В богатой мифологии Древней Греции есть немало загадочных и малоизвестных аспектов, связанных с популярными божествами. Один из таких примеров – Аполлон Сминфей. Этот необычный эпитет бога солнца, музыки и поэзии открывает перед нами удивительную историю, уходящую корнями в глубокую древность.
Аполлон не всегда был лучезарным красавцем Фебом, который вкушал амброзию на Олимпе в кругу коварной, злопамятной и похотливой родни. В молодости, точнее, в древности, он имел совсем иной облик - звероподобный. Ему поклонялись в образе мыши!
Культ Аполлона Сминфея создали тевкры – потомки Тевкра, брата Аякса Великого – которые переселились с Крита и основали легендарную Трою-Илион.
(В действительности же, они просто провели реконструкцию и возвели невнятные постройки, в общем, без особого размаха. В Гиссарлыке только основных археологических слоев девять.)
Как свидетельствует античный историк и географ Страбон, первое святилище Аполлона Сминфея в Малой Азии было основано в Хрисе. На рубеже старой и новой эры это был большой и богатый храм:
« В этой Хрисе находятся святилище Аполлона Сминфейского и эмблема, показывающая подлинное значение имени бога: именно у ноги статуи лежит мышь. Это произведение Скопаса из Пароса. С этим местом связана история или миф о мышах. Прибывшие сюда с Крита тевкры получили оракул: «остановиться на жительство там, где на них нападут порождения земли» («землеродные»); это случилось с ними, по рассказам, около Гамаксита, так как ночью огромное множество полевых мышей высыпало на поверхность и перегрызло всю кожу на их оружии и утвари; там тевкры остановились и назвали Иду по имени горы на Крите. Гераклид Понтийский сообщает, что мыши, во множестве водившиеся около святилища, считались священными, а поэтому статуя воздвигнута стоящей на мыши».
Страбон «География», книга XIII, 48
Римский писатель и философ Клавдий Элиан (2 век) добавляет:
«И в храме Сминфея содержится ручная мышь и кормится за общественный счет, а под алтарём гнёзда белых мышей…»
«О природе животных» XII. 5
Примечательно, что культ Аполлона Сминфея существовал только в Малой Азии и на Родосе, где отмечался праздник «Сминфей», о нём нет упоминаний в материковой Греции. Его возраст более полутора тысяч лет, если он засвидетельствован в 13 веке до н.э. За свою долгую историю он, безусловно, претерпел существенные изменения. Но это было уже после...
Троя, занимавшая стратегически выгодное положение, контролировала морскую торговлю (в восточной части Эгейского моря и Дарданеллах) и прирастала огромными богатствами, и вскоре превратилась в огромную региональную столицу. Соседи, естественно, завидовали такому положению дел.
Ведь по сравнению с Троадой, Микены и Спарта были глухой провинцией с дикими нравами. Парису не пришлись долго упрашивать Елену Прекрасную. А может, она сама проявила инициативу. Ведь лучше быть царевной в «крепкостенной» и «высоковратной» Трое, чем царицей в захолустной Лаконии! Об авантюрном нраве этой роковой красотки со сложной судьбой свидетельствует тот факт, что она сбежала не с пустыми руками, а прихватила с собой большую часть дворцовых богатств. Кроме того – о ужас! - обнесла сокровищницу храма Аполлона на три таланта золота.
Что произошло потом, известно каждому школьнику.
Началась Троянская война…
В действительности, Елена – всего лишь «казус белле», а причина ровно та же, что во всех войнах – захват ресурсов и территорий.
Нужно сказать, что Троянская война была одним из эпизодов Катастрофы бронзового века, когда случилось так называемое нашествие «народов моря», ахейцы были одним из этих народов. После того, как эти пришельцы, в основном, из эгейского региона, разрушили древние государства и города-государства в Малой Азии и Леванте, на Средиземноморье опустились «тёмные века». Процветал только Египет, потому что Рамсес 3 (тот самый Рампсенит из древнеегипетского детектива) смог разгромить воинственных захватчиков. Позже «народы моря» (в большинстве своем, индоевропейцы), рассеявшиеся по всей Ойкумене, сформировали новую этно-культурную карту Средиземноморья.
В легендарной Троянской войне сражались не только разные народы Средиземноморья, но и боги, если верить Гомеру. А ему мы, конечно, верим. И наш сегодняшний герой Аполлон выступал на стороне троянцев. В самом начале десятилетней войны он наслал страшный мор на врагов.
«Девять дней Аполлоновы стрелы носились по стану ахейцев…»
Это была чума, по-древнегречески Λοιμός, и стихи Гомера, безусловно, можно считать одним из древнейших описаний пандемии.
Но что же послужило причиной вспышки эпидемии?
Естественно, божественный гнев! )))
«…Сын Лето и Зевса. Царем раздраженный наслал он
Злую болезнь на ахейскую рать. Погибали народы…»
(«олимпийская родословная» начала прирастать к Аполлону, минимум, века через три-четыре после Троянской войны.)
