Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Прокрастинация

Прокрастинация — это склонность откладывать выполнение важных дел на потом, часто до последнего момента, что может привести к стрессу и ухудшению результатов. Как определить прокрастинацию?

Во-первых, прокрастинируя, мы часто переносим задачи на потом. Это может быть регулярное откладывание начала работы над проектами или заданиями либо же нежелание сразу приступать к выполнению задач.

Во-вторых - это постоянное ощущение тревоги и стресса из-за отложенных дел. Присутствие осознания, что откладывание лишь усугубляет ситуацию, но не способность это изменить.

Также это потеря времени на малозначимые дела. Часто человек проводит время за незначительными задачами, деятельностью или развлечениями (например, просмотр социальных сетей или телевизора), при этом избегая выполнения основной работы.

Частые спутники прокрастинации - это перфекционизм и страх неудачи. Стремление делать все идеально вызывает откладывание начала работы до лучших времен. Также на это влияет страх того, что работа не будет выполнена на высоком уровне.

Еще один признак - сложности с концентрацией. Человек испытывает трудности с фокусировкой на одной задаче. Он постоянно отвлекается и перепрыгивает с одного дела на другое.

При прокрастинации человек недооценивает количество времени, которое имеет. Например, он может занижать количество времени, необходимое для выполнения задачи, что приводит к откладыванию до последнего момента. Также свойственно неправильное планирование и распределение времени.

Проблема прокрастинации очень актуальна в наше время. Как же справиться с этим?
Борьба с прокрастинацией требует осознанного подхода и изменений в привычках, которые отличаются устойчивостью.

Важно научиться разделять большие задачи на мелкие, выполнимые шаги. А также концентрироваться на выполнении одного небольшого этапа за раз. В этом может помочь метод “Помидора” (Pomodoro Technique): работайте в течение 25 минут, затем делайте короткие перерывы на 5 минут.

После четырех рабочих циклов делайте более длительный перерыв (15-30 минут).

Определите приоритеты. Используйте метод “Большой тройки” — выделяйте три самых важных дела на день и концентрируйтесь на их выполнении.

Важно создать вокруг благоприятную рабочую среду. Убедитесь, что ваше рабочее пространство организовано и минимизирует отвлечения. Поддерживайте чистоту и порядок на рабочем месте.

Установите для себя четкие дедлайны. Краткосрочные сроки для небольших задач и придерживайтесь их. Используйте таймеры и планировщики для отслеживания прогресса и соблюдения сроков.

Автор: Яковкина Юлия Александровна
Психолог, Супервизор, Когнитивно-Поведенческая Терапия

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru