Найти тему
Секретные Материалы 20 века

Проект «Азориан»

Оглавление
А.Стешанов/РИА Новости
А.Стешанов/РИА Новости
Найдется не так уж много событий, происходивших невесть где, без участия наших граждан, но имевших непосредственное отношение к истории нашей страны. Операция «Азориан», которую ровно пятьдесят лет назад провело Центральное разведывательное управление США, из их числа. Ее по праву считают одной из самых рискованных и фантастичных технологических операций минувшего века.

Версии вместо предисловия

Событиям, происходившим летом 1974 года в одном из пустынных районов Тихого океана, предшествовала трагедия.

В конце февраля 1968 года на боевое дежурство вышла дизель-электрическая подводная лодка «К-129» (бортовой номер 574) с тремя баллистическими ракетами на борту. В начале марта корабль вместе с экипажем — более 100 человек — исчез, будто растворился в океане. Два месяца в обстановке абсолютной секретности советский военный флот проводил невиданную по размаху поисковую операцию, в которой участвовали десятки судов, самолетов и вертолетов. Однако ни лодку, ни следы происшедшей катастрофы обнаружить так и не удалось.

Место трагедии подлодки К-129
Место трагедии подлодки К-129

Существует несколько версий происшедшего. По одной из них, наиболее распространенной среди наших моряков, причиной гибели стало столкновение с американской атомной подводной лодкой «Суордфиш», которая протаранила нашу субмарину. В пользу этой версии говорит то обстоятельство, что в США подозрительно скоро узнали о месте катастрофы. Кроме того, через несколько дней после исчезновения «К-129» лодка «Суордфиш» с серьезными повреждениями прибыла в японский порт Йокосука и была поставлена на ремонт.

Swordfish (SSN-579) спуск на воду 27 августа 1957 года на Портсмутской военно-морской верфи, Киттери, штат Мэн
Swordfish (SSN-579) спуск на воду 27 августа 1957 года на Портсмутской военно-морской верфи, Киттери, штат Мэн

Однако я бы не спешил принимать на веру эту версию. И вот почему. Во-первых, она слишком удобна для командования российского Военно-морского флота. Легче всего винить в происшедшем какие-то внешние силы, поскольку тогда и собственные ошибки удается скрыть за словесной шелухой. Так было с «К-129», так было с «Курском». Да и при расследовании ряда других подобных инцидентов всегда начинали с поиска неизвестной подлодки. Во-вторых, характер повреждений «К-129» и «Суордфиш» говорит о том, что если бы было столкновение, то оба корабля соприкоснулись бы своими верхними частями. Трудно представить себе подводное судно, которое «закладывало» бы вокруг противника «мертвую петлю». В-третьих, слабо верится, что наши подлодки — хрупкие скорлупки, которые тонут от столкновения с другим кораблем. Запас живучести в них огромен, и нужно приложить немало усилий, чтобы отправить их на дно. И, наконец, в-четвертых. Быстрота обнаружения американцами места катастрофы, о которой говорится в версии российского флота, вещь относительная. Да, район аварии был определен достаточно быстро, но точное место искали более двух месяцев. И нашли в какой-то степени случайно.

Поэтому однозначно говорить о столкновении как о причине гибели «К-129» надо осторожно. Другое дело, если причиной катастрофы стали события, происшедшие в самой лодке. Именно такой версии придерживаются американцы, полагающие, что на борту «К-129» возникли технические неполадки и произошел взрыв, разрушивший корпус и спровоцировавший поступление забортной воды внутрь субмарины.

Право на жизнь имеют обе версии. Но какая из них верна, боюсь, мы так никогда и не узнаем.

Доклад президенту США

Едва советский Военно-морской флот завершил поисковую операцию, как к месту гибели лодки устремились американцы. В район северо-западнее Гавайских островов прибыла подводная лодка «Халибат» с глубоководными аппаратами, а также специальное судно «Мизар», оборудованное новейшей гидроакустической аппаратурой, системами подводного телевидения, магнитного траления и исследования дна.

