Найти тему
С Богом по жизни

Великое галилейское служение Иисуса

(От возвращения в Галилею до праздника кущей)

ВВОДНОЕ СЛОВО

1. Время и место. Этот период охватывает почти год и девять месяцев — более половины всего служения Иисуса. В первые месяцы Он один раз побывал в Иерусалиме. Последние шесть месяцев отмечены рядом уходов в области к северу и востоку от Галилеи. В остальном эта важная часть Христова служения проходит в Галилее с центром в Капернауме.

2. Характеристики. Это был период (1) напряженной деятельности. Он был полон путешествий, чудес проявления любви и силы, общественных выступлений и уединенного обучения с частыми уединениями для молитвы поздно ночью или рано утром. Он характеризуется (2) популярностью среди масс. Толпы людей разных сословий из всех уголков страны прислушивались к Его словам, наблюдали или же испытывали на себе Его божественную силу и так загораживали Его путь в городах, что Ему часто приходилось уходить за город на открытую местность. Отличительной чертой этого периода также является (3) растущая враждебность книжников и фарисеев и, наконец, Ирода Антипы. (4) В последние месяцы наметилась потеря популярности среди населения, которой и объясняются Его уходы из Галилеи.

I. ПЕРВЫЙ, ИЛИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП: ДО ВТОРОГО ПРИЗЫВА УЧЕНИКОВ

1. Отвержение в Назарете (Лк. 4:14-30). Была в Галилее деревня, где мальчиком, как можно себе представить, Иисус был хорошо известен и любим. Прошел полный год или больше с тех пор, как Иисус ушел из Назарета, чтобы принять крещение. Теперь Он возвращается, чтобы предложить людям уверовать в Себя так, как Он это сделал в Иерусалиме. По пути Он сотворил второе чудо в Кане, исцелив сына царедворца (Ин. 4:46-54). Вероятно также, что, направляясь в дом своего детства, Он всю дорогу проповедовал. Результат Его пребывания в Назарете был во многом таким же, как и в Иерусалиме. Этот молодой плотник, какое право Он имел учить их! Какова же должна быть людская слепота, если именно те, среди которых Иисус прожил тридцать лет, первыми пожелали Его смерти!

2. Избран Капернаум (Мф. 4:12-16). Покинув Назарет, Иисус пришел в Капернаум. Город с большим населением, деловой и торговый центр на северо-западном берегу Галилейского моря, он как нельзя лучше подходил быть центром великого галилейского служения. Около двух лет Иисус прожил здесь, ни разу надолго, например, на несколько недель кряду, не покидая города. Из Капернаума Он отправлялся в Свои путешествия, к нему Он и возвращался. Здесь в этот период был Его дом, если вообще можно сказать, что у Него был дом.

3. Чудесный лов рыбы и второй призыв учеников (Мф. 4:18-22; Лк. 5:1-11). Вскоре после того, как Он избрал Капернаум, Иисус осуществил второй и более значительный призыв учеников. Он связал этот призыв с чудесным ловом рыбы, который произвел на всех сильное впечатление. Петр и Андрей, Иаков и Иоанн были рыбаками. Трое из них были среди первых пяти учеников (Ин. 1:35-42). Этот второй призыв отличался от первого в двух отношениях: он привязал учеников к Иисусу на более постоянной основе, и это был отчетливый призыв к служению. Появлением вокруг Него более постоянной группы учеников — ростков будущего апостольства — отмечается завершение подготовительного этапа.

-2

II. ВТОРОЙ ЭТАП: ДО НАЗНАЧЕНИЯ АПОСТОЛОВ И НАГОРНОЙ ПРОПОВЕДИ

1. Памятная суббота в Капернауме (Мк. 1:21-34). Иисус вернулся со своими четырьмя учениками в Капернаум и сразу же включился в напряженное публичное служение. Войдя в синагогу, Он учил людей с такой силой убеждения, что они “дивились”. Но еще большее удивление вызвало исцеление одного из несчастных, которых называли одержимыми нечистым духом. Это было первое чудо Иисуса в Капернауме и первое зарегистрированное исцеление одержимого. Кажется, ни одно из Его чудес не повергало людей в такой благоговейный ужас, как эти победы над таинственными силами тьмы (ср. Лк. 4:36, 37; 10:17). Далее последовало исцеление тещи Петра в ее собственном доме и исцеление множества пораженных различными болезнями людей после заката солнца и окончания субботы.

