Найти тему

Новые виды тяги. II.

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

Начать эксплуатацию поездов FLIRT H2 на линии Arrow протяженностью 14,5 км SBCTA предполагает уже в 2024 г. Caltrans финансировал приобретение поездов для SBCTA, организации поддерживают тесные контакты по мере продолжения реализации проекта. Подготовка к эксплуатации поездов на водородном топливе крайне важна с точки зрения приобретения опыта. Процесс подготовки включает создание предприятия для отстоя и ремонта поездов, а также инфраструктуры для их заправки водородом.

SBCTA пришлось проделать большую работу с противопожарными службами и местными надзорными органами, чтобы обеспечить соответствие депо для новых поездов международным нормам в области об-ращения с водородом, а также обучить персонал правилам пожарной безопасности.

Caltrans активно участвует в поиске партнеров для поставок водо¬родного топлива и формирования необходимой инфраструктуры. Это важная проблема, которую следует решить в ходе реализации проекта междугородного поезда на водородном топливе. Представители администрации штата, некоммерческие организации и научные учреждения помогают в процессе разработки такой инфраструктуры.

Среди инициатив, реализуемых в Калифорнии, — организация в штате одного из по крайней мере четырех водородных хабов национального значения. В течение десятилетия предполагается добиться уменьшения стоимости чистого водорода примерно с 5 до менее 1 долл. США/кг. Министерство энергетики США предоставило администрации штата Калифорния 1,2 млрд долл. США на поддержку проектов в области водородного топлива через государственно-частное партнерство Arches H2 Hub, которое призвано объединить поставщиков чистого водорода, потребителей и инфраструктуру для транспортировки.

Кроме того, хозяйственный департамент штата Калифорния, который отвечает за важнейшие проекты штата в области закупок, обратился с запросом к представителям топливной промышленности, чтобы оценить возможности производства и поставки в приемлемые сроки значительных объемов водорода, произведенного экологически чистым способом. Выяснилось, что промышленные компании готовы отреагировать на рост спроса на водород в масштабах штата.

Ввод в эксплуатацию поездов FLIRT H2 открывает необходимость поиска способов получения требуемых объемов топлива. Для 10 таких поездов требуется 3000 кг сжиженного водорода в день, или 1100 т в год. Возможно, на первом этапе это необязательно будет только «зеленый» водород, полученный с применением наиболее экологичных технологий.

Очевидно, что в энергетической стратегии штата наметился переход от использования ископаемых видов топлива для выработки энергии к альтернативным источникам. Калифорния уже ощутила позитивные результаты внедрения солнечной и ветровой энергии. Имеется значительный потенциал использования энергии, которая вырабатывается из возобновляемых источников, для получения и хранения водорода.

Завершается изучение требуемого объема работ по переоборудованию ремонтного предприятия администрации San Joakin Joint Power Authority (SJJPA) для проведения обслуживания поездов на водородном топливе. Планируется также изучить возможность создания стационарных станций заправки во¬дородом. Однако на начальном этапе эксплуатации поездов FLIRT H2 предполагается использовать концепцию мобильной заправки. Такая концепция позволяет проводить испытания поездов на водородном топливе на других линиях, проходящих по территории штата.

Транспортная администрация Се-верного округа г. Сан-Диего NCTD, осуществляющая надзор за работой пригородного сообщения Coaster, также проявила интерес к внедрению поездов на водородном топливе, однако считает необходимым вначале оценить поведение такого подвижного состава в реальных условиях, в том числе на линиях со значительными уклонами. Кроме того, с представителями оператора пригородных сообщений Лос-Анджелеса Metrolink обсуждалась возможность проведения испытаний таких поездов на линии Antelope Valley протяженностью 123 км.

Испытания на этой линии могут быть проведены в течение 6 мес. Для доставки водородного топлива здесь также планируется использовать автомобиль-заправщик. Однако такое решение, скорее всего, не является универсальным. Следует внимательно изучить, для каких еще транспортных коридоров в Калифорнии оно может быть целесообразным.

Руководство Caltrain предполагает, что мощности батареи топливных элементов, установленной на четырехвагонном поезде FLIRT H2, будет достаточно и для питания шестивагонного поезда. Однако для некоторых пригородных собщений в штате, например Pacific Surfliner, где поезда состоят из шести или семи двухэтажных вагонов, говорить о возможности использования поездов на водородном топливе, по-видимому, преждевременно.