Советская субмарина лежала на глубине более пяти километров. Американцы сделали десятки тысяч снимков, по которым определили характер повреждений, полученных лодкой. Фотокамера запечатлела пролом в тридцать метров сразу за рубкой. Сильно поврежденными оказались две кормовые ракетные пусковые установки, у которых были сорваны крышки шахт. У обеих ракет отсутствовали головные части. Неповрежденной была лишь третья пусковая установка, та, что ближе к носу.

USS HALIBUT (SSG(N)587)
USS HALIBUT (SSG(N)587)

У кого из американских моряков или разведчиков родилась идея о подъеме затонувшей лодки, никто сказать не может. Но такие мысли появились вскоре после изучения первых фотографий с глубины. Юридически препятствий к проведению такой операции не было, и, следовательно, американцы могли, не опасаясь международного скандала, заниматься чем угодно вдали от своих берегов. Тем более что советский флот не мог быть тому помехой, так как не знал, где лежит затонувшая субмарина.

В ноябре 1968 года заместитель министра обороны Дэвид Печард представил президенту США доклад, в котором аргументировал необходимость проведения операции по подъему «К-129». Основными доводами в пользу этого приводился интерес специалистов к советским баллистическим ракетам, торпедам и ядерным зарядам, а также шифры и коды.

Впоследствии в российской прессе неоднократно высказывалось мнение, что американцы просчитались и информацию, на которую рассчитывали, не получили. Мол, коды и шифры сменили сразу после аварии, баллистические ракеты и ядерные заряды были устаревшей конструкции, да и к тому моменту, когда американцы до них добрались, уже сняты с вооружения.

Трудно согласиться со столь категоричным утверждением. Изучение логики мышления советских конструкторов позволило американцам понять эволюцию технических средств, которые пришли на смену поднятым со дна Тихого океана ракетам и ядерным зарядам. Да, совершенствовалась техника, но делали-то ее те же самые специалисты. Так что американцы своего добились, и вложенные в операцию деньги себя окупили.

Приготовления

Поняли это и в правительстве США, которое доводы Печарда убедили. Конгресс выделил двести миллионов долларов, и операция «Азориан» началась. Основная сложность заключалась в создании необходимого оборудования для реализации задуманного. Контракт на строительство специального судна был выдан компании «Хьюз Тул».

Говард Хьюз
Говард Хьюз

Выбор партнера был не случаен. Владелец фирмы, мультимиллионер Говард Хьюз как нельзя более подходил для этой роли. Он был давним другом ЦРУ и не раз оказывал разведывательному ведомству всевозможные услуги. В частности, вся инфраструктура его компании была нацелена на сохранение секретности работ, что при проведении операции «Азориан» было одним из основных условий. Кроме того, Хьюз владел многими компаниями, которые производили высокотехнологичное оборудование. Именно у него были созданы первые лазеры, изготовлялись системы наведения баллистических ракет, трехмерные радары, телекоммуникационные спутники. Да и судостроительные верфи были в империи Хьюза. И, наконец, по складу характера миллионер был авантюристом. Он ввязывался в различные проекты, абсурдные на первый взгляд, но приносившие немалые выгоды впоследствии.

Правда, с головой у Хьюза было не все в порядке — с 1958 года он перестал появляться на публике, и с ним общался ограниченный круг людей. Но представители ЦРУ были из их числа, так что сложностей с заключением контракта не возникло.

USS Glomar Explorer (AG 193)
USS Glomar Explorer (AG 193)

Основной компонентой операции «Азориан» стало судно «Хьюз Гломар Эксплорер». На его проектирование ушло почти три года, а строительство началось в апреле 1971-го. Это был однопалубный двухвинтовой корабль длиной почти 190 метров с центральной прорезью, занимавшей почти треть судна. Над ней были установлены вышка и две подвижные колонны. Снизу прорезь закрывалась днищевыми щитами с резиновыми уплотнителями. Это помещение получило название «лунный бассейн». Именно туда предполагалось поместить поднятую со дна «К-129». В ноябре 1972 года судно было спущено на воду.

Не будем вдаваться в технические подробности сверхмощного подъемного устройства, которым был оборудован «Хьюз Гломар Эксплорер». Скажем только, что это была по-настоящему уникальная конструкция, внешне напоминавшая стол на четырех ножках, в тот момент не имевшая аналогов ни в США, ни в других странах. Она обеспечивала подъем объектов массой 4250 тонн, чего с лихвой долж-но было хватить для советской подлодки.