2. Великое галилейское путешествие (Мк. 1:35-45). На следующее утро очень рано Иисус удалился, чтобы помолиться в уединении. За Ним последовали Его ученики. Не возвращаясь к ищущей Его толпе, Он отправился в большое путешествие по Галилее, проповедуя повсюду благую весть о царстве и повсюду исцеляя от разнообразных болезней. Вся страна пришла в возбужденное состояние, люди стали собираться к Нему из всех областей Палестины (Мф. 4:24, 25). Подробно описывается только одно чудо — исцеление прокаженного.

3. Исцеление расслабленного — появление оппозиции (Мк. 2:1-12). Целый год или более Иисус был очень популярен среди народа. Но вскоре стали слышаться враждебные высказывания со стороны книжников и фарисеев, этих приверженцев старых обычаев. Началось все с исцеления расслабленного. С этого времени за Ним повсюду следуют шпионы, посланные властями из Иерусалима.

4. Призыв Матфея и угощение у него в доме (Мф. 9:9-13; Лк. 5:27-32). Еще одной причиной возмущения правителей народа был тот факт, какого сорта люди собирались вокруг Иисуса. Налогосборщики (мытари), как класс, были алчными вымогателями; иудеи презирали их за то, что они представляли интересы римского правительства. Один из них, Левий, или Матфей, стал учеником Иисуса и устроил большой пир для своего Учителя, на который приглашенными гостями было много мытарей и грешников. Именно фарисейской критике мы обязаны прекрасным высказыванием Иисуса: “Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию”.

5. Дочь Иаира. Попутное чудо (Мк. 5:22-43). Иисус показал Свою власть над болезнью, природой и бесами. Оставалось только продемонстрировать власть над смертью. Когда они еще были в доме Матфея или сразу после к Иисусу пришел начальник синагоги в Капернауме и стал просить за свою дочь, которая была при смерти. К таким просьбам Иисус никогда не оставался глух. По пути произошло исцеление женщины с кровотечением, которое обычно называется попутным чудом. Придя в дом Иаира, они нашли девочку спящей сном смерти, но Тот, кто пришел искупить от греха и могилы, вернул девочку в объятия ее родителей живой и невредимой.

6. Вторая Пасха (Ин. 5:1-47). Авторы синоптических евангелий упоминают только одну Пасху — ту, когда Иисус был распят. Если “праздник” в Ин. 5:1 был Пасхой, то тогда Иоанн упоминает, в общей сложности, четыре Пасхи. Как бы то ни было, в данный момент Своего служения Иисус приходит в Иерусалим. На этот раз Он совершает, как записывает Иоанн, единственное исцеление — беспомощного больного у купальни, носившей название Вифезда. Это была суббота, и критика иудеев вызвала пространное высказывание, приведенное в пятой главе.

7. Дальнейшая критика за субботу (Мф. 12:1-14). По пути назад в Галилею ученики Иисуса подверглись осуждению за то, что они в субботу сорвали несколько пшеничных или ячменных колосков и, растерев между ладонями, зерна съели. В субботу же в Капернауме или просто в какой-то деревушке, встретившейся на пути Иисуса, Он исцелил человека с сухой рукой, за что снова был обвинен фарисеями. В этом последнем случае враги зашли так далеко, что стали строить планы, как бы убить Его, — поразительная иллюстрация формализма и никчемности их религии.

8. Двенадцать и Нагорная проповедь (Мф. 5—7). Каким бы сильным ни было личное служение Иисуса, времени Ему отведено было очень мало. Чтобы воздействие Его служения было продолжительным, следовало подумать об обученных и подготовленных свидетелях всех тех великолепных фактов, которые оно несло с собой. Для этой цели из всех Своих учеников Иисус отобрал двенадцать, которым предстояло пройти особое обучение и наставление.

Затем следует то, что навеки станет известно, как Нагорная проповедь. Это самое большое публичное выступление Иисуса, какое дошло до нас. Проповедь представляет собой великолепнейшее краткое изложение принципов Его царства и заключает в себе как основные истины закона, переданного на горе Синай, так и резкие отличия от него. Она предназначалась Двенадцати и более широкому кругу учеников, но слышала ее и огромная разношерстная толпа, собравшаяся к Иисусу из ближних и дальних мест. Выбор Двенадцати и Нагорная проповедь обозначили поворотный момент в служении Иисуса. Законники, учившие народ, отвергли Его, но то, что произошло в тот день на горе, этот постоянный повтор: “А Я говорю вам”, — были публичным провозглашением наступления нового порядка вещей.

