась, стоя на стульчике, помогать артисткам балета быстро переодеваться. И конечно, участвовала в своем номере. А вот в Белгосцирк и Гомельский цирк приезжала только на гастроли.
Покорились недостижимые вершины
Собеседница отмечает: хочется, чтобы люди не замечали ее особенностей и общались на равных.
— Невысокие люди, как и все, хотят любви и уважения, творить и работать по мере возможностей. Знаю примеры, когда они работали бухгалтерами, библиотекарями, фармацевтами в соответствии со своими силами, возрастом и знаниями, — продолжила Антонина. — Для меня главной оставалась карьера, я всегда находилась среди высоких людей и ни о чем не жалею. Уверена, судьба сама выведет туда, куда нужно, и получается так, как должно быть.
В день я могу проходить около 10 тысяч шагов. Следуя за большими людьми, должна передвигаться быстро, фактически бежать. Когда захожу в транспорт, иногда меня берут за капюшон и ставят на ступеньки, думая, что перед ними ребенок. А порой подхватывают под мышки и переносят. Так «помогают».
Вечером, когда иду одна, останавливают вопросами: что делаю здесь и где мои родители? Я уже привыкла и не обижаюсь. А маленькие дети сразу принимают за свою и начинают играть. Их родителям становится неудобно, стараются отвлечь внимание малышей от меня.
— За что благодарны жизни?
— Я такая счастливая! Спасибо судьбе! В быту стараюсь все делать сама. Начала творческий путь с московского цирка, работала в украинском, итальянском и Цирке дю Солей, снималась в фильмах и рекламе. А еще меня пригласили играть в спектакле «Любовный напиток» в Большом театре Беларуси. С удовольствием выхожу на сцену. Покорились недостижимые вершины! Нужно уметь благодарить судьбу даже за трудности, потому что они дают нам опыт и мужество. И не завидовать. Думать, что все получится, и быть уверенной в своих силах, радоваться каждому прожитому дню.
— Стал ли Минск для вас родным?
— Здесь я уже 10 лет. Это самый красивый город на земле. Много, где бывала на гастролях, не люблю узкие улицы и небоскребы, когда не видно неба и зелени. А здесь парки, водоемы, цветы и довольно чистый воздух. Мне нравятся наш Большой театр и, конечно, мой дом.
— Сейчас сами шьете наряды или покупаете?
— Покупаю. Много одежды привезла с гастролей. И у нас нет проблем с детскими нарядами и обувью, можно что-то приобрести.
— Знаю, что вы занимаетесь волонтерством. Заботитесь о бездомных животных, кормите, лечите, оплачиваете их стерилизацию.
— Иногда мне финансово помогают добрые люди. Уже стерилизовали 15 кошек. Некоторых выпустили на свободу, а девять живут со мной. Жалко всех. Взрослых животных пристроить в хорошие руки трудно, маленьких котят проще. Если кому-то понадобятся ласковые питомцы, готова отдать.
Фото Алексея Столярова