Найти в Дзене
Пифия

Платон - Критон / Аннотация к обсуждению

Диалог “Критон” продолжает историю завершения жизненного пути Сократа, наряду с рядом иных текстов Платона: “Апологией”, о которой мы писали в прошлый раз, “Евтифроном”, “Меноном” и “Федоном”. Собеседником философа является его ученик Критон - богатый и практичный человек. Контраст и различие собеседников - ведь сам Сократ известен своей непрактичностью и слабой заинтересованностью в домашних делах, отчего имел частые семейные ссоры с женой Ксантиппой - оборачиваются и их тождеством: Сократ и Критон люди примерно одного возраста. Через подобные художественные мелочи и образы Платон намекает на теоретическое содержание и метод, которые развертываются в последующем тексте. Диалог поистине драматичен: в нем просвечивает необходимость именно подобной судьбы великого грека. Действие происходит рано утром - после того, как Сократу приснился сон о величественной женщине в белых одеждах, которая предвещает философу его исход: через три дня Сократ примет смерть, но вместе с ней обретет и бессме

Диалог “Критон” продолжает историю завершения жизненного пути Сократа, наряду с рядом иных текстов Платона: “Апологией”, о которой мы писали в прошлый раз, “Евтифроном”, “Меноном” и “Федоном”. Собеседником философа является его ученик Критон - богатый и практичный человек. Контраст и различие собеседников - ведь сам Сократ известен своей непрактичностью и слабой заинтересованностью в домашних делах, отчего имел частые семейные ссоры с женой Ксантиппой - оборачиваются и их тождеством: Сократ и Критон люди примерно одного возраста. Через подобные художественные мелочи и образы Платон намекает на теоретическое содержание и метод, которые развертываются в последующем тексте.

Диалог поистине драматичен: в нем просвечивает необходимость именно подобной судьбы великого грека. Действие происходит рано утром - после того, как Сократу приснился сон о величественной женщине в белых одеждах, которая предвещает философу его исход: через три дня Сократ примет смерть, но вместе с ней обретет и бессмертие. Необходимость смерти философа обнаруживается как благо, иначе Сократ бежал бы и спас свою жизнь, как ему и предлагал его оппонент в диалоге. Казалось бы, это парадокс: казнь мудрейшего, по словам Пифии, человека - человека, который потратил свою жизнь на пробуждение мысли современников, является благом. Но Сократ не делает ничего беспричинно - не обдумав, не поговорив со своим Даймоном. В чем же именно Благо? Добродетельным ли поступком является по сути самоубийство Сократа?

P.S. Но и любая смерть необходима. Значит, наша смертность - не наша беда, но наше благо?