-3

III. ТРЕТИЙ ЭТАП: ДО НАЧАЛА УЧЕНИЯ ПРИТЧАМИ

1. Продолжение деятельности. Иисус продолжал Свою великую миссионерскую работу в Капернауме и его окрестностях. Исцеление раба римского сотника (Мф. 8:5-13) дало Ему возможность показать пример великой веры в язычнике, а также дать мимолетное пророческое представление о всемирном характере Его царства. Во второй раз Он воскресил мертвого, вернув сына вдове из Наина (Лк. 7:11-17). К этому периоду относится один из самых трогательных эпизодов во всем служении Иисуса. За столом фарисея кающаяся грешница омыла своими слезами ноги Иисуса и помазала их дорогим миром (Лк. 7:36-50). Недовольство, высказанное хозяином, стало поводом для прекрасного урока о двух должниках, преподанного его гостем.

2. Свидетельство Иисуса Иоанну (Лк. 7:18-35). Одной из причин того, что Иисус покинул Иудею, было заключение Иоанна в темницу. В течение года орлиный дух Иоанна был посажен в клетку “Черного замка” на восточном побережье Мертвого моря. Да, он видел разверзшиеся небеса и слышал божественный голос при крещении Иисуса и указал на Него, как на Мессию. Но Иисус не делал того, чего ожидал Иоанн. Ироды, Пилаты и Каиафы были по-прежнему у власти. Почему же Он не просеял народ, не сжег солому и не стал править в праведности? Возможно, с такими мыслями Иоанн послал двух своих учеников к Иисусу спросить: “Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?” Иисус отсылает их назад с сообщением о тех благотворных делах, которые Он совершает, а затем произносит слова, высоко превозносящие Иоанна.

3. Начало учения притчами (Мф. 8; Мк. 4:1-34). Мы дошли до первой большой группы притчей Иисуса. Есть и еще две группы: одна связана со служением в Перее, а другая складывается из тех притчей, которые наш Господь рассказал в последний день Своей публичной деятельности. Введение иносказательной формы обучения было неожиданностью для Его учеников (Мф. 13:10). Ключом к такому переходу служит усиливающаяся враждебность и безнадежное лицемерие книжников и фарисеев. Творились такие благотворные чудеса, а они приписали Его силу силе князя бесовского (Мф. 12:22-37), а затем бесстыдно потребовали от Него знамения (Мф. 12:38-45). Иисус выражает чудовищность их греха, назвав его грехом против Святого Духа, которому нет прощения. Чтобы избежать ускорения конфликта с правителями, Он начал облекать Свое учение в иносказания, которые Он затем разъяснял Своим ученикам отдельно в личных беседах (Мф. 13:10-16). Другой причиной, несомненно, было стремление придать красоту и силу Своим урокам. Но переход к иносказательной форме стал также вехой, тесно связанный с растущей враждебностью книжников и фарисеев.

-4

IV. ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП: ДО ПРОПОВЕДИ В СИНАГОГЕ КАПЕРНАУМА

1. Успокоение волнения на море и гадаринские бесы (Мф. 8:18-34). День притчей был долгим днем для Иисуса. Он боролся с бесами, враги интриговали против Него, друзья стремились к Нему, и Он завершил день Своими бессмертными притчами. Изнуренный трудами, Он велел переправиться на другую сторону маленького озера — в первый, по свидетельству письменного источника, но не в последний раз. Неожиданное волнение, великая паника, мирный сон Учителя, успокоение Им моря: “Умолкни, перестань”, — и мгновенный штиль описаны с исключительной простотой. Не может быть одно чудо больше другого, но нельзя и не отметить, что некоторые чудеса особенно сильно поражали очевидцев по сравнению с другими. “Кто Этот, что и ветры и море повинуются Ему?” На восточном берегу Иисус сотворил еще одно из тех чудес, которые особенно изумляли людей. Он исцелил двух бесноватых, один из которых был поражен целым легионом бесов. Гадаринцы дивились вполне пристойному виду свирепого бесноватого, одетого и в здравом уме, но были рассержены из-за потери своих свиней, и Иисус, уступив их просьбам, снова переправился на западный берег.

2. Первое поручение Двенадцати (Мф. 9:35—11:1). После возвращения в Галилею Иисус во второй и последний раз посещает дом Своего детства, но назаретяне вновь отвергают Его. Все же работа должна продолжаться. Одному не справиться, да и пора Двенадцати самим попробовать себя в искусстве проповеди. И вот Он дает им задание обойти всю Галилею по двое, проповедуя и творя чудеса. Сам же тем временем продолжает Свою собственную деятельность. Следует отметить, что миссия Двенадцати, как и личное служение Иисуса и Иоанна, носила подготовительный характер. Она ограничивалась потерянными овцами дома Израилева, и главной ее вестью было: “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное”.

