У меня есть проблема. Есть тема, в которой я сильно не дорабатываю в медийном плане. Дело в том, что мне очень симпатизирует тема вытаскивания максимальных результатов из минимальных исходных данных. Проще говоря, как из дешевых компонентов получить хороший звук. Если совсем грубо - то как из говна сделать конфетку.
Казалось бы, а в чем проблема то?
Тема может и не плохая, но у части аудитории складывается мнение, что я нормальной акустики не видел, хорошего звука не слышал, вожусь себе со всяким хламом, живу зашоренный в своем маленьком ограниченном мирке.
Проблема в том, что это не так:) Я слышал сотни систем, десятки систем суммарной стоимостью более миллиона рублей, я знаю как звучит хороший и дорогой звук. И я знаю, какое количество проблем бывает в дорогих и именитых системах. У меня были на прослушке и измерениях самые топовые компоненты, я знаю чем они отличаются от бюджетных версий. И знаю, что гармоничная, но не красивая и не именитая система тысяч за 100 может звучать на порядки интересней пафосной системы за лям.
Измерения все расставляют по своим местам, позволяют находить явные проблемы, позволяют намечать объективные варианты улучшения. А слуховые впечатления всегда соответствуют результатам измерений.
Проблема в том, что о результатах моих походов владельцы систем обычно просят не распространяться))) Но, нашелся герой, который не против публикации результатов нашей встречи.
История получилась следующая.
Прихожу я в гости к увлеченному аудиолюбителю. Спецаильно выделенная комната под звук, дорогие стильные колоночки на двух 5ти дюймовых вуферах, собранных по МТМ схеме (с пищалкой между НЧ/СЧ динамиков).
Комната с акустической обработкой - панели, рассеиватели, вполне адекватное время затухания (порядка 300мс). Если не обращать внимание на подставки под провода и толстенный провод питания - владелец кажется абсолютно вменяемым человеком, который все сделал правильно)
Начинаем слушать. Джаз, легкая инструментальная, тембрально не плотная музыка, не знакомая для меня. Звучит определенно хорошо, сразу видно, что техника достойная, но вроде и вопросы к звуку есть. Пространство как-то странно вырисовывается, звук немного прилипает к колонкам, не формируя единого звукового пространства (ну, вот, заговорил как аудиофил))). На некоторых нотах очень явно выделяется контрабас, причем это очень глубокий и низкий звук - удивительно низкий для динамиков такой размерности. Который при этом не напрягает, не гудит, но очень впечатляет своей глубиной и мощью. Но, музыка для меня не известная, поэтому включаю знакомую композицию.
Сразу со вступления есть вопросы по стерео и образам - звучит не так объемно и точно, как могло бы звучать. Голос Фреди задвинут куда-то далеко, звучит тускло, блёкло, не интересно. Бас, удививший на контрабасе не впечатляет на этой композиции. Что происходит?! Понимаю, что нужно идти за микрофоном:)
Оказалось, что акустика за 300+т.р. и подготовленная комната дают неравномерность лишь около 20дБ:
Резкий пик на 36Гц - очевидно ноты именно с этой частотой впечатлили меня на контрабасе. Диапазон 50-150 не приподнят, оттого нет впечатления мощного звука на квинах. Завал высоких, так называемый "темный" звук - не привычен для меня, оттого мне не хватило яркости и точности звука.
Опять вся загадочность высококлассного звука разбивается об график АЧХ)))
Смотрим дальше - по комнате все далеко не плохо. Целевое время в комнате такого размера - 0,2с. Фактическое не доходит до 0,3. Это очень не плохо, явно видно, что акустикой помещения занимались!
Чтобы убрать еще 0,1с нужно добавлять как минимум столько же элементов, сколько там уже есть:)
Определенно есть вопросы к силе и количеству первых отражений. Вероятно, из-за этого стерео-картинка размыта, нет четкого образа, не формируется единое звуковое пространство, не привязанное к колонкам.
