Найти тему
Журнал не о платьях

"Он завоёвывал женщин и быстро охладевал к ним. Пока не встретил Альму". Художник Оскар Кокошка

Источник фото: kulturologia.ru
Источник фото: kulturologia.ru

Это был очень странный человек и еще более странный художник. Он словно прожил две жизни – первую, эпатажную и скандальную, и вторую – тихую и благостную. Его творчество то игнорировали, то беспощадно критиковали, то превозносили до небес. Безумец и гений, ловелас и верный муж, провокатор и достойный профессор – все это он, великий австрийский экспрессионист Оскар Кокошка.

Его рисунки смущали...

Кокошка родился в 1886 году в городке Пёхларн Австро-Венгерской империи. В пестрой смеси ее национальностей главными считали венгров и австрийцев, но родители Оскара были чехами. Мать вышла из семьи лесника, отец, Густав Йозеф, продолжал родовое ювелирное дело, но, увы, дела шли не очень удачно. Позже у Оскара появились сестра Берта и брат Богуслав.

Зарабатывал отец нестабильно, потом совсем разорился и увез семью в Вену – жить в местах былой славы своего рода Густаву Йозефу мешала гордость. Оскар писал об отце:

«От него я научился с достоинством переживать нищету, вместо того чтобы выполнять нелюбимую работу».

Однако все же приходилось чинить часы и драгоценности горожан. Детей отец обожал, рассказывал им об искусстве, приучал к книгам, и они, несмотря на бедность, считали свое детство счастливым.

В школе Оскар учился прилежно, но без рвения, много читал и рисовал. Работал подмастерьем у отца, потом последовал его совету пойти в химический техникум: химия – прогрессивная наука, такой специалист всегда себя прокормит.

В техникуме Оскар по-настоящему увлекся рисованием. Его рисунки смущали друзей и учителей – искаженные виды из окна, страдальчески перекошенные лица, части чьих-то тел… Однажды учитель химии саркастически заметил:

«Все это уродство будет иметь успех в Вене. Мир сошел с ума – отошли их на конкурс этих ненормальных».
Оскар Кокошка. "Красное яйцо"
Оскар Кокошка. "Красное яйцо"

Оскар воспринял совет всерьез – и послал. И, к общему изумлению, занял первое место, получив в награду стипендию в Венскую школу искусств и ремесел. Втайне от родителей он в 1903 году перешел туда учиться и лгал им о своем «химическом» образовании еще пару лет.

Никаких депрессий – лучше где-нибудь напиться!

В школе Оскара обучали Густав Климт, считавший его «величайшим талантом из молодого поколения», и известный австрийский художник Карл Отто Чешка. Чтобы помочь талантливому юноше найти свой стиль, педагоги отправили его в «Венские мастерские». Там Оскар создавал открытки, иллюстрировал книги. Его работы Климт взял на организованную им выставку молодых художников-авангардистов – дерзкие рисунки ученика отлично вписывались в эпоху, когда разрушение стереотипов было на острие моды.

Все шло хорошо – но Оскар вдруг увлекся театром и начал писать пьесы. В 1907 году на сцене модного кабаре «Летучая мышь» поставили его пьесу «Пятнистое яйцо», где главными героями были сделанные им куклы. Потом сыграли еще парочку – одна скандальнее другой. Критика громила автора, а вот публика в кабаре валом валила. Когда же Оскар получил заказ на книгу для детей и юношества, то выдал опус «Мечтающая юность» с картинками в духе порно и со странными стихами из полусадистских и полускабрезных намеков.

Оскар Кокошка. "Орфей и Эвридика"
Оскар Кокошка. "Орфей и Эвридика"

В 1907 году в венском театре поставили пьесу Оскара «Убийца, надежда женщин» (позже Пауль Хиндемит напишет на ее основе оперу). Спектакль, полный эротики, жестокости и скользких диалогов, вызвал страшный скандал, и Оскар лишился заработка – его уволили из «Венских мастерских». А через год Климт включил в свою выставку его работу – ту самую поэму в рисунках «Мечтающая юность». Эта неприкрытая эротика вызвала у венцев шок. Наследник австрийского престола эрцгерцог Франц-Фердинанд, посетив выставку, брезгливо морщился – какое уродство! Неудивительно, что парня вскоре исключили и из Венской школы искусств.

Но Оскара оказалось не так легко вышибить из седла. Никаких депрессий и сомнений в своем таланте – лучше где-нибудь напиться! В каком-то кабаке на спор он выпил больше всех, не заметив, что за состязанием наблюдает известный архитектор Адольф Лоос, строивший по всей Вене модернистские здания. Талант, бесшабашность и самоуверенность юноши покорили Лооса. Он заказал ему свой портрет, остался доволен и стал рекомендовать Оскара своим небедным заказчикам как гениального портретиста.

"Невеста ветра"
"Невеста ветра"

"Ему надо стать клиентом психушки"

Оскар писал броско, выразительно, эмоционально, крупными мазками. Он слышал музыку, когда писал, и видел цвета, слушая музыку. Использовал кисти, иглы, скальпель, даже свои ногти. Оскар сам не знал, что хочет привнести в мир. Искренний, резкий, порой необузданный – не зря французы прозвали его «венским фавном» – он писал как чувствовал и дышал. Не приукрашивал, не кривил душой, не писал лучших версий портретируемых. Грубые морщины, вставные челюсти, тусклые глаза, скрюченные артритом руки – получай все как есть, заказчик.

