Найти тему

Нефтяные Камни. Как Советский Союз шельф осваивал

Шельфовые запасы нефти и газа привлекали внимание с самого начала 20 века. Но вот работать с ними не позволяли технологии. Все это вызывало танталовы муки у государства и нефтегазовых компаний. Вот он, шельф, там скрыты миллионы, миллиарды баррелей и кубометров нефти и газа. Но получить к ним доступ невозможно.

Нет, были не только попытки, но и удачные примеры разработок еще тогда. Так в 1901 году у Санта-Барбары были проложены металлические пирсы, которые позволили начать бурение на литорали (приливной зоне). Но это еще не было настоящим шельфом, а всего лишь затапливаемая зона во время прилива.

Буровые у Санта-Барбары
Буровые у Санта-Барбары

Только после середины прошлого столетия появились возможности начать разбуривать шельфовые месторождения. Разные страны по разному решали эти задачи. США пошли путем разработки плавучих нефтяных платформ. Хотя у них был богатый опыт разработки как на литорали, так и на озерах.

Буровая на озерах в штате Огайо
Буровая на озерах в штате Огайо

Но всегда это бурение было с суши, по сути строились пирсы около берега и их длина редко превышала километр-другой. Это явно не удовлетворяло аппетиты нефтяников, поэтому частные инвесторы хотели большего. Пионером было судно Kerr-McGee, известное как Kermac Rig № 16, которое было спущено на воду в 1947 году

-3

По сути это был небольшой корабль, на корме которого была смонтирована небольшая буровая установка. Но первой полноценной буровой платформой считается "Мистер Чарли", которую вывели в Мексиканский залив 15 июля 1954 года с новоорлеанской верфи.

Это был по настоящему прорывной проект, Именно по такому проекту было разработано большинство современных буровых платформ по нынешний день

-4

СССР разработать такое увы, не смог. Поэтому он пошел своим песком и первым проектом шельфовой разработки был целый город в море, известный как Нефтяные Камни.

Апшеронский полуостров был одним из первых мест на земле, где человечество напрямую столкнулось с нефтью и газом. Они выходили свободно на поверхность, некоторые самовозгорались, что служило объектом поклонения первых монотеистов на земле - зороастрийцев. Особенно хорошо известны два таких объекта - горящая гора Янардаг и Атешгях - храм огнепоклонников в Баку

-5
-6

На Апшероне было найдено не одно месторождение, особенно мощным было знаменитое месторождение. Биби-Эйбатское, расположенное прямо на территории современного Баку. Добыча нефти началась в этих краях уже в середине 19 века и вскоре Баку стал одной из нефтяных столиц мира.

Но нефть была не только на земле, но и в море. Примерно в ста километрах от крайней восточной конечности полуострова была отмель, на поверхность которой выходили камни. Зачастую они были покрыты нефтью и местные рыбаки прозвали их Qara daşlari (Черные камни).

Ещё в XIX веке это место привлекло внимание нефтяников. 3 октября 1896 года горный инженер В.К. Згленицкий обратился в Бакинский горный департамент с просьбой разрешить ему бурение скважин на искусственном острове, который предлагал отсыпать в Биби-Эйбатской бухте.

В своём прошении он предложил смелый для того времени проект. Предполагалось построить специальный водонепроницаемый помост на высоте 12 футов (примерно 4 метра) над уровнем моря. Нефть с этого помоста должна была поступать в баржи.

В случае возникновения фонтана нефти предусматривалась специальная баржа, которая могла бы вместить до 200 тысяч тонн нефти. Эта баржа обеспечивала бы безопасный вывоз нефти на берег.

Кавказское горное управление отклонило его просьбу как нереализуемую на данный момент.

-7

Спустя 50 лет, в 1946 году, Академия наук Азербайджанской ССР организовала большую экспедицию на Чёрные Камни. В ходе этой экспедиции учёные выяснили, что разливы нефти в этом районе не были случайностью. Геофизическая разведка показала, что на этом месте расположены мощные нефтеносные пласты, которые тогда считали шельфовым продолжением Биби-Эйбатского месторождения.

Возглавлял этот десант Николай Байбаков. Вскоре после этого он стал министром нефтяной промышленности СССР. В состав группы входили многие известные нефтяники того времени. Среди них были начальник объединения «Азнефтеразведка» Сабит Оруджев, геолог Ага Курбан Алиев, которому на Нефтяных Камнях установили отдельный памятник, и специалист по буровым работам Юсиф Сафаров.