Самая большая проблема комнаты - моды, которые здесь выражены очень сильно.
Если хочется получить более ровный, точный и читаемый бас - с ними нужно бороться. Резонаторные конструкции, настроенные на конкретные частоты могли бы немного скрасить ситуацию.
Также, была обнаружена проблема с фазой левой и правой колонки. Выражается это в том, что сумма левого и правого сигнала на 50Гц не громче каждого из каналов по отдельности:
Кстати, эта троица (L, R, L+R) - это самые базовые измерения, сделав которые, можно узнать действительно много нового и интересного о своей АС. Подробней об этом я рассказываю на своих обучалках по домашним измерениям. Если вас интересует возможность самостоятельно продиагностировать свою АС по моим инструкциям - читайте до конца)
Смотрим фазы измерений отдельных каналов: все так и есть, на этой частоте появляется разница в фазе 120градусов.
Как думаете, это помещение или разница между левой и правой колонкой?
Чтобы выяснить это раз и на всегда, поменяли колонки местами и сняли по очереди две колонки из одного и того же места.
Вывод очевиден - колонки одинаковые, виновата комната.
Что делать с горбом на НЧ? Я бы явно с ним что-то делал, слушать так бы не стал. Как вариант - заткнуть порт. В комплекте к колонкам идут заводские поролоновые заглушки. Попробовали - перебор.
Проблема решена на корню! Нет баса - нет проблем)))
Нашли более прозрачную губку, которая легче продувается, но все равно создает сопротивление движению воздуха.
Пробуем, получаем такой результат:
Я бы послушал так. Причем не одну-две композиции, а прям пожил бы с такой системой, чтобы привыкнуть к системе с более ровным басом. Посмотрим, что скажет владелец, как оценит такое состояние системы.
Что в итоге?
Колонки звучат откровенно хорошо. Реально хорошо, в системах на порядок дороже находил гораздо больше проблем и субъективно и по графикам! Учитывая качество сборки, именитость бренда, объективные характеристики - очень достойная система) Кстати измерили искажения, на сколько хватило возможностей пробиться через шумовую полку - искажений так и не увидели. Максимум - 2% на 20Гц - удивительно низко для 5 дюймовых малышей! А на всем остальном диапазоне они явно ниже 0,5%, это хороший результат. Играют очень чисто!
Завал АЧХ к высоким - насколько я понял, это задумка фирмы. Решили выделиться таким образом, ничего против не имею)
Как всегда система не идеальна, удалось выявить несколько проблем, если устранить которые, звук может выйти на новый уровень. Проблемы в основном связаны с комнатой - верчение фазы на частоте 50Гц, сильное влияние стоячих волн, значительные ранние отражения.
Намеренно ничего не говорю про усилители, источники, провода - если эти компоненты просто нормального уровня, то проблем они и не вызывают, принципиального влияния не оказывают (да будет срач!). Но, кстати по электронной части было найдено прямо-таки загадочное явление!
Вот степ-респонс колонки, запитанной от усилителя фоси-аудио:
Вот степ от усилителя из сетапа:
Вот они наложенные друг на друга.
Как так?!?
При подключении колонки двумя (двумя!!) проводниками полярность пищалки сохранилась, полярность на НЧ инвертирована. Кто-то вертит фазу? Очевидно, да:
Как это влияет на звук? Вопрос открытый:)
Кстати, мы еще не проверили вертикальную внеосевую направленность акустики, при таком расположении динамиков могут быть нюансы)
Хотите так же продиагностировать свою систему? Реальный способ сэкономить много денег и действительно улучшить звук, меняя только проблемные компоненты системы, а не перебирая всё подряд на угад) Больше информации о моих обучалках здесь: https://t.me/+7w9FaAoUOaQzOGMy
Ближайшее мероприятие - 30го августа. Подключайтесь!