Всего неделя осталась до начала учебного года. И в наших рукодельных кругах фокус внимания сместился с рукоделия на проверку готовности к школе: форма, канцелярия, читательские дневники (если не вели всё лето). Ну и обсуждение предстоящей учебы, конечно.
Кто-то готовится отвести детей или внуков в первый класс. Кто-то с волнением думает о предстоящих в этом году ОГЭ или ЕГЭ.
А кто-то переживает о том, что учитель "достался" не тот...
Вчера мы обсуждали хвалить или ругать за плохо связанное изделие. Мнения были разные. Предполагаю, что и сегодня будут мнения разные. Мне бы очень хотелось, чтобы тех, кто будет солидарен во мнении со мной, было больше.
Давайте поговорим. Только очень прошу - корректно и без грубостей. Если ваше мнение отличается от моего - это ваше право. Но высказаться можно только корректно.
Сегодня предлагаю поговорить на очень важную тему - можно ли ругать педагогов.
Сразу скажу, что тут позиция у меня жесткая - ругать педагогов НЕЛЬЗЯ! Можете сколько угодно доказывать мне, что педагоги бывают разные, мое мнение все равно не изменится - педагогов ругать НЕЛЬЗЯ! А в присутствии детей - НЕДОПУСТИМО!
Авторитет учителя должен быть безусловным. Только тогда ученик будет воспринимать слова педагога должным образом.
Это мое мнение. Оно неизменно на протяжении всей моей жизни. Я тоже училась в школе. Вернее, в школах. И старшие дочки в школах учились. И младшие учатся. И позиция моя не меняется.
Узнав имя будущего преподавателя, оживился классный чат. И посыпались предупреждения родителям от других родителей, что срочно нужно искать репетиторов. Потому, что учитель "слабый". Мнение сформировано родителями на основании слов других родителей, у которых дети показали слабенький результат по предмету.
Ни один ребенок у этого учителя еще не учился. А ярлык на педагога уже повесить успели. И даже сокровищам своим успели информацию донести - будем искать тебе репетитора, с таким учителем ты ОГЭ сдашь плохо.
Мало того, что авторитет учителя раздавили, даже не успев с учителем познакомиться, так еще и дитятке ценную установку дали: не способен ты без репетитора учиться.
Вот так, всего одной фразой, можно у ребенка отбить желание учиться в школе, даже если это желание было. А зачем напрягаться? Мама говорит, что будет репетитор. Значит, можно усилий в школе и не прикладывать.
Самое ужасное, что ребенок, "просветленный" родителями, транслирует пренебрежительное отношение к педагогу своим одноклассникам - групповые чаты помогают им разносить такие мысли очень быстро. И многие это отношение перенимают. И пойдут дети в школу с уже сформированным отношением к учителю, которого еще ни разу не видели.
Когда начинают обсуждать учителей, я всегда встаю на сторону учителей. Кто бы и что бы ни говорил. Потому, что дети бывают разные. И родители у этих детей тоже бывают разные.
Проще всего обвинить педагога в том, что он слабый. И очень сложно сделать усилие над собой и позаниматься с ребенком, если он что-то не понял.
Проще всего сказать, что ребенок не понимает математику потому, что ему плохо объяснили. И очень сложно признаться, что ребенок не может прочесть задачу и понять её смысл.
Проще всего сказать, что учитель слабый и нанять репетитора, если финансы позволяют. И очень сложно признаться, что упущен тот момент, когда интерес ребенка к учебе был разрушен самими родителями - некогда поговорить, почитать, позаниматься.
Авторитет педагога растоптать легко. И дети, к великому сожалению, чувствуя вседозволенность, не признают авторитет педагога и позволяют себе то, что приводит к очень печальным последствиям.
Да, бывают исключения из правил. Но на то они и исключения.
Когда в чате появилось сообщение с просьбой прекратить обсуждать педагога, особенно с детьми, я порадовалась. Потому, что увидела, что разумные родители, которые не стали доносить "ценную информацию" до детей, есть.
Надо дать возможность детям самим сформировать представление о предмете, дать им возможность познакомиться с педагогом, с его методикой. Возможно, именно этот педагог пробудит интерес к предмету. Возможно, именно его объяснения будут ребенку понятны. Возможно, этот предмет станет для вашего чада самым любимым и очень понятным!
Недоверие. И по отношению к учителям, и что самое ужасное, по отношению к своим детям.
Не надо формировать у детей убеждение, что без репетитора они ничего не смогут! Многие дети как раз расслабляются и перестают заниматься в школе из-за уверенности, что мама с папой найдут репетитора перед ОГЭ или ЕГЭ. Расслабляются и пытаются собраться за год до экзаменов. И для некоторых это бывает слишком поздно.
Вместо поддержки, веры в своих детей, в мотивации к изучению чего-то нового, мы сами разрушаем их веру в свои силы.
Школа изменилась за несколько прошедших десятилетий. Меняются программы, требования, методики. Учителям тоже трудно. Им тоже приходится постоянно учиться.
И вместо того, чтобы критиковать педагогов и рушить их авторитет, может, постараться стать тем мостом, который поможет соединить педагогов и наших детей?
И насколько прочным будет этот мост, зависит от нас.