Влиятельным клиентам такие портреты нравились далеко не всегда. Успешный венгерский бизнесмен Мориц Хирш решил, что художник его просто высмеял, и за портрет не заплатил. Знаменитый венский психиатр Август Фогель, чье лицо на портрете напоминало библейского Моисея, обиделся и заявил, что Оскару надо стать клиентом психушки, и не взял портрет. Пресса писала, что от его работ исходит гнилостный дух, а модели, похоже, поражены проказой, экземой или чем-то похуже, и предлагала приходить на выставки Оскара лишь тем, кто переболел сифилисом.

-5

Но некоторые клиенты забирали портреты, даже если они им не нравились, чувствуя, что это необычные, иногда пугающие, но – шедевры. Хозяева мебельной фабрики братья Хьюго, Макс и Карл-Лео Шмидт заказали групповой портрет, но через две сессии позировать остался лишь Макс. Над его портретом Оскар мучился три года, и в итоге с полотна на нас смотрит вовсе не богач-фабрикант, а печальный, усталый, озабоченный человек. Может, Макс таким и был… Сам Кокошка был уверен, что видит людей насквозь и читает их самые сокровенные мысли.

Завоевав возлюбленную, Кокошка быстро охладевал

В 1909 году Оскар вошел в экспрессионистскую группу «Штурм» издателя Герварда Вальдена и переехал в Берлин. Он рисовал обложки для журнала Der Sturm, подружился с Василием Кандинским и немецкими художниками. Создал много портретов и картин на евангельские сюжеты. Притом часть портретов он писал без натурщиков, выражая эмоции через жесты рук, позы, яркие тона и темный, невыразительный фон.

"Странствующий рыцарь"
"Странствующий рыцарь"

Его скандальная слава росла. О нем говорили все – пресса, богема в кабаках, буржуа на вечеринках… И женщины, конечно. Оскар слыл донжуаном, его любовницами становились и натурщицы, и многие приличные особы. Страстный и темпераментный, он любил разыгрывать драмы: всю ночь простоять под ливнем под окнами девушки, вымокнуть до нитки, заболеть, упасть перед ней на колени, целовать ей ноги… Правда, завоевав возлюбленную, Кокошка быстро охладевал к ней и бросался на поиск новой дамы сердца. Но наконец он встретил настоящую роковую женщину, любовь всей своей жизни.

Автопортрет с Альмой.
Автопортрет с Альмой.

Известная всей Вене светская львица Альма умела кружить головы, да еще какие! Она не обладала классической красотой – крупные черты лица, полная фигура и тяжелая поступь – но имела репутацию красивейшей женщины города, к тому же прямой и острой на язык. Мужчин Альма будто гипнотизировала – за ней ухаживали Климт и композитор Александр фон Цемлинский, она была в разное время женой знаменитого композитора Густава Малера, архитектора Вальтера Гропиуса, поэта и драматурга Франца Верфеля. Малер посвятил ей самую известную симфонию – Восьмую. На момент встречи с Оскаром в 1912 году Альма была вдовой Малера, получала хорошую пенсию, наслаждалась свободой и выглядела в обтягивающем траурном платье весьма обольстительно.

Он задыхался, когда её не было рядом

Оскар влюбился без памяти, отчаянно, страстно. Прямо в день знакомства он написал длинное письмо с признанием.

«Как прекрасна она была, как соблазнительна за траурной вуалью! Я был околдован!» – вспоминал он.

Всего Оскар напишет Альме более четырехсот писем. Он помешался на ней, без конца рисовал ее – обнаженную, одетую, спящую, в образе Моны Лизы… Создавал их двойные нагие портреты, расписывал ее веера. Работал, надев ее красное ночное платье. Альма вспоминала:

«Мы постоянно занимались любовью. В перерывах Оскар рисовал меня… Он напоминал большого ребенка. Мог хохотать над шуткой и уже через секунду носиться по комнате в негодовании, размахивая руками».

Оскар отчаянно ревновал Альму – к друзьям, прохожим, умершему мужу. Изводил ее истериками и подозрениями, запрещал разговаривать с мужчинами, не мог прожить без нее дня, задыхался, когда ее не было рядом. Было много публичных бурных ссор, они расставались, потом сходились снова.

"Возлюбленные"
"Возлюбленные"

Предложение руки и сердца Оскар делал Альме не раз.

«Ты должна стать мне женой, иначе мой огромный талант плачевно сгинет. Ты, словно эликсир, должна оживлять меня по ночам», – требовал он.

Она сказала «да» – при условии, что он создаст шедевр, и Оскар старался, не понимая, что это – игра…

«Сегодня во время близости я отказалась ударить Оскара. Тогда он начал нашептывать мне казни, которые придумал для лечащего врача моего покойного мужа. Это отвратительно», – жаловалась Альма в дневнике.

Она начала уставать от накала страстей, все чаще уезжала с подругой путешествовать и замуж не спешила. Престижнее быть вдовой великого Малера, чем женой неуравновешенного художника. Забеременев, Альма без раздумий сделала аборт. Обезумевший Кокошка выкупил в больнице окровавленную простыню и показывал ее в венских кабаках: «Это мой единственный ребенок – и так будет всегда». Альма была шокирована и отказалась его видеть. И истерзанный страстью Оскар решил уйти добровольцем на фронт Первой мировой. А куда же еще, если Альма назвала его трусом?

Окончание здесь⤵️

Подпишись на наш канал и читай о других художниках⤵️

Судьбы легендарных художников | Журнал не о платьях | Дзен

Алла Горбач (с) "Лилит"