Найти в Дзене
Такси с косичками

"Водители-Пылесосы" в такси: почему их (нас!) так называют

Оглавление
"Пылесосы" - это вроде как оскорбительная характеристика для водителей Яндекса, которые как вышли на смену, так и работают, берут все заказы подряд и ездят. В отличие от важных и гордых "Не Пылесосов", которые могут часами стоять, выбирая себе заказ получше и повыгодней. При этом вторые очень не любят первых (только непонятно за что, кому какое дело, как именно зарабатывает и на что тратит свой бензин коллега). А первые просто не замечают вторых - им некогда, они работают.

Пассажиры сейчас удивятся. Но мы действительно можем себе позволить ВЫБИРАТЬ заказы, а не брать всё подряд, что предлагает нам Яндекс. Свобода выбора, свобода рабочего графика: хочешь - едь, не хочешь - иди домой. И от того, как правильно водитель распоряжается этой своей свободой, зависит и его доход, и его репутация.

Всех таксистов можно разделить на две категории

  • Первые просто работают, как на любой другой работе, где приходится иногда браться за что-то неудобное, невыгодное, но, в общем-то, обговорённое в трудовом договоре.
  • Вторые выходят на смену не работать, а ЗАРАБАТЫВАТЬ, заколачивать деньги, получать свой доход с максимальной выгодой (то есть с минимальным пробегом и расходом бензина).

У двух этих категорий подходы к работе и отношение к пассажирам совершенно разное. Водители из первой - никогда не поймут, как можно сказать клиенту: "Либо доплачивай, либо я не поеду". А водители из второй - никак не возьмут в толк, зачем везти пассажиров в СНТ по плохой дороге "за копейки", когда этот заказ можно просто отменить? И плюются, и смотрят пренебрежительно, и называют своих коллег "Пылесосами".

Образ мыслей и той, и другой категории водителей в общем-то понятен

Водители - "пылесосы"

Это ответственные и честные люди, без значка доллара в глазах, не хапуги и не наглецы. Они вышли на смену работать - и они работают. Иногда попадается и невыгодный заказ, но "пылесосы" всё равно его делают. Потому, что это неотъемлемая часть работы. Такси - это всегда лотерея. Следующий заказ может быть намного выгодней и удобней. Таким образом, к концу смены всё равно наберётся личная минимальная сумма.

Все мы работаем за деньги, за зарплату. Но у "пылесосов" по жизни такое понимание: деньги - это не самое главное в жизни. Здесь ориентация больше на людей, на своих пассажиров. Понравится ли поездка, выйдет ли пассажир из машины с хорошим настроением, нужна ли ему помощь (от банального - выслушать, до физической помощи - помочь погрузить вещи в багажник или удобно устроить костыли между креслами).

И скажу "Не Пылесосам" по секрету: часто такая вот элементарная человечность и клиентоориентированность приносит больший доход, чем самый выгодный заказ от Яндекса!

Водители - "Не Пылесосы"

Они очень важные и гордые. Они почти бизнесмены. Каждое телодвижение должно приносить выгоду, каждая остановка на маршруте - прибыль. Пусть это будет 10 (ДЕСЯТЬ!!!) рублей за пятисекундную остановку, чтобы высадить одного из пассажиров по пути, лишь бы не бесплатно! Багажник для крупногабаритных вещей, кондиционер в жару, зарядка для телефона пассажира - всё это должно быть оплачено дополнительно.

"Не пылесосы" часто простаивают: все подряд заказы они брать не собираются, а выгодные что-то долго не приходят. Они никогда не уедут из посёлка или соседнего города пустыми - будут стоять и ждать попутного заказа. В городе же - подключают тарифы, где виден конечный адрес (да, так тоже можно, всего лишь процент с поездок будет чуть больше) и выбирают, выбирают. Чтобы дорога была хорошая, чтобы наценка высокая, чтобы маршрут покороче.

Пассажиров же "Не Пылесосы" видят, как ходячие купюры. Что там случилось у человека, где ему удобнее выйти (или сесть в машину), жарко или холодно, плохо или хорошо - всё это неважно. Важна только оплата заказа, желательно с чаевыми (хм, а за что?) и побыстрее.

Они считают, что делают глубокое одолжение, приезжая к пассажиру и доставляя до адреса за его же деньги. И чем выше цена на поездку - тем более вежлив будет такой водитель. А чем ниже - тем больше можно не церемонится. "Пусть скажет спасибо за то, что его вообще везут за такие деньги" - любимая фраза "Не Пылесосов".

Пылесосить или не пылесосить - каждый водитель решает для себя сам

Но меня удивляет отношение друг другу.

Мы, "Пылесосы" (а я себя именно к ним и причисляю с небольшой оговоркой) вообще никак не замечаем "бизнесменов". Ну стоят себе на стоянках, ловят выгодный заказ - пусть дальше стоят, мне-то что. Ничем не мешают, работают так, как считают нужным для себя. Некогда мне внимание обращать да размышлять над их методами таксования - я работаю!

"Не Пылесосы" же плюются на нас во всех пабликах и комментариях:

- Терпилы! Возить быдло и выслушивать всякий бред!

- Вот из-за таких Яндекс и не повышает цены, раз всегда найдётся тот, кто поедет!