Последние приготовления были сделаны в закрытой бухте тихоокеанского острова Санта-Каталина, где на «Хьюз Гломар Эксплорер» были установлены захваты, а само судно приведено в готовность к проведению операции.

Вес взят!

На рассвете 4 июля 1974 года в полной тайне задействованные в операции суда с 80-дневными запасами всего необходимого для напряженной работы прибыли в назначенную точку. Несколько суток ушло на стабилизацию положения корабля над погибшей подводной лодкой. Это обеспечивалось с помощью автоматической системы удержания судна на месте, которая постоянно контролировала его положение относительно выбранной точки океанского дна, а также данные по скорости, направлению ветра, курсу корабля, условий волнений и т.д. Одновременно работала система глубоководной звуковой связи, которая состояла из большого количества приемопередатчиков, расположенных на морском дне вокруг подводной лодки. Несмотря на все предпринятые меры секретности своих действий, американцы всерьез опасались появления советских кораблей, которые могли бы помешать проведению операции.

Непосредственно подъем был начат после того, как «Хьюз Гломар Эксплорер» был стабилизирован, все системы проверены и получен благоприятный прогноз погоды. «Лунный бассейн» заполнили водой, открыли створки, и захват начал медленно опускаться. Через двое суток была достигнута глубина пять с лишним километров. Захват завис над обломками «К-129», схватил один из них огромными клешнями, зафиксировал и начал подъем. Он занял несколько больше времени, чем спуск, так как проводился с особой осторожностью. Когда фрагмент лодки наконец-то оказался внутри судна, первым делом его проверили на радиоактивное загрязнение, а затем подняли на верхнюю палубу.

USS Glomar Explorer (AG 193). Подъём фрагмента подводной лодки
USS Glomar Explorer (AG 193). Подъём фрагмента подводной лодки

Операция по спуску захвата и подъему очередного фрагмента была повторена несколько раз. Точные данные о том, что подняли американцы, отсутствуют. Известно только, что в их руки попали не менее трех фрагментов лодки, в том числе носовая часть с торпедами, имевшими ядерные боеголовки. Вместе с обломками «К-129» были подняты около шестидесяти тел советских моряков. После окончания операции «Азориан», 4 сентября 1974 года, все они были захоронены в море, в 350 километрах от Гавайских островов, согласно морскому обычаю. Чтобы потом не последовало обвинений в неуважении к погибшим, американцы зафиксировали траурную церемонию на кинопленке. Если судить по количеству погибших, удалось поднять большую часть экипажа лодки.

Вот, пожалуй, и все, что можно рассказать об операции «Азориан». В нашей стране впервые о ней стало известно весной 1975 года из передачи радиостанции «Голос Америки». Реакции со стороны официальных властей в то время не последовало — у нас продолжали замалчивать информацию о гибели «К-129». А коль не было катастрофы, то и реакции на «злобные выпады империалистической пропаганды» не могло быть.

Об аварии советской подлодки вновь заговорили в начале 1990-х годов, когда многие белые пятна нашей истории стали достоянием гласности. В октябре 1992 года директор ЦРУ Роберт Гейтс передал президенту России Борису Ельцину кинопленку с записью церемонии погребения тел советских подводников.

Точка в деле о гибели «К-129» пока еще не поставлена. Пусть и теоретически, но существует возможность разобраться в причинах аварии. Правда, для этого придется вместе работать российским и американским специалистам и изучить все документы, которые до сих пор скрыты за семью печатями в сейфах спецслужб США и России.

И в заключение два слова о судне «Хьюз Гломар Эксплорер», с помощью которого была осуществлена уникальная операция по подъему погибшего корабля. После успешной работы в Тихом океане его перевели в резерв американского флота, а в мае 1978 года передали в аренду международному консорциуму по освоению океанского дна «Оуэшн Минералес» и переоборудовали в буровое судно. По своему новому назначению оно используется до сегодняшнего дня, но для историков навсегда останется «кораблем, поднявшим со дна океана подводную лодку «К-129».

Александр ЖЕЛЕЗНЯКОВ