Найти тему

Сетевой этикет. Как этично проявлять себя в интернете?

Картинка из открытого источника в интернете.
Картинка из открытого источника в интернете.

Всем знакомо слово "этикет". Как известно, этикет - это, если коротко, это свод правили норм поведения в обществе. Для чего он нужен, думаю, многим объяснять не нужно.

Взаимодействие и общение между людьми широко распространилось и в сети. Но если посмотреть, как люди общаются между собой, то можно подумать, что интернет-пространство - это что-то иное, нежели оффлайн-пространство. Почему-то люди нередко, будто бы разделяют эти понятия по принципу того, что общаясь в реале, лицом к лицу, люди ещё соблюдают правила и нормы приличия, но в интернете многие психологические барьеры спадают, поэтому люди там часто общаются, позволяя не соблюдать никаких правил общения.

На самом деле, сетевой этикет тоже существует, и правила в нём действуют такие же, как и в открытых общественных местах, только они ещё дополняются тем, что общение через интернет - это многогранный процесс, который имеет много особенностей и в них тоже есть свои правила. (Например, есть правила общения в чатах, хранения и распространения информации, правила публикаций и мн. др.)

Эти правила касаются всех, и тех, кто создаёт контент (блогеры, авторы каналов, администраторы сообществ), и тех, кто им пишет, комментирует. Это касается и владельцев личных страниц в соцсетях, и тех, кто использует интернет в работе. Всем важно следить за тем, что писать, как писать, что этим хочется сказать, какая преследуется цель, не заденет ли это чьих-то чувств, безопасна или достоверна ли информация, передаваемая автором и пр.

На любой интернет-площадке есть свои правила, что можно, а чего нельзя делать. Админы сообществ или авторы-блогеры часто тоже устанавливают свои правила для своих подписчиков.

Но есть и общие правила, которые основаны на этикете несетевом. Сетевой этикет называют ещё словом "нетикет" или "сетикет". Но, как его не назови, смысл от этого не меняется.

В открытых источниках интернета наиболее часто встречаются следующие правила:

1. Правила поведения в сети такие же, как и в реальной жизни. Относитесь уважительно к людям.

Думаю, не нужно объяснять, как нужно вести себя в реальной жизни в обществе. Все негласно и так понимают, что среди других людей в общественных местах нужно вести себя прилично и вежливо. Что если нужно заговорить с незнакомым человеком, нужно обращаться, к нему на "вы", говорить спокойным тоном, не использовать нецензурные выражения. Однажды в одном известном ресторане фаст-фуда девушка с подносом, чтобы я не мешала ей пройти, сказала мне сразу: "Эй, ты! Чего встала тут, как баран!" Видимо, эта девушка не знала правил приличия в общественном месте. Но в реальности это кажется дикостью, т.к. случается редко. Но в сети это встречается слишком часто. Люди не знают, что это не норма. В интернете правила общения такие же, как и в реальной жизни, потому что там такие же люди, как в реальности.

2. Публикуйте проверенную информацию и доказанные факты.

Это правило, прежде всего, для блогеров-экспертов. Бывает, конечно, что факты могут быть спорные, особенно если это научные факты, и нет среди учёных единого мнения по поводу какого-то явления, или есть разные гипотезы каких-то очень давних событий. В таких случаях, надо ссылаться на конкретные источники или на конкретную гипотезу, оговорив, что есть по этому поводу и другие мнения.

Бывает, что и сами источники публикуют недостоверные факты, выдавая их за достоверные. Здесь нужно обладать высоким уровнем эрудиции и критического мышления, чтобы отличить правду от фальши. А если и сам автор придерживается того же мнения, что и те, кто искажает факты, то это остается на совести такого автора.

Так же нужно относиться и к новостям или фактам из биографии ныне живущих знаменитостей. Информация о мире и о людях стремительно меняется, поэтому нужно просто успевать за всеми изменениями, не публиковать устаревшую информацию.

3. Думайте о своих собеседниках, когда вы им что-то пишете.

Многие люди, когда им указывают на некорректные высказывания, обычно отвечают так, что "интернет - это открытое пространство, будьте готовы, что вам напишут, что угодно". Но писать "что угодно" не значит, что можно писать грубо, переходить на личности, оскорблять другого человека. Следить за тоном и за языком нужно и в интернете. Известно, что в сообществах среди комментаторов встречаются также провокаторы, боты, которые намеренно пытаются сеять скандалы, отрицательно воздействуют на эмоциональное состояние других собеседников, но если это не боты, а нормальные люди, то им следует придерживаться общих правил общения с другими людьми.

4. Проявляйте себя с лучшей стороны.

Если вы не согласны с мнением автора, выскажите своё мнение корректно, деликатно, покажите себя с лучшей своей стороны, не в том смысле, что "я умный, а автор дурак", а покажите, что несмотря на разногласия, вы уважаете личность автора, вы не ставите цели задеть его чувства, вы выражаете свои лучшие намерения, чтобы сообщить собеседнику своё мнение.