Поначалу работы велись на деревянных сваях, вбитых в морское дно. Однако этот подход сильно замедлял освоение месторождения, - людям было негде развернуться, да и жить негде.

Тогда приняли оригинальное решение — создать искусственный «остров погибших кораблей», точнее, специально затопленных. Для этого из Бакинской бухты пригнали судно «Чванов», которое уже отслужило свой срок, и частично затопили его, чтобы оно не уплыло. Во внутренних помещениях судна обустроили спальные и рабочие места.

К празднику 7 ноября скважина достигла глубины в один километр и начала давать нефть. Дебит скважины составлял 100 тонн в сутки! Это было блестящее событие, и в честь него Чёрные Камни переименовали в Нефтяные. Под этим названием он вошёл в мировую историю.

Ещё более печальным фактом является затопление «Зороастра» — самого первого в мире танкера, построенного по инициативе и чертежам Нобелей.

-8

В 1951 г. группа покорителей Нефтяных Камней была удостоена Государственной премии СССР первой степени. Тогда же было принято важное решение — перейти от стадии разведки к промышленной добыче нефти на Нефтяных Камнях.

Два металлических искусственных острова из «погибших кораблей» было решено соединить эстакадой, возвышающейся над морем на деревянных сваях.

Уже в феврале 1951 года первый танкер, заполненный нефтью с этого месторождения, прибыл к причалу нефтеналивного порта Дюбенди. Здесь началась его разгрузка.

-9

Опыт морской добычи был уникальным, поэтому надо было решить массу вопросов. Особенно большие сложности были в вопросах транспортировки нефти и с доставкой рабочих.

Первый решили просто - провели 78-километровую трубу на сушу. Правда закончили строить трубопровод только в 1981 году, а до этого перевозили с помощью танкеров.

С нефтяниками было непросто. Тогда вахтовый метод ещё не использовали, работали сменами по 12 часов через два дня на третий.

Сначала попытались внедрить отработанную схему. К ближайшей точке на краю Апшеронского полуострова, острову Артём (ныне Пираллахи), подвели железнодорожные пути и пустили электричку из Баку. Сам остров соединили с материком дамбой. Рядом разместили управление разработкой месторождения и небольшой морской терминал.

Время в пути по морю составляло три часа. Позднее морское сообщение наладили прямо из Баку с морвокзала на теплоходе «Андога». Однако плавание всё равно было утомительным и занимало от восьми до девяти часов, а в плохую погоду — от двенадцати до тринадцати часов. Во время шторма же плавание вообще прекращалось. Поэтому стало очевидным, что использовать сменный график невозможно. И ввели вахтовый способ работы. Обратим внимание: само слово «вахта» происходит из морской терминологии — вахту обычно стоят матросы. Сначала вахты и вообще всех людей и грузы доставляли только морским путем, а с 1960 года начали доставлять вертолетами.

В 1951 году стали производить строительство эстакад и площадок, на которых планировали разместить буровые, производственные и бытовые помещения.

В те годы высота волн у берегов не превышала четырёх метров. Поэтому сооружения нефтепромыслов строили на высоте шести с половиной метров.

-10


В первые годы разработки шельфа этой высоты было достаточно, но когда глубина моря в местах строительства достигла восьми-девяти метров, во время штормов волны стали затапливать эстакады и площадки.

Окончательно решить проблему с расчетом нужной высоты сооружений поручили Государственному океанографическому институту имени Н. Зубова. Его сотрудники прибыли на Нефтяные Камни в 1956 году. Они начали наблюдения, и как раз в этот год на Каспии случился сильный шторм.

Это произошло 21 ноября. Одна из двух бригад бурильщиков чудом выжила, а другая вместе с буровой площадкой была уничтожена. Шторм разрушил около четырёх километров морских эстакад и восемь приэстакадных площадок, из которых шесть уже добывали нефть в постоянном режиме. Также пострадало морское основание. В результате шторма погибли 21 нефтяник.

После него установили новый норматив высоты свай — не менее 11,6 метра.

В 1958 году началось строительство посёлка. Были возведены две электростанции мощностью 250 кВт, котельная, нефтесборочный пункт, очистные установки. Также были построены 16 двухэтажных домов, больница, баня и другие объекты инфраструктуры. К 1960 году было завершено строительство здания Бакинского нефтяного техникума.

