Найти тему

Почему аудиофилы платят так много за аудиотехнику?

Оглавление

Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте.

Добро пожаловать на Dzen-канал магазина Demograf AE, посвященный аудиотехнике.

Напоминаем Вам, что ознакомиться с нашей аудиотехникой вы можете на сайте audio-tube.ru

Сегодня у нас сборная очередная, интересная статья, честно скомунизженная с просторов интернета для ознакомления нашей дорогой публики - хайфай.ру, пульт.ру, стерео.ру, хабр.ком (источники-авторы)

Отдельно отмечаем, что мнение Demograf Audio может не совпадать с мнением автора статьи.

Итак, поехали!

Почему хороший звук стоит сегодня так дорого?

Известно, что High End аудиотехника «широко» популярна, лишь в узких кругах, и в основном в связи с её стоимостью. В этой статье я проанализировал факты о природе и истории формирования цен на эту аппаратуру.

Во время написания материала я обнаружил несколько причин относительной живучести тренда. В материале я постарался ответить на такие вопросы как:

Какими стандартами определяется принадлежность устройства к high end аудио?
На основании чего производители такой техники строят ценовую политику?
Какие люди покупают такую технику?

При выборе звуковой аппаратуры я руководствуюсь здравым смыслом, техническими характеристиками, собственными ушами и естественно экономическим прагматизмом.

Напрямую с ценами на разного рода хай энд я столкнулся во время работы с PULT и был ошеломлён количеством нулей в ценниках.

Я ожидал, что она будет дорогой, но не мог предположить, что настолько.

Заметив неоднозначность подхода к вопросу о стоимости у читателей нашего блога, я решил проанализировать тенденции этого сегмента рынка аудио и понять откуда «растут ноги».

Стандарты vs уникальность

Сам термин «high end» по сей день не имеет четкого определения и понимается по-разному как потребителями, так и производителями.

В отличие от хай энда, HI-FI аппаратура создается в соответствии с рядом норм, которые определены стандартами DIN4550, ГОСТ 24388-88, DIN 45500, IEC 60581 и рядом другими.

При этом, подавляющее большинство компаний Hi-Fi сегмента держат планку качества выше принятых стандартов.

Стандарт нельзя назвать совершенством, но он построен на объективно измеримых параметрах: минимальное значение неравномерности амплитудно-частотной характеристики (НАЧХ/дБ), коэффициент нелинейных искажений (КНИ, %), уровень шума (дБ).

-2

Как термин обозначающий уникальную аппаратуру для аудиофилов, High End появился в 60-х, благодаря звукоинженеру и основателю журнала «Stereophile» Джастину Гордону Холту.

Через некоторое время термин прижился и стал обозначать малосерийную или уникальную аппаратуру, созданную в соответствии с концепцией т.н. «субъективного аудио».

Стоит также отметить, что до широкого распространения термина вся хай энд аппаратура маркировалась как HI-FI.

Разделение началось ближе к концу семидесятых, когда становление термина «High End» в маркетинге, как клеймо для уникальных изделий, потребовало жесткого отделения от массовой аудиотехники.

Идеология vs маркетинг: бабло побеждает философию

В 2007-м году Холт, как человек искренний и не слишком «политкорректный», заявил, что принципы High End как в техническом, так и в идеологическом аспекте начинают профанировать, а на предложение дать интервью Audio Magazine, Холт жестко отказал, ответив следующее:

«хай энд превратился за эти годы в “механизм развода богатых простачков «пожиже»”, мне противно об этом даже вспоминать».
-3

Войдя в оборот идеологический термин очень быстро стал маркетинговым, определяющим позиционирование продукта.

Хай энд никогда не был привязан к техническому стандарту, но появлялся как синтез технологии и искусства.

Справедливости ради, нужно отметить, что для некоторых производителей стартовая идеологическая парадигма имеет значение до сих пор.

Между тем, реалии рынка и алчность сделали своё черное дело, аппаратура, которая позиционировалась как хай энд, стала стоить в разы, а порой и на порядки дороже любой другой.

Если не учитывать репутационные риски, сегодня, любую аудиотехнику можно «обозвать» хай эндом и выставить соответствующий ценник.

-4

Очень грубый гипотетический пример: я, вооружившись паяльником, клеем, мануалом с DIY-форума, клепаю динамические наушники из катушки, магнита, бумаги, проводов, пары алюминиевых каркасов и деревянных мисок.