То же касается и критики. Критика должна быть конструктивной. Например, когда автор выкладывает свою работу по рукоделию, критика будет конструктивной, если указать на конкретные ошибки в работе или в оформлении, чтобы работа выглядела лучше и пожелать удачи на будущее.

Недопустимая критика будет, если сказать, что работа ужасна, автор зря потратил своё время, автор не уважает себя и не ценит свой труд. Такая критика слишком резкая, задевает чувства человека и нет конкретики, что именно сделано не так. Может, дело не во всей работе, а только в деталях. Именно на них и надо указать, не критикуя самого автора и не давая оценки его трудовым качествам в целом.

5. Читайте, прежде чем спросить.

Речь идёт о комментаторах, которые не дочитываю до конца содержание поста и начинают писать свои вопросы, в то время как ответы на них могут содержаться и в самом посте. Или когда комментаторы пишут в сотый раз один и тот же вопрос, когда можно посмотреть другие комментарии. Просто не всем хочется читать сотни комментариев, хотя именно в них может содержаться исчерпывающий ответ.

6. Соблюдайте орфографию и пунктуацию.

Перед отправкой необходимо проверять свои тексты на наличие ошибок, опечаток, автозамен. Да, стопроцентной грамотностью не все могут похвастаться, но нужно сделать текст максимально читаемым. Многим людям ошибки бросаются в глаза, люди часто на них указывают, поэтому перед отправкой текста или комментария, необходимо его отредактировать.

Но в некоторых источниках про сетевой этикет отдельным пунктом выделяется то, что нужно прощать авторам или комментаторам мелкие ошибки, поскольку не все обладают суперграмотностью, поэтому если малочисленные ошибки всё же есть, то об этом лучше или промолчать, или деликатно подметить, и лучше всего в личном сообщении, если есть такая, возможность у площадки. Но всё же авторы своих постов или комментаторы должны сделать всё максимально зависящее от них, чтобы тексты выглядели законченными, проработанными, понятными. В спешке в печатном тексте легко допустить опечатки, не заметить какие-то ошибки, пропустить знаки препинания, а с телефона вообще может проскочить автозамена, поэтому текст проверять перед отправкой необходимо.

8. Нужно уважать время и возможности других людей.

Если вы отправляете кому-то сообщение или письмо, не ждите, что вам сразу же на него ответят. У кого-то может быть медленный интернет, у кого-то он и вовсе в этот конкретный день может быть отключен, у кого-то может быть другой часовой пояс, да и вообще, разные могут случиться обстоятельства, из-за которых быстрый отвер может стать невозможным.

Также надо учитывать содержание того, что вы отправляете, особенно если это деловые письма или какая-то учебная работа. Не присылайте такие файлы слишком поздно, чтобы адресат успел ознакомиться с материалом, поверить его и принять нужное решение.

Помните об адресатах. Если нужно сделать массовую рассылку, не забудьте исключить тех, кто не входит в список адресатов конкретной рассылки.

9. Не злоупотребляйте своими полномочиями и техническими возможностями.

Если человек занимает должность, где он имеет доступ к личным данным других сотрудников, например, сведения о зарплате или личные переписки, да и вообще какую-либо персональную информацию, то он не в праве использовать её в личных целях и для разглашения.

10. Не вступайте в словесные войны.

Если между участниками форума или чата завязалась словесная перепалка, лучше не вступать в неё. Часто это возникает на основе агрессивной критики, нападок одних участников на других, часто это сопровождается оскорблениями и незензурной лексикой. Это грубое нарушение этических норм, особенно если у чата или сообщества есть установленные создателями правила.

11. Соблюдайте правила конкретного сообщества.

Если админы установили какие-либо правила в своём сообществе, значит они хотят, чтобы все участники соблюдали установленный порядок. Правила эти пишутся для всех участников, все равны перед ними. Следует к ним относиться с пониманием и уважением. Чтобы потом не возникло проблем с нарушениями этих правил, нужно ознакомиться с ними сразу, с момента вступления в сообщество.

12. Не допускается дискриминация.

Если человек отличается от вас по какому-либо признаку, не допускаются какие-либо ограничения лишь по этим отличительным признакам. Ограничения, бан или исключение из сообщества возможны, только если человек грубо нарушает правила сообщества, по другим причинам делать это не следует.

Конечно, пунктов может быть и больше, т.к. на различных сайтах своя классификация. Но многие правила из разных источников имеют много совпадений, потому что все они об одном и том же. В интернете можно ознакомиться и более подробно с сетевым этикетом в каждой конкретной ситуации. Например, на работе, при ведении блога, при комментировании или общении в чатах и группах, при личных и деловых переписках, при проведении видеоконференций, при общении в сети несовершеннолетних.

Но какие бы ни были ситуации в интернет-общении, следует помнить, что мы все в ответе за то, что мы делаем, что пишем, что и кому пересылаем, поэтому соблюдение понятных и негласных правил - это путь к взаимоуважению, это демонстрация лучших своих качеств, это обеспечение безопасности для других пользователей, это путь к нормальному общению. Интернет помнит всё, нужно всегда помнить о последствиях своих слов и действий, поэтому не стоит пренебрегать этическими нормами и в интернете.