Найти тему
Киберпоп ТВ

Иконопочитание

  • «Как ответить еретикам, протестантам, евангелистам, баптистам? Ведь они говорят, что иконы ― это идолы, а я молюсь идолам, а не Богу».

Что Вы имеете в виду? Ответить так, чтобы они Вас поняли и согласились? Они не согласятся, хоть как отвечайте. Давайте разберемся.

В истории Православной Церкви была целая эпоха, которая длилась с конца VII и весь VIII век и называлась иконоборчеством. В самой православной церкви была эпоха, когда боролись с иконами. Она длилась больше ста лет, примерно сто пятьдесят. И вопрос почитать или не почитать иконы, нарушает ли это заповедь «не сотвори себе кумира» или нет, стоял остро. Все вопросы «за» и «против» были рассмотрены еще в первом тысячелетии, поэтому все аргументы, которые употребляют сейчас баптисты, евангелисты очень древние. Этим аргументам уже более тысячи лет, они уже всесторонне рассмотрены, проанализированы, по полочкам разложены, и на них даны ответы.

Ваш ответ зависит от уровня Ваших знаний. Можно глубоко ответить, а можно с ухмылкой. Мы действительно поклоняемся не иконам, а изображенному образу на ней, и честь, воздаваемая образу, переходит на Первообраз. Кстати, многие протестанты смягчаются по отношению к иконам и приблизительно так рассуждают: «Мы согласны признать, почему православным надо, чтобы была икона. Им хочется на нее смотреть. Пусть она в качестве портрета выступает, раз им так хочется». Для нас даже такое отношение неприемлемо. Мы не воспринимаем иконы как портрет. Это на самом деле глубинная вещь.

Я отвечу глубоко, а Вы как сумеете вместить. «Бога изображать нельзя. Бог не изобразим», так говорят протестанты, поэтому изображения не принимаются. Но раз Бог не изобразим, значит, Он и не сказуем. Если Его нельзя изобразить красками, то нельзя изобразить и словами. А если нельзя Его изобразить словами, то пусть оставят Библию и больше ее не вспоминают.

Библия это словесная икона. Пусть попробуют что-нибудь возразить на это. Попробуйте поспорить на тему: Евангелие словесная икона Христа.

Бога нельзя изображать, Он не изобразим, потому что не воплощался. Бог есть Дух. Духовное существо не имеет лица, что изображать? Но это было в Ветхом Завете. А в Новом Завете Бог воплотился в образе человека, в виде Христа, люди Его видели, узнавали, у Него были определенные черты лица.

Можно изобразить Иисуса Христа, нарисовать Его портрет? В том-то и дело, что Бог воплотился, Слово стало плотью. Значит, Его можно изобразить красками, а кто говорит нельзя, значит, тот не верит, что Бог воплотился. Именно протестанты не верят и не признают этот факт. Они борются с иконами, потому что в глубинах своего мировоззрения не понимают и не принимают иконопочитание именно потому, что воспринимают Иисуса Христа не как воплощенного Бога, а просто как замечательного человека, величайшего пророка, архангела Михаила, который воплотился, по словам Свидетелей Иеговы. Как Бога они Его не воспринимают, поэтому и иконы не приемлют. Это свидетельство того, что Слово стало плотью и обитало с нами.

Почему не сказуем? Он с пророками говорил, и даже принимал образ огненного вихря. Он не сказуем, Его словами описать нельзя. Пророк может повторить Его слова, но Образ его не сказуем.

Если Вы спрашиваете про Ветхозаветную икону, то можно поговорить об этом. Ветхозаветная Троица это изображение Рублева. Есть три изображенных Ангела. Это канонично и правильно. Это хорошо, и так можно изображать Святую Троицу.

Новозаветная Троица, когда изображается Бог Отец в виде Старца, сидящего на Престоле, Бог Сын Иисус Христос обычно изображается с крестом, и Дух Святой в виде голубя. Это новозаветная Троица, но она неканонична. И тем протестантам, которые упрекают нас за изображение Бога, что мы на Новозаветной иконе изображаем Отца, но не имеем права, нужно сказать, почему мы это делаем. Потому что Бог стал человеком, Слово воплотилось, воплотился Сын Божий. Сына можно изображать, но не Бога Отца. Духа Святого можно, потому что Он являлся в виде голубя. Мы и голубя изображаем, это символически показывает образ Святого Духа. Бога Отца мы изображать не можем, поэтому новозаветная Святая Троица считается неканонической, но, тем не менее, имеет место быть, и в Храме Христа Спасителя существует такая роспись.

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.