Я объявлю изделие хай эндом на том же основании, что и подавляющее большинство производителей (нет стандарта — есть концепция).

И моё изделие, с точки зрения концепции уникального «субъективного аудио» будет очень даже тру хай эндом.

Заплатив $1000 за выставочную площадь, я представлю «проект» в каком-нибудь «Крокус Экспо» или ВДНХ и возможно даже продам в 10 раз дороже выставочной площади и в 1000 раз дороже себестоимости.

Покупатель, на основании объективных критериев, никогда не сможет доказать, что его обманули и продали говно не хай энд.

-5

С другой стороны, ряд производителей намеренно берут максимально высокую планку качества, используя высокие технологии, эффективные инженерные подходы, качественные дорогие комплектующие (речь не о золотых проводах и конденсаторах юрского периода) для создания уникальных, в хорошем смысле слова, изделий.

Совершенно естественно, что такие производители будут ориентироваться на конъюнктуру и цена будет за пределами рамок массовой аппаратуры.

В качестве примера можно привести производителей электростатических акустических систем и наушников, для которых критичными являются даже минимальные искажения.

При этом большинство людей не могут оценить качество таких систем в связи с заоблачной ценой.

Если не брать в расчёт метафизику и маркетинговые мифы, то современную идеологию хай энд аудио можно описать как стремление к «исчезновению» влияния аппаратуры на звук, что по сути утопично, но иногда приводит к хорошим результатам.

Последняя тенденция справедлива далеко не для всех производителей, многие просто предпочитают грести деньги за посредственные устройства с вычурным дизайном, резисторами стоимостью в 200 $, парой-тройкой ламп и золотых контактов (о кабелях и ТЛЗ писать не буду, ибо до безобразия избитые темы).

В каком-то смысле можно назвать хай энд индустрию заложником маркетинга, затраты на который также влияют на цену.

Профанация ценностей, заложенных в изначальную идеологию (искусство и технология в одном флаконе), также во многом происходит из-за неадекватно агрессивного маркетинга.

Ритуализация прослушивания музыки, превращение приверженцев High End в своеобразную секту, псевдонаучные оправдания астрономической стоимости устройств и аксессуаров, а также прочее мракобесие, во многом заслуга пиар-отделов некоторых компаний.

Вклад беспринципных этих людей в «перекошенное» ценообразование один из самых внушительных.

Jedem das seine: чем бы дитя ни тешилось...

-6

Со стороны, даже при агрессивном «религиозном» маркетинге, хай энд выглядит не слишком жизнеспособным, в условиях современного рынка.

При этом продажи ряда компаний, особенно у владельцев старых и именитых брендов остаются стабильными.

Резонно возникает вопрос, кто это покупает и зачем? По своим наблюдениям я могу выделить 5 категорий любителей подобной техники.

  1. Очень богатые люди, одержимые статусным перфекционизмом. Это те клиенты, в расчете на которых маркетологи создали стратегию престижных цен. Часто, им совершенно плевать как это звучит, иногда они даже не посещают шоурум, а выбирают технику глядя исключительно на цену, полагая, что самое дорогое, наверняка самое лучшее. В технике, рассчитанной на такого покупателя могут использоваться дорогие породы дерева, изрядное количество деталей из драгоценных металлов и т.п., что автоматически увеличивает и без того неприличную стоимость девайса.
  2. Аудиофилы, находящиеся в бескомпромиссном поиске идеального звука. Постоянная смена девайсов и поиск устройства с максимально чистым, насыщенным, «воздушным», «тёплым», «холодным», «ярким», «тусклым», «честным», «высокодуховным» или каким-либо ещё другим звуком (количество субъективных критериев может быть бесконечным). Без преувеличения поиск их длится всю сознательную жизнь или пока не иссякнет ресурс. В ряде тяжелых случаев, увлечение из хобби перерастает в психическую патологию с последующими обвинениями в адрес производителей, продавцов, а также людей, критикующих их пристрастное отношение качеству. Свято убеждены в том, что ниже определённого ценового порога не может быть качественных продуктов, что роднит их с первой категорией и часто кормит небольших, но амбициозных производителей.
  3. Аудиофилы с религиозно-метафизическим подходом к звуку. Типичный пример господин… (впрочем, об ушедших или хорошо или никак). Верят в населяющие аппаратуру сущности, молятся лампам телефункен (или другим, в зависимости от конфессии), развивают концепцию исторической аутентичности аппаратуры. Крайне враждебно относятся к научным подходам в определении качества звука, полагая, что человек способен слышать то, что аппаратура не сможет фиксировать никогда. Зачастую критикуют всю современную технику и готовы отдать душу дьяволу за какую-нибудь редкую модель проигрывателя DENON тысяча девятьсот протёртого года.
  4. Люди, восторгающиеся винтажным или напротив футуристическим дизайном, не редко женщины, которые покупают аппаратуру в качестве дорогих игрушек и привлекающих внимание предметов интерьера. Как правило это жены или дети представителей первой категории. Для них характерна любовь к аппаратам ручной сборки, разного рода дорогим материалам в дизайне корпусов и оригинальным конструкциям (каменные колонки, стеклянные усилители и т.п.).
  5. Состоятельные люди, которые критично относятся к достоверности воспроизведения музыки и могут позволить себе потрать внушительную сумму, чтобы сравнивать технику и менять её подобно автомобилям.

