Валентина шла по проселочной дороге, держа в руках тяжелый чемодан. У нее часто билось сердце, то ли от волнения, то ли от страха перед неизвестностью. Навстречу она встретила несколько односельчан, которые с удивлением смотрели на нее, не узнавая.
Она подошла к дому, в котором жила раньше и увидела заросший бурьяном двор. Дверь и окна были заколочены досками, а крыльцо совсем развалилось от старости.
Валентина хотела открыть калитку и войти во двор, как ее окликнул звонкий детский голос.
- А здесь давно никто не живет,- она обернулась и увидела перед собой девочку в школьном форменном платье и с портфелем в руках,- Вы кого то ищете?
- Я раньше жила в этом доме,- Валентина снова посмотрела на заколоченные окна,-Вместе со своими детьми, Людой, Надей и Олечкой. Они, наверно, куда то переехали из деревни?
- Нет,- девочка помотала головой,- Они теперь живут на другом конце деревни. А Людмила Ивановна моя учительница. Она очень хорошая и добрая.
- Ты можешь показать, где живет твоя учительница?- Валя снова взяла в руки чемодан.
- Хорошо,- кивнула девочка,- Пойдемте.
Девочка шла так быстро, что Валентина еле поспевала за ней.
- Вон там живет Людмила Ивановна,- девочка указала рукой на большой деревянный дом с резными ставнями,- Ну, я побежала домой, а то мамка ругаться будет.
- Спасибо,- крикнула ей в след Валентина, но девочка уже не слышала.
Она заглянула через забор и увидела старую женщину, которая сидела на скамейке, рядом с ней играли два мальчика лет пяти.
Валентина открыла калитку и вошла во двор, мальчуганы с любопытством уставились на нее.
- Здравствуйте,- громко поздоровалась Валя и старушка повернула к ней голову.
- Кто это?- Нина Петровна прищурила глаза,- Не могу признать.
- Мне сказали, что здесь живет Людмила Корнишина. Она дома?- Валя внимательно вгляделась в лицо старушки и вздрогнула, перед ней сидела бывшая свекровь.
- Эка хватилась,- рассмеялась Нина Петровна,- Была Людмила Корнишина, а стала Людмила Ивановна Мартьяновна. А ты кто ж такая будешь?
- Вы меня не узнаете?- Валентина поправила волосы.
- Плохо видеть я стала,- пожаловалась Нина Петровна,- Вижу, что женщина, а вот кто- не признаю.
- Это я, Валентина,- тихо произнесла Валя, прикусив нижнюю губу.
- Кто?- переспросила старушка,- Говори громче, ничего не слышно.
- Валентина,- повторила та,- Ваша бывшая невестка.
- Валька?- громко вскрикнула Нина Петровна,- Это ж каким ветром тебя принесло через столько то лет?
- Жизнь заставила,- Валентина поставила чемодан на траву и присела рядом с Ниной Петровной,- Так Люда дома?
- В школе она еще, у нее педсовет сегодня, Сергей в район уехал, а я вон за ихними ребятишками приглядываю. Хотя... какая из меня нянька, скорее они за мной присматривают.
- Это что же...- у Валентины перехватило дыхание,- Мои внуки?
- А то чьи же?- усмехнулась Нина Петровна,- Только какая ты им бабка, если они тебя отродясь не видели.
Валентина закрыла лицо руками и горько заплакала.
- Как же я виновата перед всеми,- она стала раскачиваться из стороны в сторону,- Нет мне прощения. А Надя с Оленькой, как они? Живы, здоровы?
- А что им будет?- снова усмехнулась Нина Петровна,- Людмила им родную мать заменила.
Надюшка в училище поступила, на повара. Говорит, что будет в школьной столовой работать. А Олюшка пока в школе учится, отличница. Да и нельзя ей по другому учиться, а то старшую сестру опозорит, которая все же выучилась на учительницу и теперь других деток учит читать и писать. Спасибо ее мужу Сергею, это он настоял, чтобы Люда поступила в институт.
- Вон оно как!- вздохнула Валентина,- Я очень рада, что у всех все хорошо.