Воины микенского царя Агамемнона во время набега пленили дочь Хриса, троянского жреца храма Аполлона (а нам уже известно о храме в Хрисе. «Хрис», буквально, «золотой», вероятно не имя собственное, а эпоним) . Охваченный горем отец пришёл к ахейским кораблям и предложил огромный выкуп. Заклиная именем Феба (Аполлона) сына Зевса, он умолял отпустить дочь. Агамемнон заявил, что девица останется в рабстве до конца жизни, и с бранью прогнал несчастного старца. Удалившись от вражеского лагеря, жрец с мольбой обратился к Аполлону.
«...Если, Сминфей, я когда-либо храм тебе строил на радость,
Если когда пред тобою сжигал многотучные бедра
Коз и быков, то услыши меня и исполни желанье:
Пусть за слезы мои отмстят твои стрелы данайцам!»
Так говорил он, молясь. И внял Аполлон сребролукий.
Быстро с вершин олимпийских пошел он, охваченный гневом,
Лук за плечами неся и колчан, отовсюду закрытый;
Громко крылатые стрелы, трясясь за плечами, звенели
Вместе с движеньями бога. Он шествовал, ночи подобный.
Сев вдали от ахейских судов, тетиву натянул он;
Страшно серебряный лук зазвенел под рукой Аполлона.
50 мулов начал сперва и быстрых собак поражать он,
после того и в людей посыпались горькие стрелы.
Пламя костров погребальных всечасно пылало повсюду.
Девять носилися дней Аполлоновы стрелы по стану.
Гомер «Илиада» (перевод. В.В.Вересаева)
Песнь Первая
Мор. Гнев
Царь-жрец Хрис, обращаясь к Аполлону, используют эпитет «Сминфей» "(αμίνθος), что буквально означает «Мышиный». И здесь мы начинаем понимать, что послужило возбудителем чумы, вспыхнувшей в ахейском лагере. И это вовсе не божественные, невидимые, ядовитые стрелы! Ведь сегодня нам прекрасно известно, что именно мелкие грызуны являются разносчиками смертельно опасных заболеваний. Древние люди пусть не могли научно обосновать происхождение многих болезней, но были вполне способны обнаружить прямую связь между нашествиями грызунов и мором, падежом скота.
(В Бронзовом веке крыс в Средиземноморье вообще не было. Их завезли намного позже, по Шёлковому пути.)
И, по идее, мыши должны были восприниматься как абсолютное зло. Но нет! В призме мистического мышления древних людей все беды, напасти и болезни - тем более, стихии - имели божественную природу. Они не возникали сами по себе, а насылались богами, служили уроком, наказанием или суровой карой. Фауна была инструментом богов.
Всеми мышами на земле заведовал Аполлон. Мышь была его символом. Он мог, как наслать полчища мышей на посевы, так и оградить от нашествий грызунов. Земледельцы вешали в зернохранилищах амулеты в виде мышей, символизировавшие Мышиного бога. Как глаз от сглаза.
Был ли Аполлон Сминфей богом чумы? По данному вопросу мнения историков расходятся.
Но если Аполлону Сминфею приносили жертву, чтобы остановить эпидемию, вывод тут напрашивается только один. Ахейцы под Троей, по совету оракула, устроили Аполлону гекатомбу - принесли ему в жертву 100 быков - и чума перестала свирепствовать.
Подтверждение этой версии находит отражение в более поздних свидетельствах. Павсаний в «Описании Эллады» упоминает, что во время Пелопоннесской войны Аполлон в Афинах прекратил «подобную чуме болезнь», за что благодарные афиняне поставили ему еще одну статую перед его храмом, названную Алексикакос (Отвращающий зло); жители Фигалии возвели храм Аполлона Эпикурия (Помощника), как избавителя «от чумной заразы».
Хотя, в эллинистический период Аполлон уже считается целителем и избавителем от болезней, память о тесной связи бога с чумой – его волшебными стрелами, несущими мучительную смерть - никуда не делась.
Не Зевсу же с Афиной в подобном случае молиться, в самом деле.)))
В малоазиатский период, задолго до взлета на Олимп, Аполлон был суровым хтоническим божеством (от др. греч. χθών «земля, почва»), воплощавшим в себе дикую природную мощь земли. Подземный мир для древних мифотворцев был тождественен загробному Царству теней. В этот ассоциативный ряд отлично встают и мыши, ведущие подземный образ жизни, внезапно появляющиеся в огромном количестве и так же внезапно исчезающие. У некоторых древних народов бытовало поверье, сохранявшиеся даже в Средние века, что мыши – это души умерших, а мышиный писк – голоса этих душ. Отсюда представление о мышах, как о предвестниках не только бедствий, но и смерти.
И здесь возникает интересный вопрос.
Кто был первым пророком - Аполлон или мышь?