Их нельзя назвать «настоящими» адептами high end, так как: у них нет «святой» веры в бренд, они не «прогревают» динамики и провода, в процессе выбора крайне притязательны к качеству, но не к цене устройства.

У них термин «хай энд» не вызывает эффекта горящих глаз, они стараются добиться максимальной объективности в подходе.

Таких людей немного, но радует то, что они есть.

Один из видных представителей движения High End первой волны, культовый аудиожурналист Кен Кеслер, в интервью stereopravda.ru отчасти подтвердил мои выводы относительно современной целевой аудитории High End брендов.

В ответ на вопрос журналиста об современных любителях High End, он заявил:

«… Так что остается только две категории: это аудиофилы фанатики старой закалки и просто состоятельные люди, которые могут приобрести дорогой хай энд по инерции или из соображений престижа…» .
-7

В качестве заключения

Вывод об адекватности ценообразования в хай энд, каждый делает самостоятельно, и я не стану никого учить жизни.

Рекомендую лишь сравнить факторы, влияющие на стоимость этой аппаратуры и обратить внимание на сжатые сведенья о причинах её покупки и целевой аудитории.

-8

Субъективные:

  • стратегия престижных цен;
  • затраты на активный маркетинг;
  • репутация и история бренда;
  • использование драгоценных металлов и дорогостоящих материалов в дизайне и схемотехнике;

Объективные:

  • высококачественные элементы (не всегда)
  • дорогостоящие технологии, концепция «no compromise» (не всегда)
  • уникальные эффективные инженерные решения (не всегда)
  • креативный дизайн (дело вкуса)
  • ручная сборка (не всегда, дело вкуса)

Зачем покупают: для поиска «совершенного» звука, для высококачественного воспроизведения музыки, для статусных понтов, для дорогого интерьера, для совершения обрядов и ритуалов.

Целевая аудитория: «ищущие» аудиофилы с разным уровнем дохода, меломаны с большими деньгами, перфекционисты с большими деньгами и члены их семей, душевнобольные.

Подробнее о причинах сильного подорожания качественной аудиотехники

Речь в статье пойдет вовсе не о влиянии на цену обменного курса рубля – аудиотехника класса Hi-Fi и High End дорожает во всем мире, причем уже довольно давно. Повсюду бывалые аудиофилы с недоумением взирают на растущие ежегодно запросы производителей. Так почему же ценник на еще недавно относительно доступные компоненты и акустические системы улетел в космос и не собирается возвращаться на Землю?

-9

Любители хорошего звука со стажем еще помнят самые популярные в 1990-е годы категории аппаратуры Hi-Fi – усилители, проигрыватели CD и акустические системы за 500 долларов США.

Все, что стоило дороже 1000 долларов США, уже воспринималось как весьма серьезная техника, доступная далеко не всем, ну а о более дорогих моделях в народе и вовсе ходили легенды.

-10

Примечательно, что в ассортименте некоторых брендов до сих пор сохранились те же самые модели акустических систем и компонентов, что производились под теми же названиями 20 лет назад, однако сегодня они стоят (пусть и в обновленных версиях) в 2,5-3 раза дороже.

Конечно, нельзя сбрасывать со счетов инфляцию и рост затрат на производство, однако они могут быть ответственны максимум за 100% подорожания, но никак не 300%.

