Найти тему
Исторические мелочи

О портрете «неизвестного немецкого князя» из шведского музея

В коллекции Национального музея Швеции в Стокгольме хранится миниатюрный мужской портрет, аннотированный в музейных описях как изображение «неизвестного немецкого князя». Не знаю, по какой причине, но на музейном сайте портрет выложен в черно-белом варианте

Погрудный портрет, к тому же представленный черно-белым снимком невысокого качества (и, похоже, искажающим пропорции миниатюры), дает, конечно, мало информации, но все же, как кажется, достаточно, чтобы попробовать идентифицировать личность персонажа.

В качестве первой «приметы» в процессе опознания задействуем орденскую звезду на левой стороне груди портретируемого. В ее центральном медальоне изображен черный одноглавый орел. Вкупе с лентой, надетой через левое плечо, это дает нам орден Черного орла – высшую награду Королевства Пруссия. В этом контексте белый крест на шее персонажа, имеющий в центре также силуэт, похожий на орла, однозначно прочитывается как прусский же орден Красного орла, следующая по старшинству награда после предыдущей.

Итак, наш князь награжден двумя высшими отличиями Пруссии, с которыми и позирует на портрете. Обе эти награды имелись у монархов многих, в том числе и не германских государств. Например, ордена Черного орла и Красного орла были, помимо прочих, у российского императора Александра I. Но в подавляющем большинстве случаев эти государи были бы запечатлены на портрете и с орденами своего государства, а не только прусскими. Изображенный на портрете персонаж действительно, скорее всего, имеет отношение к Германии, в том значении, которое вкладывалось в это понятие в первой половине XIX в., когда и создан портрет – не страны, а «географической области», совокупности целого ряда государств. И при этом явно правил государством, относившимся к зоне влияния Пруссии.

Теперь переходим к мундиру. На плечах персонажа эполеты с толстой витой бахромой, долженствующей указывать на наличие у него генеральского статуса. На воротнике портретируемого видно шитье, очень напоминающее русское генеральское шитье с дубовыми листьями. Но при этом, как мы предположили, персонаж не является русским, то есть запечатлен не в русском мундире. Из германских государств похожее шитье было у прусских генералов, однако при полной форме (при которой это шитье носилось) им не полагались эполеты, вместо которых использовались плетеные погоны. Из других германских государств шитье, очень похожее на русское генеральское, существовало в Великом герцогстве Мекленбург-Шверин.

Вооружившись этим знанием, я отправился просматривать перечень правителей Мекленбург-Шверина на предмет наличия среди них в первой половине XIX в. похожих на нашего персонажа.

И с некоторой осторожностью, но все же выскажу предположение, что на миниатюрном портрете из шведского музея изображен герцог (затем, с 1815 г. – Великий герцог) Мекленбург-Шверина Фридрих Франц I. Примечательно, что на посвященной этому правителю русскоязычной странице Википедии наличие у него обеих интересующих нас прусских наград – орденов Черного орла и Красного орла – не отмечено. Однако оно зафиксировано на явно более надежной в данном случае немецкоязычной странице, а главное – знаки обоих этих орденов прекрасно видны на достоверных портретах Великого герцога.

Достоверные портреты Великого герцога Мекленбург-Шверина Фридриха Франца I

Р. Зурландт «Портрет Фридриха Франца I», 1817 г.
Р. Зурландт «Портрет Фридриха Франца I», 1817 г.
Неизвестный художник «Великий герцог Мекленбург-Шверина Фридрих Франц I»
Неизвестный художник «Великий герцог Мекленбург-Шверина Фридрих Франц I»
Неизвестный художник «Великий герцог Мекленбург-Шверина Фридрих Франц I»
Неизвестный художник «Великий герцог Мекленбург-Шверина Фридрих Франц I»
Неизвестный художник «Великий герцог Мекленбург-Шверина Фридрих Франц I»
Неизвестный художник «Великий герцог Мекленбург-Шверина Фридрих Франц I»

Но есть и один смущающий меня момент. И на русском и на мекленбургском генеральском мундирах рисунок шитья на воротнике представляет дубовую ветку направленной от переднего края воротника. На рассматриваемом же портрете из стокгольмского музея эта ветка, как будто, выглядит направленной к переднему краю воротника. Ошибка художника? Не факт. И до объяснения этого нюанса атрибуцию портрета, безусловно, нельзя считать окончательной.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.