Найти в Дзене

Транзактный анализ. Игры.

Эрик Берн описал 120 игр в своей книги и рассказал как от них освободиться. Игры отличаются от всех остальных способов организации времени тем, что имеют скрытый смысл и их исход всегда драматический. Такой вид транзакции кажется довольно безобидным, но в нём есть ловушки и победитель. Люди играют в игры с детства, но с возрастом эти игры усложняются и их исход становится более жестоким. Есть ещё один тип общественного взаимодействия – операция. Это простое взаимодействие с конкретной целью. Когда от человека поступает просьба, без скрытых мотивов и он это получает – является операцией. Но если человек то, что получил, превращает во вред тому, кто ему это дал – игра. Игра может быть похожа на ряд последовательных операций, но после получения «выигрыша» оказывается, что это были манёвры – нечестные ходы игры. В игры могут играть или втягиваться более 5 человек и иметь разные роли и мотивы. Игры различаются по продолжительности, по количеству игроков и наличию других переменных, таких ка

Эрик Берн описал 120 игр в своей книги и рассказал как от них освободиться. Игры отличаются от всех остальных способов организации времени тем, что имеют скрытый смысл и их исход всегда драматический. Такой вид транзакции кажется довольно безобидным, но в нём есть ловушки и победитель. Люди играют в игры с детства, но с возрастом эти игры усложняются и их исход становится более жестоким.

Есть ещё один тип общественного взаимодействия – операция. Это простое взаимодействие с конкретной целью. Когда от человека поступает просьба, без скрытых мотивов и он это получает – является операцией. Но если человек то, что получил, превращает во вред тому, кто ему это дал – игра. Игра может быть похожа на ряд последовательных операций, но после получения «выигрыша» оказывается, что это были манёвры – нечестные ходы игры.

В игры могут играть или втягиваться более 5 человек и иметь разные роли и мотивы. Игры различаются по продолжительности, по количеству игроков и наличию других переменных, таких как гибкость, упрямство и интенсивность. Так же игры можно разделить по степеням: общественно приемлемая, скрытые от публики и жестокие с трагическим завершением.

Игры классифицируются по семействам:

  • Бытовые – игры для пожизненной организации времени. «Алкоголик», «Должник», «Дай мне пинка», «Попался, сукин сын!», «Вот что я из-за тебя наделал». Могут пересекаться с супружескими и преступными играми.
  • Супружеские – игры манипуляций, препятствующие близости и отличающиеся от сексуальных. «Всё из-за тебя», «Загнан в угол», «Загнанная женщина», «Судебная камера», «Фригидная женщина» и «Холодный мужчина», «Посмотри, как я старался», «Моё солнышко».
  • Общественные – игры появляются из развлечений, тогда когда укрепляется знакомство. «Ну не ужасно ли», «Пятно», «Шлемиль», «А почему бы вам не... да, но...», «Перекур».
  • Сексуальные – игры на границе с преступными, но направление на флирт или удовлетворение потребности. «Подерись с ним», «Извращение», «Изнасилование», «Игра с чулком» и «Скандал».
  • Преступного мира – игры ради материальной выгоды, азарт и эмоции. «Полицейские и разбойники», «Как отсюда выбраться» и «Давай надуем Джоуи».
  • В приемной врача – игры между специалистами и нуждающимися в помощи. «Я только стараюсь вам помочь», «Психиатрия», «Оранжерея», «Нищета», «Деревенская бабушка», «Дурачок», «Деревянная нога».
  • Хорошие – игра, которая идёт на благо другим. «Выходной день кондуктора», «Кавалер», «Рад помочь», «Домашний мудрец» и «Они будут гордиться, что знали меня».

Самая типичная супружеская игра «Всё из-за тебя», когда один из партнёров доминирует, а второй покорный. Такая игра начинается с позиции Ребёнка и перекладывает ответственность за свои действия и страхи на доминирующего партнёра. Выигрыш в такой игре – возможность манипулировать и подтверждение установки «мужчины/женщины – тираны». Также такая игра даёт почву для развлечений по интересам «Всё из-за него/её».

Распространённая общественная игра «Почему бы вам не… да, но…». Такая игра начинается с жалобы или просьбы о помощи и заканчивается подтверждением своих причин возникновения этих проблем, обесценивая все советы и помощь. Игру начинает неблагополучный Ребёнок, доказывая себе, что ничего изменить нельзя. Выигрыш в удовлетворение вторичных выгод, оставаться в том же положении. Такая игра переходит на следующий уровень и начинается «Ну не ужасно ли?», подтверждая первую.

Освободиться от игр можно только при сильной позиции Взрослого. Чаще игры передаются из поколения в поколение. Так как ребёнок перенимает модель поведения родителей и единственный способ стать автономным от полученных установок поставить под сомнение полученные данные. Автономность проявляется в способности к близости, восприимчивости и спонтанности в действиях.