Этюд по поводу выставки «Созвездие Ориона»
Текст: Галина Мумрикова
Конечно, тягаться мне с искусствоведом Натальей Толстой, написавшей замечательную вступительную статью к выставке, никакого смысла нет. А потому – лишь маленький этюд по поводу выставки. В галерею я вообще приехала совсем даже не на скульптора. После посещения усадьбы в Волосово-Степановское хотелось взглянуть на оригинальные семейные портреты династии князей Куракиных. А тут скульптуры. На них и застряли. Прочитав преамбулу, вспомнила, что две работы Алексея Благовестнова я видела на Art Russia в 2020 году в Гостином – мимо пройти было нельзя. Не из-за размера, вестимо. Поразил тогда Ленин на каталке как какой-то непонятный рудимент, след прошлого – работа, сделанная к 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции – ВОСР (так мы обозначали на лекциях по истории КПСС нашу революцию).
Что касается Алексея Благовестнова, то происхождение из семьи скульпторов, конечно же, обязывает, как и образование – сначала знаменитая МСХШ, потом Суриковский институт. И «выстрелил» он как-то сразу, мгновенно своей дипломной работой в виде бронзовой скульптуры Виктора Цоя на мотоцикле, получив за которую в 2004 году первую премию на конкурсе молодых художников имени П. М. Третьякова в Государственной Третьяковской галерее. Памятник Цою претерпел многочисленные мытарства, прежде чем осел в Новгородской области в районном центре Окуловка. Зато его ВГИКовская «троица» – памятник выпускникам ВГИКа Андрею Тарковскому, Василию Шукшину и Геннадию Шпаликову благополучно стоит у ВГИКа как символ связи поколений. За этот памятник Алексей в 2010 году получил Серебряную медаль Российской академии художеств, а сейчас он член такой престижной институции как Британское королевское общество скульпторов, а также член-корреспондент РАХ.
Выставлялся в Милане, Риме, Париже, Берне, Риге, Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Перми, Ростове. Его работы находятся в Государственной Третьяковской галереи, Государственном музее кино в Москве, Пермской государственной художественной галерее, Переславль-Залесском государственном историко-архитектурном и художественном музее заповеднике, Государственном художественном музее ХМАО-Югры (Ханты-Мансийск).
Выставка в Твери, как-то органично и просто «вписалась» в архитектуру нижнего этажа галереи и в целом в ландшафт. Сразу привлекает внимание сделанная в пластике скульптура «Андрей Рублев. Троица. По мотивам фильма Андрея Тарковского "Андрей Рублев" с А.Солоницыным, в главной роли». Впрочем, «Троица» уже не только в пластике – эта композиция в бронзе будет установлена 1 сентября во ВГИКе, ибо с кинематографистами у скульптора весьма крепкая связь.
И всё же хотелось бы сказать несколько слов о работах, которые оказались в зале «Археология», где представлены памятники XV-XIX веков. Они осели в музее после раскопок на территории Тверской области, среди которых белокаменный блок с фресковой иконой святителя Николая Чудотворца, фрагменты фресок и надгробных плит из церкви Рождества Богородицы в Городне и многое другое.
И работы Алексей Благовестнова как нельзя лучше сочетались с находками археологов.
Например, крест «Зов Ильи», а также Крест Хачкар. Кресты хачкары появились в Армении еще до эры христианства, но тогда их называли драконьи камни – Вишапакары, которые защищали от злых сил. Когда в Армению пришло христианство, то на вишапакарах проявились кресты, и они стали называться хачкарами. Все армяне – от богатых до бедных – заказывали хачкары, которые делались из камня и туфа.
А вот совсем необычная скульптура, которая также отзывает нас к древним временам. Лонгин-сотник. Воин из Рима, святой мученик, служивший под началом Понтия Пилата и стоявший во время казни Спасителя на страже у Голгофы. Если следовать церковному преданию, то именно Лонгин пронзил копьем рёбра распятого Спасителя и от его крови получил исцеление больных глаз.
«Спас из «Звенигородского чина» сделан в 2014 году. Вообще «Звенигородский чин» – это три иконы с изображением Спасителя, архангела Михаила и апостола Павла. Сейчас сохранившаяся часть родом из звенигородского Успенского собора на Городке находится в Государственной Третьяковской галерее. По поводу атрибуции чина, то искусствоведы по сей день спорят, работа ли это Андрея Рублева или его сподвижников. Все единодушны в одном – Спас на иконе «воплощение типично русской благообразности».
Quo vadis – по латыни «куда идёшь» на русском языке звучит как «камо грядеши». «По преданию, апостол Пётр, пытаясь покинуть Рим из-за гонений на христиан, встретил на Аппиевой дороге Господа, идущего в город. С удивлением он спросил его: «Господи, куда Ты идёшь?». Тот ответил: «В Рим, чтобы быть снова распятым». Пётр вернулся в город, где принял смерть на кресте». Сейчас этот вопрос носит философский характер – куда идешь, то есть правильно ли живешь и мыслишь.
Гипсовая скульптура «Анна Каренина» имеет три копии. Одна в Цюрихе и коллекционера и две в собственности автора. Своего рода символ дружбы скульптора и режиссера Сергея Соловьева, который снимал свой фильм «Анна Каренина» и показывал его в штаб-квартире ЮНЕСКО. Скульптура необычная – много платья и мало лица. Как символ закрытой женской сущности. Но очень притягательная, грустная.
Да, скульптура как маленький объемный театр со своей драматургией, застывшей в бронзе или гипсе, но который как бы сошел со сцены, лишился декораций, застыл в образе – смотри, разглядывай, думай, задавайся время от времени извечным вопросом – куда идешь?..
Выставка идет до 29 сентября
#искусство#скульптура#Тверская картинная галерея#выставки#выставка Созвездие Ориона#Алексей Благовестнов#