За последние несколько лет в Калифорнии поступили в эксплуатацию 37 тепловозов SC-44 Charger постройки компании Siemens, соответствующих нормам EPA уровня 4. Эти локомотивы, предназначенные для вождения пассажирских поездов, могут прослужить до 2040-х годов. Скорее всего, к этому времени от применения дизельного топлива на железных дорогах в штате полностью не откажутся.

В начале апреля 2024 г. в тяго­вую сеть на всем протяжении ли­нии Сан-Франциско — Сан-Хосе дли­ной 82 км было подано напряжение 25 кВ переменного тока и прошли первые испытания системы тяго­вого электроснабжения. Движе­ние электропоездов с пассажирами планируется открыть осенью 2024 г. Таким образом, завершает­ся реализация проекта стоимостью около 2,4 млрд долл. США.

В августе 2016 г. между Caltrain и компанией Stadler был заключен контракт стоимостью 551 млн долл. США на поставку 16 шестивагонных двухэтажных электропоездов. Контракт предусматривал возможность поставки дополнительной партии вагонов, которая частично была реализована в декабре 2018 г., что позволило увеличить число вагонов в каждом поезде до семи и приобрести еще три семивагонных поезда. Строил поезда, рассчитанные на максимальную скорость 177 км/ч, завод компании Stadler в Солт-Лейк-Сити.

Сможет ли этот проект стимулировать появление других программ электрификации железных дорог в Калифорнии или где-либо еще в США, пока неизвестно. Любое решение об электрификации линии с пассажирским движением зависит от взаимоотношений с собственниками инфраструктуры—грузовыми железными дорогами, заинтересованность которых пока ограниченна, хотя этот вопрос, по-видимому, требует рассмотрения с участием энергетических и экологических регуляторов, а также федерального правительства.

Не исключается и возможность применения в некоторых случаях поездов с питанием от аккумуляторов, в частности там, где электрификация идет и пока не завершена, например на эксплуатируемой Caltrain линии Сан-Франциско — Сан- Хосе протяженностью 82 км. Руководство Caltrain с интересом относится к возможности использования контактно-аккумуляторной версии электропоезда семейства KISS постройки компании Stadler. В августе 2023 г. транспортная комиссия штата Калифорния одобрила финансирование поставки Caltrain такого поезда, что позволит продлить маршрут следования поездов, эксплуатируемых на электрической тяге между Сан-Франциско и Сан-Хосе, по неэлектрифицированному участку до станции Гилрой, а в дальнейшем, возможно, и до станции Салинас. Электрификация участка Сан-Хосе — Гилрой — Салинас пока не планируется.

В одном из головных вагонов четырехвагонного двухэтажного поезда разместятся тяговые аккумуляторы и силовое электрооборудование, остальные три вагона предназначены для пассажиров. Аккумуляторы батареи будут заряжаться во время движения под контактной сетью.

Будущая полностью электрифицированная скоростная линия, которая пройдет между Бербанком, Лос-Анджелесом и Фуллертоном, также представляет определенные возможности для использования контактно-аккумуляторных поездов, если продление электрифицированного участка будет признано нецелесообразным.

В условиях, когда штат Кали-форния инвестирует в инфраструктуру, необходимую для производства водорода в требуемом объеме, а повсеместная электрификация в нынешней ситуации, скорее всего, невозможна, широкое применение водородного топлива на железных дорогах представляется вполне реальным. Понятно, что это не универсальное решение, пригодное для любых условий, и сомнения по поводу его возможностей зачастую вполне обоснованны. Однако учитывая, что в ближайшие 10 - 15 лет в Калифорнии вступят в действие юридически обязательные требования, стимулирующие изменения принципов энергоснабжения подвижного состава рельсового транспорта, вполне возможно, что водород станет здесь топливом будущего. Вероятно также, что водородные технологии получат развитие в других штатах, поскольку им приходится выполнять требования все более ужесточающихся законодательных норм, которые ограничивают негативное влияние человеческой деятельности на изменения климата.

Поддержите канал-поставьте лайк.