- А ты то как жила все это время?- Нина Петровна уселась поудобнее,- У тебя вроде сын был, с которым ты в город к своему хахалю уехала.
- Был сынок,- Валентина опустила голову,- Только похоронила я его...- она замолчала,- Больше Бог детей мне не дал,- она снова замолчала.
- В деревню то чего приехала?- прервала молчание Нина Петровна,- Или совесть проснулась?
- Некуда мне больше ехать,- Валентина сложила руки на коленях,-Никому я оказалась не нужна. Так что буду доживать свою жизнь в родительском доме и у своих дочек прощение вымаливать.
- Да, согрешила ты знатно,- Нина Петровна поправила платок на голове,- Что у тебя случилось, раз ты решила в родные места вернуться?
- Много всего было,- Валентина откинулась спиной на забор,- Мало видела хорошего, хотя мечтала о счастье и любви.
- Так расскажи, облегчи душу,- предложила Нина Петровна,-Не храни все в себе.
- Что рассказывать,- тяжело вздохнула Валентина,- Погналась за женским счастьем, а в итоге получила только одни страдания.
Сначала с Василием жили хорошо, а потом друг уговорил его поехать работать на Север и тот согласился.
- Поезжай с мужем,- как то посоветовала Вале соседка,- А то он там заведет себе новую семью и останешься ты одна с ребенком.
Валентина послушала соседку и на новое место жительство они с Василием отправились втроем, прихватив маленького Алешку.
В городе, куда они приехали, Вале не понравилось. Там было холодно, солнце выглядывало редко, а летом — очень много мошкары, от которой невозможно было нигде укрыться.
Валентина стала просить Василия чтобы уехать обратно или хотя бы переехать в другой город, в котором тепло и солнечно, ног тот не соглашался. Он зарабатывал неплохо и мечтал скопить денег, чтобы купить машину. А еще у них была отдельная квартира, хоть и служебная, но о жилье не надо было беспокоиться.
К тому же у него появились здесь новые друзья, которые не прочь были весело провести время. Они работали вахтовым методом и вдали от семьи, развлекались как могли, используя для этого алкогольные напитки и легкодоступных женщин.
Валентина стала замечать, что Василий стал отдаляться от нее все дальше и дальше. Он стал поздно приходить домой и часто от него пахло женскими духами. Валя устраивала мужу скандал за скандалом, но тот лишь отмахивался, мол «чего с дуры взять, сама себе что то напридумывала, а я виноват».
Валентина хотела родить от Василия еще ребенка, чтобы покрепче привязать его к себе, но долгожданная беременность так и не наступала. А Василий относился к жене все хуже и хуже и даже стал поднимать на нее руку. Видя такое отношение к матери со стороны отца и Леша стал грубить матери, хотя та в нем души не чаяла и готова была сделать для него все, что угодно.
Вале деваться было некуда и она продолжала терпеть плохое отношение к себе со стороны мужа и сына.
Леша в школе учился плохо, рано начал курить и предпочитал общаться с ребятами постарше, для которых иногда приворовывал в магазинах.
Однажды ночью он не вернулся домой и Валя до утра не сомкнула глаз. Стоял сильный мороз и Валя подумала, что Леша заночевал у кого то из своих друзей, чтобы не замерзнуть морозным вечером.
После работы она поспешила домой, в надежде увидеть сына и как следует отругать его. Но и в этот раз Леши дома не оказалось. Тогда Валя обратилась к его одноклассникам, которые проживали в этом же доме, но те сообщили, что Лешка в школе в этот день не появлялся, впрочем в ней его не видели уже несколько дней.
Валентина еще сильнее заволновалась и обратилась в милицию, чтобы ей помогли в поисках сына. На следующий день ей сообщили, что Алексея нашли, только помочь ему уже ничем нельзя, он уснул в сугробе и замерз, сжимая в руке пустую бутылку из под спиртного.
Дальнейшее Валентина помнила плохо. После похорон Алеши она попала в больницу с сотрясением мозга и переломом ребер, потому что Василий сильно избил жену, за то что та не уберегла их единственного сына.
