Найти в Дзене
Азвука - теория звука.

Как звучат колонки за 300к? Измерения реальной системы.

У меня есть проблема. Есть тема, в которой я сильно не дорабатываю в медийном плане. Дело в том, что мне очень симпатизирует тема вытаскивания максимальных результатов из минимальных исходных данных. Проще говоря, как из дешевых компонентов получить хороший звук. Если совсем грубо - то как из говна сделать конфетку. Казалось бы, а в чем проблема то? Тема может и не плохая, но у части аудитории складывается мнение, что я нормальной акустики не видел, хорошего звука не слышал, вожусь себе со всяким хламом, живу зашоренный в своем маленьком ограниченном мирке. Проблема в том, что это не так:) Я слышал сотни систем, десятки систем суммарной стоимостью более миллиона рублей, я знаю как звучит хороший и дорогой звук. И я знаю, какое количество проблем бывает в дорогих и именитых системах. У меня были на прослушке и измерениях самые топовые компоненты, я знаю чем они отличаются от бюджетных версий. И знаю, что гармоничная, но не красивая и не именитая система тысяч за 100 может звучать на п

У меня есть проблема. Есть тема, в которой я сильно не дорабатываю в медийном плане. Дело в том, что мне очень симпатизирует тема вытаскивания максимальных результатов из минимальных исходных данных. Проще говоря, как из дешевых компонентов получить хороший звук. Если совсем грубо - то как из говна сделать конфетку.

Казалось бы, а в чем проблема то?

Тема может и не плохая, но у части аудитории складывается мнение, что я нормальной акустики не видел, хорошего звука не слышал, вожусь себе со всяким хламом, живу зашоренный в своем маленьком ограниченном мирке.

Проблема в том, что это не так:) Я слышал сотни систем, десятки систем суммарной стоимостью более миллиона рублей, я знаю как звучит хороший и дорогой звук. И я знаю, какое количество проблем бывает в дорогих и именитых системах. У меня были на прослушке и измерениях самые топовые компоненты, я знаю чем они отличаются от бюджетных версий. И знаю, что гармоничная, но не красивая и не именитая система тысяч за 100 может звучать на порядки интересней пафосной системы за лям.

Измерения все расставляют по своим местам, позволяют находить явные проблемы, позволяют намечать объективные варианты улучшения. А слуховые впечатления всегда соответствуют результатам измерений.

Проблема в том, что о результатах моих походов владельцы систем обычно просят не распространяться))) Но, нашелся герой, который не против публикации результатов нашей встречи.

История получилась следующая.

Вот такую систему удалось послушать и измерить
Вот такую систему удалось послушать и измерить

Прихожу я в гости к увлеченному аудиолюбителю. Спецаильно выделенная комната под звук, дорогие стильные колоночки на двух 5ти дюймовых вуферах, собранных по МТМ схеме (с пищалкой между НЧ/СЧ динамиков).

-2

Комната с акустической обработкой - панели, рассеиватели, вполне адекватное время затухания (порядка 300мс). Если не обращать внимание на подставки под провода и толстенный провод питания - владелец кажется абсолютно вменяемым человеком, который все сделал правильно)

-3

Начинаем слушать. Джаз, легкая инструментальная, тембрально не плотная музыка, не знакомая для меня. Звучит определенно хорошо, сразу видно, что техника достойная, но вроде и вопросы к звуку есть. Пространство как-то странно вырисовывается, звук немного прилипает к колонкам, не формируя единого звукового пространства (ну, вот, заговорил как аудиофил))). На некоторых нотах очень явно выделяется контрабас, причем это очень глубокий и низкий звук - удивительно низкий для динамиков такой размерности. Который при этом не напрягает, не гудит, но очень впечатляет своей глубиной и мощью. Но, музыка для меня не известная, поэтому включаю знакомую композицию.

-4

Сразу со вступления есть вопросы по стерео и образам - звучит не так объемно и точно, как могло бы звучать. Голос Фреди задвинут куда-то далеко, звучит тускло, блёкло, не интересно. Бас, удививший на контрабасе не впечатляет на этой композиции. Что происходит?! Понимаю, что нужно идти за микрофоном:)

Оказалось, что акустика за 300+т.р. и подготовленная комната дают неравномерность лишь около 20дБ:

АЧХ системы с точки прослушивания, левый и правый канал. Как обычно, показывавю диапазон 30дБ
АЧХ системы с точки прослушивания, левый и правый канал. Как обычно, показывавю диапазон 30дБ

Резкий пик на 36Гц - очевидно ноты именно с этой частотой впечатлили меня на контрабасе. Диапазон 50-150 не приподнят, оттого нет впечатления мощного звука на квинах. Завал высоких, так называемый "темный" звук - не привычен для меня, оттого мне не хватило яркости и точности звука.

Опять вся загадочность высококлассного звука разбивается об график АЧХ)))

Смотрим дальше - по комнате все далеко не плохо. Целевое время в комнате такого размера - 0,2с. Фактическое не доходит до 0,3. Это очень не плохо, явно видно, что акустикой помещения занимались!

