Найти в Дзене

ИОВ (ч.19): ВТОРАЯ РЕЧЬ ВИЛДАДА

(18:1-21) Вторая речь Вилдада открывается коротким упрёком Иову (18:1-4), за которым следует длинное рассуждение об ужасной участи нечестивых (18:5-21). Сэмюэль Кокс пишет: «Вилдад [возвращается] к мудрости и авторитету тех самых источников, откуда черпал ранее: эта короткая глава содержит как минимум дюжину ссылок на бесценное собрание изречений мудрецов Аравии». «И отвечал Вилдад савхеянин и сказал: “Когда же положите вы конец таким речам? Обдумайте, и потом будем говорить. Зачем считаться нам животными и быть униженными в глазах ваших? О ты, раздирающий душу твою в гневе твоём! Неужели для тебя опустеть земле и скале сдвинуться с места своего?”» (Иов 18:1-4). Стихи 1, 2. Вилдад ответил Иову: «Когда же положите вы конец таким речам? Обдумайте, и потом будем говорить». Форма множественного числа глаголов в ст. 2 («вы»), вероятно, указывает на то, что Вилдад причисляет Иова ко всем, кто подвергает сомнению мудрость предков. Если же предположить, что здесь он обращается к одному Иову, т
Оглавление

(18:1-21)

Вторая речь Вилдада открывается коротким упрёком Иову (18:1-4), за которым следует длинное рассуждение об ужасной участи нечестивых (18:5-21). Сэмюэль Кокс пишет: «Вилдад [возвращается] к мудрости и авторитету тех самых источников, откуда черпал ранее: эта короткая глава содержит как минимум дюжину ссылок на бесценное собрание изречений мудрецов Аравии».

ПРИЗЫВ К ИОВУ БЫТЬ БЛАГОРАЗУМНЫМ

«И отвечал Вилдад савхеянин и сказал: “Когда же положите вы конец таким речам? Обдумайте, и потом будем говорить. Зачем считаться нам животными и быть униженными в глазах ваших? О ты, раздирающий душу твою в гневе твоём! Неужели для тебя опустеть земле и скале сдвинуться с места своего?”» (Иов 18:1-4).

Стихи 1, 2. Вилдад ответил Иову: «Когда же положите вы конец таким речам? Обдумайте, и потом будем говорить». Форма множественного числа глаголов в ст. 2 («вы»), вероятно, указывает на то, что Вилдад причисляет Иова ко всем, кто подвергает сомнению мудрость предков. Если же предположить, что здесь он обращается к одному Иову, то «почтительное вы» звучит, как ирония. Вилдад раздражён тем фактом, что Иов продолжает говорить, игнорируя советы своих друзей.

Стих 3. «Зачем считаться нам животными и быть униженными в глазах твоих?» По мнению Фрэнсиса Андерсена, «Вилдад более озабочен своей репутацией, чем помощью Иову». Образ «животного» (бехема) передаёт идею невежества (Пс. 72:22). Слово, переведённое как «униженные» (тама), является гапаксом, то есть словом, которое встречается единственный раз в Ветхом Завете. Оно буквально означает «которым заткнули рот». Вероятно, Вилдада задели слова Иов о том, что не видит «мудрого между [ними]» (17:10).

Стих 4. Вместо того чтобы сомневаться в мудрости своих друзей, Иову стоило обратить внимание на своё поведение, которое мало отличалось от поведения животного. По сути, Вилдад обвинил Иова в его страданиях: ведь он отказался признаться в своих грехах и покаяться. Вилдад использует такие слова, как «раздирать» (тарап) и «гнев» (ар); те же самые слова, какие употребил Иов, обвиняя Бога в 16:9: «Гнев Его терзает и враждует против меня».

«Неужели для тебя опустеть земле и скале сдвинуться с места своего?» Сэмюэль Кокс сравнивает этот вопрос с двумя арабскими пословицами: «Земля не остановится из-за тебя» и «Мир существует не для одного человека». Иными словами, Вилдад спрашивал Иова, не считает ли тот, что ради него должен был измениться миропорядок. По меткому замечанию Фрэнсиса Андерсена, «Когда заканчиваются мысли, всегда можно переключиться на насмешки».

УДЕЛ БЕЗЗАКОННЫХ

Говоря о неизбежной участи нечестивых, Вилдад назвал много бедствий, которые их постигнут. Его настоящие комментарии подкрепляют сказанное ранее Елифазом (15:20-25).

«Свет у беззаконного потухнет»

«Да, свет у беззаконного потухнет, и не останется искры от огня его. Померкнет свет в шатре его, и светильник его угаснет над ним» (Иов 18:5, 6).

Стихи 5, 6. В этих стихах Вилдад использует четыре разных слова, связанных с понятием «свет»: свет, искры, огонь и светильник. Слово «свет» употреблено здесь метафорически в значении полноценной жизни и процветания. Тема света часто встречается в книге Иова (3:23; 12:25; 18:6; 30:26) и в Писании в целом. Свет является символом праведности и даже Самого Бога. Псалмопевец Давид говорил, обращаясь к Богу: «Ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоём видим свет» (Пс. 35:10). Апостол Иоанн писал: «И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжём и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Ин. 1:5-7).

Вилдад сказал, что «свет у беззаконного» погаснет. «И не останется искры от огня его» — то есть, он не даст никакого тепла. Его имущество отнимется от него. «Светильник его угаснет над ним». Сэмюэль Кокс сравнивает эти слова с известным арабским изречением: «Злой рок погасил мой светильник». В книге Притч сказано: «Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угаснет» (Прит. 13:9). Вилдад не сомневался в том, что этот принцип не знает исключений: крушение Иова было следствием его грехов.

