Найти тему

Лучший истребитель своего времени

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

В 30-х гг. XX в. среди военных, да и многих авиационных конструкторов еще бытовало мнение, что истребитель обязательно должен иметь два крыла. Поэтому параллельно с разработкой истребителя-биплана Николай Поликарпов начал создание моноплана на свой риск. Результат превзошел все ожидания. Получившийся самолет вошел в историю под названием И-16, и, пожалуй, не было истребителя, который пользовался бы такой широкой известностью среди авиаторов всего мира. По внешнему виду и летным качествам он резко обошел всех своих современников. Правда, в войсках поначалу он был принят без особого энтуэиазма. Пилоты, привыкшие к менее скоростным и не таким строгим в пилотировании бипланам, отнеслись к однокрылому И-16 с опасением. А когда освоили его, полюбили и стали ласково называть «Ишачок».

Первый полет опытного экземпляра самолета И-16, созданного советским авиаконструктором Николаем Поликарповым, состоялся 31 декабря 1933 г. под управлением пилота-испьгтателя, ставшего впоследствии всемирно известным, — Валерия Чкалова. Новый истребитель был выполнен по схеме моноплан и имел убирающееся во время полета шасси. Он отличался малыми размерами, что обеспечивало ему минимальное аэродинамическое сопротивление. Фюзеляж истребителя имел деревянный каркас (сосна, ясень), усиленный стальными подкосами, с обшивкой из березового шпона и миткалевого полотна. Центроплан имел жесткую конструкцию с деревянной и дюралевой обшивкой. Лобовые части крыла обшивались дюралюминием, после чего все оно обтягивалось полотном. Место сочленения крыла и центроплана закрывалось дюралевой лентой шириной 100 мм. Элероны и хвостовое one-рение имели дюралевый каркас и полотняную обшивку. И-16 был запущен в серийное производство уже в 1934 г. и стал одной из самых массовых моделей самолетов-истребителей СССР. По скоростным и маневренным качествам И-16 не имел равных. Пожалуй, только появление в воздухе «Мессершмитта» Bf.109 несколько сравняло шансы противоборствующих сторон. За семь лет серийного производства (1934—1941 гт.) было выпущено более десятка серийных и опытных модификаций И-16, всего около 10 000 машин. К началу Великой Отечественной войны «Ишачки» составляли почти половину общего числа истребителей и оставались в строю практически до самого ее завершения.

Самолеты И-16 принимали активное участие в пяти войнах. Боевую проверку истребитель прошел во время Гражданской войны в Испании. Кстати, в этих боях пилотами были поставлены своеобразные рекорды. Так, например, в 1938 г. советский пилот Сергей Грицевец в одном получасовом бою, управляя истребителем И-16, сбил семь неприятельских самолетов, в том числе пять итальянских «Фиатов». И-16 тоже пострадал, но Грицевцу удалось посадить покалеченную машину на свой аэродром. Этот рекорд был побит только в 1943 г. советским пилотом Александром Горовцом (9 побед). Всего же на счету Грицевца за штурвалом И-16 в ходе испанской кампании было 30 личных побед и 7 — в группе с другими летчиками. Это очень высокие боевые результаты, за которые пилоту было присвоено звание Героя Советского Союза.

Поддержите канал-поставьте лайк.