С той поры так и повелось, когда Василий напивался, то бил Валентину и ей часто приходилось прятаться от разъяренного мужа у соседей.
Накопив денег и ничего не сказав жене, Василий уволился с работы и уехал в неизвестном направлении, а Валентину попросили освободить служебную квартиру, ничего не предложив взамен.
Вот и пришлось ей собрать чемодан и вернуться в родную деревню, потому что ехать больше было некуда.
- Что же ты о других детях своих позабыла?- покачала головой Нина Петровна,- За столько лет ни строчки им не написала. Мы уж думали грешным делом, что ты померла.
- Стыдно мне было писать,- Валентина отвернула голову в сторону,- Погналась за счастьем, а хлебнула горя с полна. Как вы думаете, простят меня дочки?- она с надеждой посмотрела на Нину Петровну,- Я на коленях готова у них прощение вымаливать.
- Не знаю, не знаю,- Нина Петровна снова покачала головой,- Для прощения много времени понадобится. Поэтому...,- она не успела договорить, потому что калитка открылась и во двор вошла Люда.
Мальчики вскочили на ноги и с криком «Мама пришла», кинулись к ней.
- Ах вы мои, родненькие,- она обняла Пашу и Сашу,- Соскучились? Как вы себя вели, слушались бабушку Нину? Я смотрю у нас гости,- Люда подошла к скамейке и, увидев мать, замолчала.
- Здравствуй, Люда,- Валентина поднялась и хотела обнять дочь, но та отстранилась,- Вот я и вернулась,- Валя растерянно развела руками,- Как же ты выросла. Настоящей красавицей стала, вся в отца.
Люда продолжала молчать, обнимая сыновей, которые жались к ней.
- Ты мне ничего не скажешь?- Валентина виновато посмотрела на дочь.
- Знаешь,- тихо ответила Люда,- Когда то мне очень хотелось все высказать тебе. Я думала, вот вернешься ты и я скажу все, что о тебе думаю. А сейчас...,- она серьезно посмотрела на мать,- Думаю, что ты и сама уже осознала все, что сотворила с нами. Так зачем еще о чем то разговаривать? Бабушка,- обратилась Люда к Нине Петровне,- Давай я помогу тебе подняться и провожу в дом. Мне обед пора готовить, а то скоро Сергей вернется с работы, а у нас ничего не готово.
Вслед за матерью побежали Паша и Сашенька.
Валентину никто с собой не пригласил и она осталась одна стоять посреди двора. Взяв чемодан, она снова пошла в сторону родительского дома, села там на разрушенное крыльцо и горько заплакала, закрыв лицо руками.
Валя вздрогнула, почувствовав на плече чью то руку Она подняла голову и увидела перед собой молоденькую девушку, которая с интересом смотрела на нее.
- Мама!- осторожно произнесла она,- Ты меня не узнаешь? Это я- Оля, твоя дочь.
- Олечка!- Валентина с трудом поднялась с крыльца,- Доченька! Какая ты уже взрослая. Можно я тебя обниму?
Но, Оля уже сама обняла мать и они обе заплакали.
- Мне Люда сказала, что ты вернулась,- всхлипывала Оля,-Я так долго тебя ждала.
- Доченька моя,- Валя целовала Олю в щеки,- Родная. Ты простила меня?
- Я так ждала тебя,- повторила Оля и взяла мать за руку,- Пойдем к нам, Люда плачет и очень переживает,что ты куда то ушла. А баба Нина подсказала, где тебя искать.
Ночью, когда все легли спать, Валентина вышла во двор и уселась на скамейку, укутавшись в платок. Она подняла голову и посмотрела на луну, которая ярко светила на небе.
- Всю жизнь я гонялась за призрачным счастьем,- вздохнула Валя,- А оно было совсем рядом. Я сделаю все возможное, чтобы стать хорошей матерью и бабушкой. Надеюсь, что дочки со временем привыкнут ко мне и простят, а больше мне ничего не надо.
« Человеку так мало нужно для счастья, но увы, так много, чтобы это понять».
Конец.