-6

Чтобы убрать еще 0,1с нужно добавлять как минимум столько же элементов, сколько там уже есть:)

Определенно есть вопросы к силе и количеству первых отражений. Вероятно, из-за этого стерео-картинка размыта, нет четкого образа, не формируется единое звуковое пространство, не привязанное к колонкам.

-7

Самая большая проблема комнаты - моды, которые здесь выражены очень сильно.

-8

Если хочется получить более ровный, точный и читаемый бас - с ними нужно бороться. Резонаторные конструкции, настроенные на конкретные частоты могли бы немного скрасить ситуацию.

Также, была обнаружена проблема с фазой левой и правой колонки. Выражается это в том, что сумма левого и правого сигнала на 50Гц не громче каждого из каналов по отдельности:

Внимание на 50Гц
Внимание на 50Гц

Кстати, эта троица (L, R, L+R) - это самые базовые измерения, сделав которые, можно узнать действительно много нового и интересного о своей АС. Подробней об этом я рассказываю на своих обучалках по домашним измерениям. Если вас интересует возможность самостоятельно продиагностировать свою АС по моим инструкциям - читайте до конца)

Смотрим фазы измерений отдельных каналов: все так и есть, на этой частоте появляется разница в фазе 120градусов.

График фазы. 120 градусов между каналами - сигналы еще не в противофазе, но уже и не полноценно дополняют друг друга.
График фазы. 120 градусов между каналами - сигналы еще не в противофазе, но уже и не полноценно дополняют друг друга.

Как думаете, это помещение или разница между левой и правой колонкой?

Чтобы выяснить это раз и на всегда, поменяли колонки местами и сняли по очереди две колонки из одного и того же места.

Фаза разных колонок из одного и того же места в комнате. На проблемной частоте совпадение идеальное
Фаза разных колонок из одного и того же места в комнате. На проблемной частоте совпадение идеальное

Вывод очевиден - колонки одинаковые, виновата комната.

Что делать с горбом на НЧ? Я бы явно с ним что-то делал, слушать так бы не стал. Как вариант - заткнуть порт. В комплекте к колонкам идут заводские поролоновые заглушки. Попробовали - перебор.

АЧХ с точки прослушивания. Порт ФИ затыкается штатной поролоновой заглушкой.
АЧХ с точки прослушивания. Порт ФИ затыкается штатной поролоновой заглушкой.

Проблема решена на корню! Нет баса - нет проблем)))

Нашли более прозрачную губку, которая легче продувается, но все равно создает сопротивление движению воздуха.

-13

Пробуем, получаем такой результат:

АЧХ с применением более прозрачной затычки
АЧХ с применением более прозрачной затычки

Я бы послушал так. Причем не одну-две композиции, а прям пожил бы с такой системой, чтобы привыкнуть к системе с более ровным басом. Посмотрим, что скажет владелец, как оценит такое состояние системы.

Что в итоге?

Колонки звучат откровенно хорошо. Реально хорошо, в системах на порядок дороже находил гораздо больше проблем и субъективно и по графикам! Учитывая качество сборки, именитость бренда, объективные характеристики - очень достойная система) Кстати измерили искажения, на сколько хватило возможностей пробиться через шумовую полку - искажений так и не увидели. Максимум - 2% на 20Гц - удивительно низко для 5 дюймовых малышей! А на всем остальном диапазоне они явно ниже 0,5%, это хороший результат. Играют очень чисто!

Коричневый график - уровень шума при измерении. Искажения не превышают этот самый уровень шума, а он на этом измерении весьма не высокий.
Коричневый график - уровень шума при измерении. Искажения не превышают этот самый уровень шума, а он на этом измерении весьма не высокий.

Завал АЧХ к высоким - насколько я понял, это задумка фирмы. Решили выделиться таким образом, ничего против не имею)

Как всегда система не идеальна, удалось выявить несколько проблем, если устранить которые, звук может выйти на новый уровень. Проблемы в основном связаны с комнатой - верчение фазы на частоте 50Гц, сильное влияние стоячих волн, значительные ранние отражения.

Намеренно ничего не говорю про усилители, источники, провода - если эти компоненты просто нормального уровня, то проблем они и не вызывают, принципиального влияния не оказывают (да будет срач!). Но, кстати по электронной части было найдено прямо-таки загадочное явление!

Вот степ-респонс колонки, запитанной от усилителя фоси-аудио:

-16

Вот степ от усилителя из сетапа:

-17

Вот они наложенные друг на друга.

-18

Как так?!?

При подключении колонки двумя (двумя!!) проводниками полярность пищалки сохранилась, полярность на НЧ инвертирована. Кто-то вертит фазу? Очевидно, да:

Фаза одной и той же колонки с точки прослушивания при разных источнике и усилителе.
Фаза одной и той же колонки с точки прослушивания при разных источнике и усилителе.

Как это влияет на звук? Вопрос открытый:)

Кстати, мы еще не проверили вертикальную внеосевую направленность акустики, при таком расположении динамиков могут быть нюансы)

Хотите так же продиагностировать свою систему? Реальный способ сэкономить много денег и действительно улучшить звук, меняя только проблемные компоненты системы, а не перебирая всё подряд на угад) Больше информации о моих обучалках здесь: https://t.me/+7w9FaAoUOaQzOGMy

Ближайшее мероприятие - 30го августа. Подключайтесь!