Нефтяные камни стали одной из витрин достижения социализма, сравнимой с полетами в космос. В 1960 году их посетил Хрущев, после чего дал добро на создание авиаотряда из вертолетов и на постройку многоэтажных домов. Их начали строить как раз на остовах затопленных еще в 1951 году кораблей.

-11

К 70-м годам Нефтяные Камни стали более современными. В 1975 году здесь уже работали хлебозавод и цех по производству лимонада. Появились два пятиэтажных общежития и один девятиэтажный жилой корпус. Разбили парк с деревьями.

В период с 1976 по 1986 годы были построены нефтесборные пункты, три пятиэтажных общежития, столовая, больница, две газомазутные компрессорные станции, биологическая установка для производства питьевой воды и два подводных нефтепровода диаметром 350 мм до терминала Дюбенды. Последние капитальные жилые строения в советское время появились к середине 80-х.

-12

Но самое главное - это все же нефть. Пик добычи нефти на месторождении пришелся на 1967 год, когда она составила 7,416 миллиона тонн. В целом с момента эксплуатации месторождения "Нефтяные камни" было добыто 175,6 миллиона тонн "черного золота".

Максимальная добыча газа составила 794 миллиона кубометров, и поставлен этот рекорд в 1970 году. Всего с "Нефтяных камней" было добыто 13,589 миллиарда кубометров газа.

Скважинный фонд месторождения - 1939 скважин, большей частью добывающих. Именно на Нефтяных камнях были отработаны технология бурения с одного основания нескольких наклонно-направленных скважин. В дальнейшем этот метод кустового бурения широко использовали на других нефтяных месторождениях СССР, в первую очередь в Западной Сибири.

После распада СССР был длительный застой. Месторождение продолжало работать по инерции, но добыча падала и длительное время не было инвестиций. Впрочем как по всему миру в то время, цены на нефть были очень низкими.

Оживление началось с 1999 года, когда свою отдачу стал давать "Контракт века" - международный контракт Баку с 13 нефтяными компаниями из 8 стран, подписанный в 1994 году о совместной разработке трёх нефтяных месторождений — «Азери», «Чираг» и «Гюнешли» в азербайджанском секторе Каспийского моря.

-13

Это классический договор о разделе продукции, правда на выгодных для Азербайджана условиях - 80% всех доходов от продажи нефти достается стране.

В ноябре 2007 года была введена в эксплуатацию новая платформа № 2387 на Нефтяных Камнях. Эта двухблочная платформа предназначена для бурения 12 скважин и имеет высоту 45 метров и вес 542 тонны.

Платформа установлена на глубине 24,5 метра под поверхностью моря. Блоки для этой платформы были собраны на Бакинском заводе глубоководных оснований, и их срок службы рассчитан на 50 лет.

С этой платформы пробурено 12 новых скважин, средняя глубина которых составила 1800 метров.

25 декабря 2007 г. был сдан в эксплуатацию 20-дюймовый газопровод, связывающий месторождения Нефтяных Камней и Бахар протяженностью в 66,6 км и пропускной способностью в 5,5 млн кубометров в сутки. Этот газопровод предназначен для транспортировки природного газа, добытого на месторождении Гюнешли, на берег. В ноябре 2019 года Нефтяные Камни отметили свой 70-летний юбилей.

На 4 января 2018 года в Нефтяных Камнях насчитывалось более 200 стационарных платформ. Общая протяжённость улиц и переулков этого морского города достигала 350 километров.

С момента начала эксплуатации месторождения было добыто более 160 миллионов тонн нефти и 13 миллиардов кубических метров попутного нефтяного газа. На месторождении действует более 380 эксплуатационных скважин, каждая из которых ежедневно даёт в среднем до 5 тонн нефти. По состоянию на июль 2022 года суточная добыча нефти составляет от 3050 до 3070 тонн. Остаточные запасы месторождения оцениваются в солидные 210 миллионов тонн. Но извлекаемых из них всего 18 миллионов.

Опыт разработки Нефтяных камней оказался уникальным и воистину не имел аналогов в мире. Но, к сожалению, он оказался невостребованным. Потому что был сделан однозначный вывод - такая форма разработки месторождений выходит очень дорого. Поэтому сейчас шельфовые разработки ведутся почти всегда на буровых платформах. За некоторыми исключениями, например такими как казахстанский проекта Кашаган, где было отсыпано два искусственных острова

-14

И Маклак, который оказался самым дорогим провальным проектом в нефтегазе.

-15

Но масштабы их просто несопоставимы с Нефтяными камнями

У меня же на сегодня все, подписывайтесь, если было интересно