Найти тему
Around Art

Алексей Благовестнов: без пророчества о настоящем в Тверской картинной галерее

Этюд по поводу выставки «Созвездие Ориона»

Текст: Галина Мумрикова

Конечно, тягаться мне с искусствоведом Натальей Толстой, написавшей замечательную вступительную статью к выставке, никакого смысла нет. А потому – лишь маленький этюд по поводу выставки. В галерею я вообще приехала совсем даже не на скульптора. После посещения усадьбы в Волосово-Степановское хотелось взглянуть на оригинальные семейные портреты династии князей Куракиных. А тут скульптуры. На них и застряли. Прочитав преамбулу, вспомнила, что две работы Алексея Благовестнова я видела на Art Russia в 2020 году в Гостином – мимо пройти было нельзя. Не из-за размера, вестимо. Поразил тогда Ленин на каталке как какой-то непонятный рудимент, след прошлого – работа, сделанная к 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции – ВОСР (так мы обозначали на лекциях по истории КПСС нашу революцию).

Афиша
Афиша

Что касается Алексея Благовестнова, то происхождение из семьи скульпторов, конечно же, обязывает, как и образование – сначала знаменитая МСХШ, потом Суриковский институт. И «выстрелил» он как-то сразу, мгновенно своей дипломной работой в виде бронзовой скульптуры Виктора Цоя на мотоцикле, получив за которую в 2004 году первую премию на конкурсе молодых художников имени П. М. Третьякова в Государственной Третьяковской галерее. Памятник Цою претерпел многочисленные мытарства, прежде чем осел в Новгородской области в районном центре Окуловка. Зато его ВГИКовская «троица» – памятник выпускникам ВГИКа Андрею Тарковскому, Василию Шукшину и Геннадию Шпаликову благополучно стоит у ВГИКа как символ связи поколений. За этот памятник Алексей в 2010 году получил Серебряную медаль Российской академии художеств, а сейчас он член такой престижной институции как Британское королевское общество скульпторов, а также член-корреспондент РАХ.

Выставлялся в Милане, Риме, Париже, Берне, Риге, Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Перми, Ростове. Его работы находятся в Государственной Третьяковской галереи, Государственном музее кино в Москве, Пермской государственной художественной галерее, Переславль-Залесском государственном историко-архитектурном и художественном музее заповеднике, Государственном художественном музее ХМАО-Югры (Ханты-Мансийск).

Андрей Рублев. Троица. По мотивам фильма Андоея Тарковского "Андрей Рублев" с А.Солоницыным, в главной роли Пластик, тонировка, 2024
Андрей Рублев. Троица. По мотивам фильма Андоея Тарковского "Андрей Рублев" с А.Солоницыным, в главной роли Пластик, тонировка, 2024
Троица
Троица

Выставка в Твери, как-то органично и просто «вписалась» в архитектуру нижнего этажа галереи и в целом в ландшафт. Сразу привлекает внимание сделанная в пластике скульптура «Андрей Рублев. Троица. По мотивам фильма Андрея Тарковского "Андрей Рублев" с А.Солоницыным, в главной роли». Впрочем, «Троица» уже не только в пластике – эта композиция в бронзе будет установлена 1 сентября во ВГИКе, ибо с кинематографистами у скульптора весьма крепкая связь.

Фрагмент экспозиции в зале "Археология"
Фрагмент экспозиции в зале "Археология"

И всё же хотелось бы сказать несколько слов о работах, которые оказались в зале «Археология», где представлены памятники XV-XIX веков. Они осели в музее после раскопок на территории Тверской области, среди которых белокаменный блок с фресковой иконой святителя Николая Чудотворца, фрагменты фресок и надгробных плит из церкви Рождества Богородицы в Городне и многое другое.

И работы Алексей Благовестнова как нельзя лучше сочетались с находками археологов.

Крест "Зов Ильи". Бронза. Собрание семьи Ермоловых
Крест "Зов Ильи". Бронза. Собрание семьи Ермоловых
Крест Хачкар. Бронза, дерево Собрание Дмитрия Чудинова 2007
Крест Хачкар. Бронза, дерево Собрание Дмитрия Чудинова 2007

Например, крест «Зов Ильи», а также Крест Хачкар. Кресты хачкары появились в Армении еще до эры христианства, но тогда их называли драконьи камни – Вишапакары, которые защищали от злых сил. Когда в Армению пришло христианство, то на вишапакарах проявились кресты, и они стали называться хачкарами. Все армяне – от богатых до бедных – заказывали хачкары, которые делались из камня и туфа.

Лонгин-сотник. Дерево, тонировка, 2000. Собрание семьи Ермоловых
Лонгин-сотник. Дерево, тонировка, 2000. Собрание семьи Ермоловых

А вот совсем необычная скульптура, которая также отзывает нас к древним временам. Лонгин-сотник. Воин из Рима, святой мученик, служивший под началом Понтия Пилата и стоявший во время казни Спасителя на страже у Голгофы. Если следовать церковному преданию, то именно Лонгин пронзил копьем рёбра распятого Спасителя и от его крови получил исцеление больных глаз.

Спас из "Звенигородского чина" Андрея Рублева. Собрание семьи Ермоловых. Бронза, тонировка, отливка. 2014
Спас из "Звенигородского чина" Андрея Рублева. Собрание семьи Ермоловых. Бронза, тонировка, отливка. 2014

«Спас из «Звенигородского чина» сделан в 2014 году. Вообще «Звенигородский чин» – это три иконы с изображением Спасителя, архангела Михаила и апостола Павла. Сейчас сохранившаяся часть родом из звенигородского Успенского собора на Городке находится в Государственной Третьяковской галерее. По поводу атрибуции чина, то искусствоведы по сей день спорят, работа ли это Андрея Рублева или его сподвижников. Все единодушны в одном – Спас на иконе «воплощение типично русской благообразности».

Quo vadis? Гипс тонированный, фанера, 2011
Quo vadis? Гипс тонированный, фанера, 2011

Quo vadis – по латыни «куда идёшь» на русском языке звучит как «камо грядеши». «По преданию, апостол Пётр, пытаясь покинуть Рим из-за гонений на христиан, встретил на Аппиевой дороге Господа, идущего в город. С удивлением он спросил его: «Господи, куда Ты идёшь?». Тот ответил: «В Рим, чтобы быть снова распятым». Пётр вернулся в город, где принял смерть на кресте». Сейчас этот вопрос носит философский характер – куда идешь, то есть правильно ли живешь и мыслишь.

Анна Каренина
Анна Каренина

Гипсовая скульптура «Анна Каренина» имеет три копии. Одна в Цюрихе и коллекционера и две в собственности автора. Своего рода символ дружбы скульптора и режиссера Сергея Соловьева, который снимал свой фильм «Анна Каренина» и показывал его в штаб-квартире ЮНЕСКО. Скульптура необычная – много платья и мало лица. Как символ закрытой женской сущности. Но очень притягательная, грустная.

Работа Алексея Благовестнова
Работа Алексея Благовестнова

Да, скульптура как маленький объемный театр со своей драматургией, застывшей в бронзе или гипсе, но который как бы сошел со сцены, лишился декораций, застыл в образе – смотри, разглядывай, думай, задавайся время от времени извечным вопросом – куда идешь?..

Выставка идет до 29 сентября

#искусство#скульптура#Тверская картинная галерея#выставки#выставка Созвездие Ориона#Алексей Благовестнов#