- За такие деньги ехать - себя не уважать!

- Ну и сколько ты бензина сожгла на этом дебильном заказе? Да ещё обратно пустая поехала! Тьфу!

- Вот так и борзеют пассажиры, зная, что за свои копейки они в "Экономе" получают весь спектр услуг!

Всегда хочется спросить: а какое дело лично вам до моего отношения к работе? Мой доход (или убыток) никак не влияет на ваше качество жизни. И если я забрала невыгодный заказ - так радуйтесь, он мог бы достаться вам. И если я везу пассажира, который рассказывает мне свою жизнь (а по-вашему "Присел на уши и перепутал таксиста с исповедником"), так не вам же слушать!

Что заставляет вас, успешных бизнесменов местного таксопарка, давать свои оценки моей работе? Занимайтесь своим бизнесом, копайтесь в куче заказов, выбирая то самое золотое зёрнышко, благодаря которому вот-вот обогатитесь! А мне позвольте РАБОТАТЬ так, как я этого желаю.

И если я работаю в такси уже 12 лет, это значит только одно: меня всё устраивает

Да-да! И Яндекс устраивает, и цены на поездки (за редким исключением), и пассажиры с их проблемами и рассказами. И ежемесячный доход!

И знаете, что? "Не Пылесосы" - те самые, которые выбирают ТОЛЬКО выгодные заказы - зарабатывают ровно столько же, сколько и "Пылесосы"! За то же количество рабочих часов, вместе с пересчётом на бензин, суммы получаются примерно одинаковые.

Поэтому, я считаю, все плевки и все пренебрежительные взгляды у "Не Пылесосов" - от избытка свободного времени. Ну чем ещё заняться в ожидании "жирного заказа", как не обсудить чужую жизнь и чужие методы работы?

Жёлтый "Пылесос" выехал на смену
Жёлтый "Пылесос" выехал на смену

У нас на автостанции стоят "бомбилы" и ждут опоздавших на автобус пассажиров, чтобы содрать с них в три раза больше тарифа

Одни и те же всегда стоят. А я, как челнок, весь вечер - то привезу на автостанцию, то заберу оттуда. "Бомбилы" сидят у кого-то одного в машине со своими стаканчиками чая. Вижу: смотрят на меня и улыбаются, шутят. Ну я же дружелюбная - улыбнулась в ответ.

Они восприняли это, как сигнал к диалогу, опускают стекло:

- Ну чё, много заработала? Туда-сюда весь вечер, не надоело?

- А Вы тут стоите весь вечер, Вы много заработали? - интересуюсь в ответ.

- Ну так я и не ездил никуда, бензин не сжигал, расходов нету, - ржёт тот, что сидит за рулём.

Нет доходов - нет расходов. Идеальный сценарий для тех, кто вышел не поработать, а из дома сбежать, потусоваться с другими водителями, может быть - выполнить пару дорогих заказов. Этакая отмазка для жены: я же не бухать ушёл, а работаю, ну вот не было сегодня хороших заказов, чё за копейки-то катать.

А я не могу себе позволить выйти и посидеть в машине - в ноль выйти не могу! Я должна приехать домой с деньгами, чтобы потом на эти деньги купить продукты для борща, который я же сама и встану к плите варить. Нет у меня понятия "праздная жизнь", нет в ней места водительским тусовкам. Как нет и желания. Сидеть весь вечер и лясы точить, других обсуждать да жирного клиента дожидаться. Не моё это.

Единственное, что позволяю себе - это уйти с линии, когда в такси нет никакой (пусть самой маленькой) наценки на заказы

Именно поэтому и не могу сказать, что я 100% Пылесос. Всё-таки по цене бензина и налога я ездить не буду. Уйду с линии, полчаса почитаю книгу (почитаю! а не обсужу с одним водителем других водителей!) и снова включусь в систему тогда, когда карта города в приложении изменится с зелёной на фиолетовую.

И заказы в такси беру только в радиусе активности

Водители поймут, остальным поясняю - это в радиусе 4 километров от того места, где я нахожусь.

В бараки не приезжаю, в общежития маргинального типа. Даже если рядом освобожусь.

А в остальном - да, я "Пылесос".

Вот так и работаю уже 12 лет подряд. По 8 часов в день, 6 дней в неделю, 11 месяцев в году. Выезжаю в 18.00, когда дома сделаны уроки и сварен тот самый борщ, дети наглажены и нацелованы. Приезжаю ближе к 02.00. Выходной - понедельник (и праздники вроде Нового Года и Дней Рождений).

Свою работу, своих пассажиров и свою машину - безумно люблю! Это можно понять, читая мои статьи. Поэтому писать в комментариях: "Выкинуть надо было эту дуру из машины" - бессмысленно и в моих глазах даже глупо. Поскольку я на такое ваше отношение к работе смотрю также презрительно и с той же усмешкой, как и вы - на "Пылесосов".

Нам явно не понять друг друга )))

🔔 Всех остальных - хороших и ответственных таксистов (и приятных пассажиров!) приглашаю подписаться и дружить каналами! Рассказывайте о своих смешных и интересных поездках, делитесь впечатлениями от пассажиров и других водителей. И ни гвоздя вам, ни жезла!