Известно, что Аполлон у древних греков почитался, как хранитель оракулов и покровитель прорицателей, что, кстати, так же указывает на его изначальную хтоничность, поскольку в древнем мире за пророческим даром всегда стоят культы, связанные с потусторонним миром. Аполлон мог, как наделять своих избранников даром предсказания, так и превращать этот дар в проклятье.
Аполлон сделал прорицательницей троянскую царевну Кассандру, однако, получив от неё отказ в любви, обернул дело так, что её предсказаниями никто не верил. А между тем, несчастная Кассандра предвещала гибель Трои.
Но мышь! Вероятно, представление о мыши, как о «вещем животном» (др. греч. ζωον μαντικώτερον) возникло намного раньше культа Аполлона Сминфея.
Как писал Элиан в труде «Пестрые рассказы»:
«Мыши принадлежат к животным, щедрее прочих наделенным даром предвидения. Они первыми чуют, когда обветшалый дом грозит рухнуть, и, оставив свои норы и привычные укрытия, со всех ног бегут на новое место».
Можно предположить, что свойства мыши приписали Аполлону, а не наоборот.
На основе имеющихся данных можно представить, как формировался образ Аполлона Сминфея. На раннем этапе, в до-греческий период, он базировался на двух составляющих - крито-минойской и ближневосточной, семито-лувийской. Свидетельство о культе мышиного бога были найдены в таком неожиданном источнике, как Библия.
В 1 Книге Царств (6:4-5) содержится описание некоего религиозного ритуала у филистимлян (один из «народов моря»), современных и культурно близких троянцам. Когда в Пентаполис (Пятиградие - Газа, Азот, Аскалон, Геф, и Екрон) филистимлян пришла неназваная страшная болезнь, их жрецы и прорицатели посоветовали сделать изваяния «наростов» и «мышей».
« И сказали они: какую жертву повинности должны мы принести Ему? Те сказали: по числу владетелей Филистимских пять наростов золотых и пять мышей золотых; ибо казнь одна на всех вас и на владетелях ваших…»
Загадочные «наросты» не могут не вызывать вопросы.
Если обратится к первоисточнику, то обнаружится слово עפל («опел»), созвучное теониму «Аполлон». В виду того, что «ненавистные» филистимляне сравнительно быстро ассимилировались в Ханаане, иудеи забыли изначальное значение слова «опел» намного раньше составления Септуагинты (перевода библейских текстов на греческий), и его стали понимать, как «нарост» или «опухоль».
Таким образом, сначала компиляторы-монотеисты, потом переводчики и толкователи пытались вымарать из священных текстов имя иноземного бога. Подобные случаи известны. Но ведь, на самом деле, геморрой - заболевание не эпидемического характера, а в Книге Царств описывается страшный мор.
Нет сомнений, что «опель», да еще в связи с мышами и мором – это Аполлон Сминфеус, и филистимские жрецы предложили своим царям сделать изваяния Аполлона в виде мышей по числу городов, всего пять штук. Нет оснований полагать, что в этот период Аполлон уже имел антропоморфный (человекоподобный) облик.
Статуй Аполлона – таких, как показаны в фильме «Троя» - не могло быть в принципе - рановато в плане теологического развития, и не подтверждается археологией. Антропоморфные фигурки, найденные Шлиманом при раскопках Трои, относятся к другим периодам и принадлежат другим народам.
Шлиман копал варварским способом, перемешивая слои, археологи на него очень злы. Но на заре археологии все так копали.
Палладиум, украденный Одиссем и Диомедом в троянском храме Афины, который в античности считали деревянной статуей, таковой не являлся. Знатоки античной мифологии Д. Стейлз и К. Рак считают, что Паладиум был даже не идолом, а куском дерева, наделенным мистическим мышлением древних людей магическими свойствами.
Что касается легендарного Троянского коня, якобы посвященного ахейцами Афине - «Этот дар приносят Афине Воительнице уходящие данайцы» - то, по мнению некоторых историков, начиная с почтенного Павсания, он был стенобитным орудием.
В эпоху бронзы троянские, как и ахейские, божества имели зооморфный облик. Это открытие сделал еще Генрих Шлиман, когда обнаружил вотивные предметы с изображением глаз. Он знал, что в оригинале эпитет Афины - «совоокая» («глаукопис»), а не «сверкающая взглядом», как переводили некоторые, а Гера – «волоокая» («боопис»), а не «нежноокая». Здесь надо отдать должное этому авантюристу от истории – он помнил «Илиаду» наизусть. На найденных Шлиманом остраконах «совиные глаза» символизировали Афину…
Вот так, казалось бы, незначительный эпитет "Сминфей" открывает перед нами целый мир древних верований, страхов и надежд, связанных с одним из самых почитаемых олимпийских богов.
P.s.
По мотивам статьи Т. Таниной "Аполлон Сминфей", с разрешения автора.
💖 подписка
💖 комментарии
💖 лайки - приветствуются
Ваше внимание помогает каналу в развитии, а мне дарит радость.