3. Смерть Иоанна Крестителя (Мф. 14:1-12). В этой связи Матфей повествует о смерти Иоанна, которая произошла несколько ранее. Ирод Антипа женился на жене своего живого брата Филиппа Иродиаде. Иоанн, не колеблясь, осудил грехи правителя. Бессовестная Иродиада не знала устали и не давала покоя Ироду, пока не добилась того, что вначале Иоанн был посажен в тюрьму, а затем казнен. Когда слава о великих делах Иисуса достигла ушей Ирода, он сказал: “Это Иоанн Креститель... воскрес из мертвых”.

4. Насыщение пяти тысяч и проповедь о хлебе жизни (Ин. 6). Двенадцать возвратились из своего путешествия по Галилее, и Иисус отправился вместе с ними для отдыха и личных наставлений в малонаселенную область к востоку от озера. Но снова собралось множество людей, чтобы послушать Его, и Он опять их учил. Приближалась ночь; люди были далеко от дома, а есть им было нечего. С сочувствием ко всякой нужде человеческой Он умножил несколько хлебов и рыбок так, что все насытились. Это была вершина Его популярности. Люди были полны решимости сделать Его царем. Это был возврат к третьему искушению. Но Иисус не собирался быть таким Мессией, какого хотели они. Распустив толпу и отослав Двенадцать на другую сторону моря, Он в одиночестве ушел на гору. Позже ночью Он пришел к ним, идя по морю сквозь шторм. Насыщение пяти тысяч — единственное чудо, записанное во всех евангелиях. Однако только Иоанн сохранил для нас проповедь в синагоге Капернаума, последовавшей после и под впечатлением от этого события. В ней Иисус говорит о Себе, как о хлебе жизни. Восторженные толпы начинают понимать, что это не тот Мессия, о котором мечтали они. Если бы Он уступил их низким идеалам и согласился стать земным царем, Он сразу же достиг бы высшей власти. Но не для этого Он пришел. Путь человеческого искупления был для Него путем на крест.

Эта великая проповедь в синагоге Капернаума является еще одной вехой в жизни Иисуса: “С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним” (Ин. 6:66). Книжники и фарисеи уже давно ненавидели Его, гадаринцы и назаретяне отвергли Его, Ирод Антипа начинает проявлять опасный интерес к Нему, и вот собственные ученики Его разочарованно отворачиваются.

-5

V. ПЯТЫЙ ЭТАП: ДО ПОСЛЕДНЕГО УХОДА ИЗ ГАЛИЛЕИ НА ПРАЗДНИК КУЩЕЙ

1. Продолжительность. Иисус не присутствовал на третьей Пасхе, пришедшейся на период Его служения. Это было примерно в то время, когда Он насытил пять тысяч (Ин. 6:4). Этот последний этап галилейского служения продолжался, таким образом, около шести месяцев — с апреля по октябрь.

2. Новое. В этот период в жизни Иисуса появляется нечто новое, разительно отличающееся от всего предыдущего. Это период:

а) Скитаний. Иисус побывал поочередно в Финикии, Васанской области и Десятиградии. Но Он, однако, не прекратил полностью Свою деятельность и в Галилее.

б) Уединения. Иисус настойчиво избегает толп и стремится оставаться наедине с Двенадцатью.

в) Тайных наставлений. Отмечается очень мало чудес и публичных проповедей. Он обучает Двенадцать основам Своего царства и готовит их к Своей приближающейся смерти (ср. Мф. 16:21-23; 17:9; Мк. 9:30-32).

3. Визит в Финикию (Мф. 15:21-28). Тот, чья миссия состояла в спасении всех народов, лишь однажды удалился за пределы Своего собственного. Записан только один эпизод подобного рода — исцеление дочери сирофиникиянки. Ее вера, такая смиренная, такая непобедимая, должно быть, явилась глотком свежего воздуха после лицемерия фарисеев и непостоянства галилеян. Пройдя Тир и Сидон, Иисус сделал длительную остановку в Десятиградии. Здесь еще раз вокруг Него собираются толпы людей, и еще раз Он чудесным образом насыщает их, теперь четыре тысячи. Переправившись через озеро, Он снова возвращается в Галилею. Следует заметить, что на протяжении всего последнего этапа галилейского служения, несмотря на то, что Иисус часто и надолго покидает территорию, принадлежащую Ироду Антипе, Галилея по-прежнему остается тем центром, откуда Он отправляется в путешествия и куда возвращается.

