Последняя российская императрица Александра Федоровна была женщиной скромной, религиозной и малообщительной. Сегодня о ней вспоминают в основном лишь, как о супруге императора, не справившегося с управление страной.
Императрица, которую не любили
Судьба у Александры Федоровны была очень нелегкой. Императрицу не любили ни родные Николая II, ни подданные. Болезненная царица редко устраивала балы и приемы и жизнь при ней в Петербурге стала очень скучной. Александру Федоровну обвиняли в излишнем влиянии на императора, считали надменной, необщительной и слишком строгой к приближенным.
Ольга Александровна, младшая сестра Николая II, писала о царице:
Из всех нас, Романовых, Аликс наиболее часто была объектом клеветы. С навешанными на нее ярлыками она так и вошла в историю. Я уже не в состоянии читать всю ложь и все гнусные измышления, которые написаны про нее.
Таланты Александры Федоровны
Между тем Александра Федоровна, которую так не любили в России, обладала просто огромным количеством талантов, на которые не обращали внимания ее современники. Последняя российская императрица, к примеру, с успехом закончила Гейдельбергский университет, став бакалавром философии. Александра Федоровна отлично знала математику, историю, географию.
Также супруга последнего российского императора очень хорошо ездила на лошадях, увлекалась фотографией, неплохо рисовала и отлично вышивала. Одним из любимых занятий Александры Федоровны было плетение кружев. Даже в ссылке, в Екатеринбурге, если судить по дневникам царицы, она не оставляла этого творческого занятия.
Игра на фортепиано и пение
Заметнее всего же таланты супруги Николая II проявлялись в музыке. По воспоминаниям современников, Александра Федоровна отлично музицировала и превосходно пела. Будучи еще совсем юной, Аликс обучалась игре на фортепиано у директора оперы Дармштадта. Под руководством этого маэстро гессенская принцесса виртуозно исполняла музыкальные произведения Вагнера и Шуберта.
Любовь к этим композиторам Александра Федоровна в последующем сохранила на всю свою жизнь. Замужество и рождение детей несколько отвлекли императрицу от музыки, пения и фортепиано. Однако известно, что после 1905 г, когда подросли великие княжны, Александра Федоровна вновь начала брать уроки музицирования.
Обучение императрицы
По приглашению императрицы в Александровский дворец, где проживала царская семья, в Царское Село приезжали профессиональные музыкальные педагоги. Каждую неделю в императорскую резиденцию, к примеру, приглашался Рудольф Кюндингер, композитор и пианист. С ним Александра Федоровна исполняла партии в четыре руки на пианино.
Но основным педагогом императрицы в этот период была Наталья Ирецкая, бывшая воспитанница Смольного института и учитель пения. Музыкой Александра Федоровна вновь начала заниматься прежде всего потому, что хотела научиться красиво петь дуэтом с подросшими дочерями.
Восхитительное пение
На пианино Александра Федоровна, по воспоминаниям современников, играла просто виртуозно. Пение же императрицы, по общему признанию, было обворожительным. Любимая подруга Александры Федоровны, проводившая огромное количество времени с царской семьей Анна Вырубова, писала в своих воспоминаниях о том, что у императрицы было «чудесное контральто». То есть Александра Федоровна обладала очень редким и красивым певческим голосом. Согласно статистике, такой голос встречается лишь у нескольких женщин на тысячу.
Что такое контральто
Собственно контральто называют самый низкий женский голос, грудной, отличающийся большой насыщенностью, с некоторой хрипотцой. Таким голосом в наше время обладают, к примеру, Надежда Бабкина, Шер, Вера Брежнева, Диана Анкудинова и т. д. Поскольку контральто в природе встречается редко, в музыкальной среде он очень ценится, причем как в опере, так и на эстраде.
Как могла говорить Александра Федоровна в обычной жизни
Женщины с контральто чаще всего и в обычной жизни говорят довольно-таки низким, густым голосом с небольшой хрипотцой. Видимо, именно так и говорила когда-то последняя российская императрица Александра Федоровна.
Известно, что существует тип очень низкого голоса, формирующегося не в подростковом возрасте, а в детстве. В обычной жизни такие голоса у девочек звучат очень грубо, почти, как у мальчиков, что может даже вызывать насмешки сверстников. Позднее голос делается нежнее, но мужской тембр в нем сохраняется.
Такой очень низкий женский голос также называется контральто. Однако вряд ли Александра Федоровна обладала именно таким типом. Такое низкое контральто очень явственно проявляет себя в обычной жизни. И, если у императрицы был бы настолько грубый голос, это наверняка заметили и отметили бы современники. Поэтому, по всей видимости, у Александры Федоровны было более высокое «обычное» контральто.