-11

Однако если подорожание бюджетной аппаратуры еще можно как-то принять, пусть и не до конца, то в секторе High End творится просто нечто невообразимое.

По некоторым позициям рост цен составляет до 1000% и не собирается останавливаться.

Поверить в то, что затраты на производство акустических систем стоимостью 10 000 евро выросли за 10 лет в десять раз, невозможно.

Что же послужило причиной такого роста, и можно ли надеяться на смену тенденции?

-12

Основных причин столь неуклонного и резкого удорожания High End несколько. Пройдемся подробнее:

0. Ситуация в России

Цены во всем мире соответствуют покупательской способности.

Но цены на технику они практически равны и даже могут быть ниже рынка в России.

Цены во всем мире соответствуют покупательской способности.

Но цены на технику они практически равны и даже могут быть ниже рынка в России.

Например, возьмем хороший усилитель за 150 000 рублей.

В США зарплата обычного учителя в школе равна от 400 000 рублей в месяц.

Даже обычный учитель или работник фастфуда может позволить себе такой усилитель, не сразу может быть, но через даже 3 месяца накоплений.

Усилитель стоит как пол зарплаты работника США.

В России это бешенные деньги.

Это не пол зарплаты, и даже не 3 зарплаты.

Возьмем среднюю зарплату по регионам — 25 000 рублей.

То получается усилитель такой обойдется как 6-7 зарплат обычного работника.

Я не понимаю развития аудиофилии в России.

Когда на форумах пишут, что усилитель за 25 000 рублей полная чушь, и он не звучит, а стоит покупать минимум за 100 тысяч.

Ощущение что большинство людей на подобных форумах — больные.

Я точно уверен, что 90% людей, которые так пишут, вообще не имеют даже обычного дешевого усилителя за 15 тысяч рублей.

Их цель — самоутверждение и повышение свое ЧСВ.

Либо пишут работники несчастных магазинов такой техники.

Потому что ее в наших реалиях нужно продать, иначе зарплаты не будет и премии.

В России, когда людям нечего жрать, в интернете обсуждается усилитель за 200 000 рублей.

И обсуждается так, будто его может каждый второй купить прям завтра.

Большинство людей просто уже потеряли связь с реальностью.

Возродить культуру аудиофилии можно лишь совместными усилиями, когда продавцы магазинов будут продавать технику по демократичной цене, наживаясь лишь на 5-10%. А не на 40..200%.

Но данная тенденция случится не скоро.

1. Первая, и самая очевидная, это увеличение количества свободных денег в мире и, как следствие, рост платежеспособного спроса.

Это может быть очевидно далеко не всем, особенно тем из нас, кто живет на одну зарплату, однако постоянный рост благосостояния в мире – непреложный факт, и он приводит к тому, что тот же самый товар сегодня можно продать гораздо дороже.

Никто из производителей не будет отказываться от дополнительной прибыли.

-13

2. Об этом же свидетельствует и постоянное увеличение числа производителей дорогой аудиотехники, достаточно посмотреть на список участников профильных выставок.

Как в Мюнхене, так и на других площадках, особенно в Азии, количество экспонентов выросло в разы, причем если сегмент бюджетного домашнего аудио действительно сокращается, то выбор экзотических компонентов с ценой в многие десятки и даже сотни тысяч долларов или евро только расширяется.

-14

Более того, многие традиционные участники рынка High End правильно оценили открывающиеся перспективы, и просто подняли ценник на свои модели без всякой оглядки на инфляцию.

Один из известных британских производителей акустических систем – это было где-то десять лет тому назад – просто одномоментно увеличил стоимость своих топовых АС в четыре раза.

А на все недоуменные вопросы западных журналистов отвечал предельно откровенно: «У меня есть определенный уровень жизни, который мне надо поддерживать».

-15

3. Еще одна причина роста цен, это, как ни странно, засилье недорогих беспроводных колонок, саундбаров и наушников.

Фактически, данный вид аудиоустройств постепенно занял нишу Hi-Fi и бюджетных домашних кинотеатров, предлагая покупателям неплохой звук и современный функционал.

Многие из традиционных производителей качественной аудиотехники пытались с ними конкурировать – и потерпели неудачу.