Нечестивый попадёт в сеть своими ногами

«Сократятся шаги могущества его, и низложит его собственный замысел его, ибо он попадёт в сеть своими ногами и по тенетам ходить будет. Петля зацепит за ногу его, и грабитель уловит его. Скрытно разложены по земле силки для него и западни на дороге. Со всех сторон будут страшить его ужасы и заставят его бросаться туда и сюда» (Иов 18:7-11).

Стих 7. Фраза «шаги могущества» нечестивого означает его первоначальный успех на пути зла. Однако в итоге он попадёт в ловушку «собственного замысла его». Джон Хартли пишет: «Это иллюстрация того, что ни один беззаконник не будет бесконечно наслаждаться своим процветанием. Ни его сила, ни его коварные замыслы не будут его вечно подкреплять».

Стихи 8-10. Вилдад описывает полный опасностей путь нечестивого человека, используя символы скрытых угроз, таких как ловушки и силки. В этих стихах он называет пять разных приспособлений для охоты:

1. «сеть» (решет), сеть для ловли птиц;

2. «тенета» (себака), сеть для ловли животных;

3. «петля» (пах), ловушка для птиц;

4. «силки» (цаммим), особый тип капкана, встречающийся только в этом месте в еврейской Библии;

5. «западня» (малкодет), особый вид капкана, встречающийся только в этом месте в еврейской Библии.

Как видим, автор использует разные образы, чтобы донести свою мысль до слушателей.

Стих 11. Опасности подстерегают нечестивого человека со всех сторон; куда бы он ни повернул, всюду расставлены капканы, готовые уловить его.

Нечестивый человек лишится своего здоровья

«Истощится от голода сила его, и гибель готова, сбоку у него. Съест члены тела его, съест члены его первенец смерти» (Иов 18:12, 13).

Стихи 12, 13. Нет никаких сомнений, что эти слова ударили в самое сердце Иова, особенно то, что «истощится от голода сила его» и болезнь «съест члены тела его». «Сила» (он) может означать как «богатство», так и «физическую силу». Не будем забывать, что Иов сидел на куче пепла, поражённый «проказой лютой от подошвы ноги его по самое темя его» (2:7).

«Съест члены его первенец смерти». Сэмюэль Кокс комментирует: «В семитском миропонимании болезни считались детьми смерти». Состояние Иова названо «первенцем смерти», то есть «самым сильным и ужасным из всех её детей» (Кокс). Похожим образом, арабы называют смертельную лихорадку «дочерью рока».

Нечестивый утратит своё жилище

«Изгнана будет из шатра его надежда его, и это низведёт его к царю ужасов. Поселятся в шатре его, потому что он уже не его; жилище его посыпано будет серой» (Иов 18:14, 15).

Стихи 14, 15. Образ шатра можно трактовать как физическое тело (см. 4:21) и как жилище. «Поселятся в шатре его, потому что он уже не его», возможно, является намёком на гибель его потомков — его детей. «Сера» (гоприт) или «горящая сера» (Новый Русский Перевод) является символом огромного разрушения и опустошения; посыпанная серой и солью земля становилась непригодной для жизни (Втор. 29:23).

Память о нечестивом исчезнет

«Снизу подсохнут корни его, и сверху увянут ветви его. Память о нём исчезнет с земли, и имени его не будет на площади. Изгонят его из света во тьму и сотрут его с лица земли. Ни сына его, ни внука не будет в народе его, и никого не останется в жилищах его» (Иов 18:16-19).

Стих 16. Содержание этого стиха указывает на «полное исчезновение нечестивого человека с лица земли» (Олден). Господь предупреждал надменных и беззаконных о такой же участи: «Ибо вот, придёт день, пылающий, как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, — говорит Господь Саваоф, — так что не оставит у них ни корня, ни ветвей» (Мал. 4:1).

Стихи 17-19. В древние времена для жителей Ближнего Востока не было страшнее участи, чем погибнуть, не оставив потомства. Роберт Олден объясняет: «Поскольку жизнь человека продолжалась в его детях, умереть бездетным считалось огромным несчастьем и даже божественной карой». Мудрец сказал: «Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет» (Прит. 10:7). И хотя у Иова было десять детей, все они погибли в одной ужасной катастрофе (1:2, 18, 19). Резкие слова Вилдада ранили сердце скорбящего отца острее ножа.

Нечестивый не знает Бога

«О дне его ужаснутся потомки, и современники будут объяты трепетом. Таковы жилища беззаконного, и таково место того, кто не знает Бога» (Иов 18:20, 21).

Стихи 20, 21. Беззаконного человека, который не знает Бога, ожидает день суда и возмездия. Тогда ужаснутся все люди: и «потомки», и «современники» («народы Запада» и «люди Востока»; Современный Перевод).

И хотя в словах Вилдада была определённая часть истины, он ошибочно применил её к ситуации Иова. Сэмюэль Кокс подводит итог этой главе: «Его ошибка была, во-первых, в том, что он принял некоторые факты за универсальную истину; а, во-вторых, в том, что он даже не допускал альтернативного толкования выбранных им фактов, хотя их можно было интерпретировать не только одним способом. Согласно его логике, то, что истинно в отношении некоторых грешников, должно быть истинным и в отношении всех; при этом он отказывался признать, что грех является одной из причин страданий, то есть, он даже не допускал, что у страданий могут быть и другие причины. Действительно, есть грешники, которые пожинают наказание за свои злые дела сразу же ещё при жизни, но есть и другие, возможно, даже более нечестивые, с которыми этого не происходит. И если некоторых обличают, изгоняют из общества ещё до их смерти, то есть и такие, которые продолжают жить в обществе без угрызений совести за свои злодеяния и пользоваться всем его благами».

Церковь Христа