4. Посещение Кесарии Филипповой; великое признание (Мф. 16). По возвращении Иисуса в Галилею фарисеи, на этот раз при поддержке саддукеев, возобновили свои нападки (Мф. 16:1-4), и тогда Иисус, отправляясь в путешествие на территорию Ирода Филиппа, торжественно предупреждает учеников о “закваске фарисейской и саддукейской”.

Приближается конец Его служения. Он никогда официально не заявлял, что Он Мессия. Он предпочитал, чтобы истина вошла в умы постепенно через дела, которые Он творил, истины, которые высказывал, жизнь, которой жил. Но пришло время проверить результаты и обратить их молчаливое убеждение в открытое признание. Помолившись в одиночестве, Иисус задает Двенадцати два вопроса:

“За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?”

Разнообразие ответов показывает, что народ совершенно не понимал ни Его, ни Его миссии.

“А вы за кого почитаете Меня?”

“Ты — Христос, Сын Бога живого”.

Нельзя преувеличить значения этого признания. А что, если бы они также упустили истину!

За всех ответил Петр. Значит, труд Иисуса не оказался впустую. Он видит в маленьком кружке вокруг себя ростки будущей церкви, а в признании Петра — истину, на которой она будет построена, настоящий “апостольский символ”. Но пока еще ее не следует провозглашать. Посвятив их в Свое мессианство, Иисус с того времени начинает открывать им, что включает в себя это понятие: отвержение, смерть, воскресение. Петр, все еще в плену плотских представлений, протестует. “Отойди, от меня, сатана!” — резко бросает ему Учитель, а затем преподает урок, в котором все они еще крайне нуждаются, о том, что ученичество также означает самоотречение и крест прежде, чем будет венец.

5. Преображение (Мф. 17:1-13). В этот период тучи вокруг Иисуса сгущаются: позади — отвержение Его галилеянами, впереди — крест, но вокруг — группка все еще верных учеников, а над Ним — неизменная любовь Отца. Перед тем, как Иисусу вернуться, чтобы встретиться с врагами в Галилее и с еще горчайшими врагами в Иудее, Ему было явлено одно замечательное знамение божественного присутствия и одобрения. Сцена преображения была предназначена частично для учеников, но, главным образом, для их Учителя. Свидетелями стали трое избранных — Петр, Иаков и Иоанн. Когда Он пребывал в горячей молитве, пробившись сквозь человеческий образ, просияло на лице Его божественное, небесное сияние. Явились Ему ветхозаветные Моисей, посредник, и Илия, великий реформатор, и беседовали с Ним о его грядущей смерти в Иерусалиме. И в это время с небес, как когда-то у реки Иордан, послышался голос: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение”, — со значением добавивший: “Его слушайте”. Это действительно была знаменательная сцена. Память о ней сохранилась надолго у одного из апостолов (2 Пет. 1:16-18). Тогда произошла встреча пророков и апостолов, ветхого и нового заветов, небес и земли. Для Иисуса это была печать Отцовского одобрения Его почти бесплодного служения и подтверждение того, что Он пребудет с Ним до конца. Для учеников же это означало, что их признание не было ошибкой, что они правильно выбрали, Кому довериться, и что отныне им надлежит слушать и проповедовать не Моисея, но Христа. Но вновь печать временного молчания была наложена на их уста. Все значение этого видения могло быть оценено только в свете воскресения и вознесения. Спустившись с горы, где было видение, Иисус исцеляет бесноватого эпилептика и возвращается в Капернаум, по пути продолжая готовить учеников к неизбежной катастрофе в Иерусалиме.

6. Завершение Галилейского служения. Иисус не стал задерживаться в Галилее. Его великая работа завершена. Избегая толп, сотворяя немного, или вообще не сотворяя, чудес, Он целиком посвящает Себя тому, чтобы еще больше запечатлеть в умах учеников духовный характер Своего царства и необходимость детского смирения, без которого им не войти в него (Мф. 18:1-14). Приближался великий праздник кущей, и маленькая компания, пройдя через Самарию, еще раз пришла в Иерусалим.

Свобода | С Богом по жизни | Дзен

👉🏻 Бронирование путевок в санатории и пансионаты с лечением (Реклама. ООО «Система бронирования Путёвка». ИНН 7725851033)