«Флиппинг» — это практика покупки актива и его быстрой продажи на рынке с целью получения быстрой прибыли.
Практика флиппинга применима и к искусству. Примеры перепродажи произведений искусства можно найти на каждом уровне рынка: произведения искусства продаются на eBay или в крупных аукционных домах.
Перепродажа произведений искусства, несомненно, может принести прибыль. « Воин» Жана-Мишеля Баския вырос на 450% с 2005 по 2012 год. К моменту третьей продажи он стоил почти 9 миллионов долларов .
В 1993 году «Два этюда к автопортрету» Фрэнсиса Бэкона (1977) были проданы на аукционе Sotheby's за £353 500. В 2015 году стоимость картины выросла на 4000 процентов, и она была продана на аукционе за $22,4 млн .
Но резкие скачки цен не всегда к добру! Галереи обычно сторонятся коллекционеров, приобретающих произведения с целью флиппинга.
Почему художественное сообщество сторонится флиппинга в искусстве?
Инвесторы могут «перепродавать» что угодно — от домов, автомобилей и даже акций и криптовалют, получая прибыль, покупая их по более низкой цене и придерживая для продажи, когда они вырастут в цене.
Однако в мире искусства слово «Флиппинг» является ругательным.
Флиппинг — это когда работа приобретается в расчете на немедленную перепродажу по значительно более высокой цене. Если подобное происходит на вторичном рынке (где обращаются произведения искусства, хотя бы раз уже продававшиеся), внезапный скачок цен ставит художника перед угрозой их столь же внезапного обвала.
Это может пошатнуть его положение на художественном рынке и иметь серьезные последствия для его дальнейшей карьеры, особенно в том случае, если его имя начнет терять популярность.
В идеале задача галерей — предотвращать спекуляцию и устанавливать достойный доверия ценовой прейскурант на художественные произведения, регулируемый такой политикой ценообразования, при которой цены бы росли вслед за престижем художника. Уважающая себя галерея внимательно приглядывается к коллекционерам и работает только с теми из них, кого нельзя заподозрить в флиппинге.
Плюсом для потенциального покупателя будет стремление к созданию собственной коллекции, поэтому галереи нередко проявляют интерес относительно того, с кем еще коллекционер сотрудничает и каков состав его собрания.