Поскольку соревноваться по цене оказалось бесперспективно, то естественный выход, это миграция в сторону высокомаржинальных товаров, где можно продолжать зарабатывать те же деньги при фактическом сокращении продаж.

-16

Есть ли надежда на выправление ситуации? Да, пусть и небольшая.

Примером может послужить рынок телевизоров, а также портативного аудио, который сегодня в значительной степени контролируется производителями телевизоров, наушников, Hi-Res-плееров и усилителей из Поднебесной.

Конечно, объем этого рынка гораздо больше, чем рынка традиционных аудиокомпонентов, однако ничто не мешает китайским производителям Hi-Fi повторить успех своих коллег.

Более того, они уже активно и весьма успешно работают в направлении создания эксклюзивных усилителей, проигрывателей винила и акустических систем, при этом цены на их продукцию в 2-3 раза ниже, чем у западных брендов при сравнимом качестве.

-17

С другой стороны, если им удастся навязать конкуренцию западным брендам по всем категориям аудиотехники, то последним ничего не останется, как еще больше поднять свои цены.

И все произведенные в Европе, США и Японии компоненты окончательно перекочуют в разряд эксклюзивных товаров для сверхбогатых покупателей, превратившись в Ferrari и Rolls-Royce рынка аудио. «Это хлопок, это дорого» (с) Осенний марафон.

-18

4. Разработка аудиотехники, будь то акустические системы, усилители или источники звука, — долгая и кропотливая работа.

А с учётом того, что аппаратура премиум-класса должна соответствовать высочайшим стандартам, ставки повышаются: труд лучших промышленных дизайнеров и разработчиков должен хорошо оплачиваться, чтобы итоговый результат получился не просто приемлемым, но и во многом уникальным.

К тому же, в High End сегменте порой недостаточно взять за основу прошлогоднюю модель и слегка её улучшить в ожидании того, что покупатели решатся обновить свои и без того роскошные аудиосистемы.

А значит, проектировать технику зачастую приходится «с нуля».

-19

5. Как и в случае с большинством товаров премиум-класса, в High End сегменте важную роль играет история и репутация компании.

И, скорее всего, её не получится выстроить за условные год-полтора, даже при внушительных денежных вложениях.

Такие производители, как Mark Levinson, McIntosh и Sonus faber десятилетиями инвестировали средства в статус и узнаваемость бренда, что сегодня позволяет покупателю, лишь взглянув на шильдик и не слишком вникая в технические нюансы, сделать выбор в пользу аппаратуры определённой марки.

И вполне логично, что затраты компаний на формирование собственного имиджа заметно сказываются на розничных ценах на High End технику.

-20

6. Ощущение дорогостоящей вещи невозможно сформировать без премиальных материалов: необычные сплавы металлов, а также натуральное дерево и новейшие полимеры дорого обходятся производителям аудиотехники.

К тому же, High End — это, как правило, мелкосерийное производство, с высокой долей ручного труда.

А значит, для такого производства требуются опытные, квалифицированные сотрудники.

Вдобавок, в премиум-сегменте важен предельно тщательный контроль качества, что также связано с дополнительными затратами.

И если в случае с недорогой техникой некоторые дефекты сборки вряд ли повлияют на восприятие бренда, то в классе High End даже один негативный отзыв может испортить репутацию компании.

В результате, производители тратят большие силы и средства на то, чтобы не допустить огрехов в производстве и предоставить покупателю максимально возможный уровень сервиса, и это неминуемо приводит к росту цен на продукцию.

-21

7. Поскольку High End техника — продукт заведомо не массовый, производителям необходимо закладывать в стоимости такой аппаратуры достаточно высокую маржу, при которой производство окажется экономически выгодным и будет приносить прибыль.

Вдобавок, имеют значение особенности сегментирования рынка, когда техника разных классов представлена в нескольких ценовых категориях, дабы удовлетворить спрос и среди небогатых студентов, и среди обеспеченных топ-менеджеров.

-22

8. Техника класса High End нередко позиционируется как дорогостоящее произведение искусства, которое вполне может оказаться выгодным приобретением.

По прошествии лет такая аппаратура, вероятно, не только не потеряет в цене, но и будет стоить значительно дороже, обретя ещё и историческую ценность.

Отчасти именно поэтому многие увлечённые аудиофилы и коллекционеры готовы вкладывать средства в покупку High End, рассматривая это как один из способов инвестирования.

-23