Дисклеймер: будет негативная оценка фильма и спойлеры. Всем фанатам этого кино рекомендую пройти мимо.
“Как Витька Чеснок вез Лёху Штыря в дом инвалидов”
Правда, название фильма отдает постсоветским пространством? От него так и хочется протереть пыль на “стенке”, которая стояла в каждой квартире, затем лечь на скрипящий диван-раскладушку лицом к стене, на которой непременно висит узорчатый ковёр. И заснуть крепким постсоветским сном.
Что о фильме пишет Кинопоиск.ру?
Бывший детдомовец узнает про отца и шанс на наследство. Циничный и вместе с тем трогательный роуд-муви
Ну, допустим.
В чем суть? Из описания и так понятно, но расскажу чуть более подробно.
Виктор Чесноков (Евгений Ткачук) — молодой парень, по чьим словам “12 лет оттрубивший от звонка до звонка в детском доме”. Человек с пожизненным девизом “Бей или беги”. Наверное, как и каждый ребенок, выросший в детском доме. Если не отобрал сам, значит отберут у тебя. Если не ударил, значит ударят тебя. И так далее по списку. Так вот, Виктор — женат, работает на заводе, сильно прикладывается к бутылке и уверенной поступью скатывается в мир алкоголизма и нищебродства. Жену он не любит, ребёнка — тоже, домой приходит под утро либо просто не приходит. Простите, но Витя — маргинал и яркий пример представителей отбросов общества. Внезапно в его жизни воскресает бесследно исчезнувший сбежавший отец (Алексей Серебряков). Он инвалид, не разговаривает, не может самостоятельно двигаться и есть. Чтобы получить в наследство квартиру, в которой проживает папа, Виктору нужно сдать его в дом инвалидов, чем он и начинается заниматься. Собрал документы — погрузил отца в машину — в добрый путь, поехали за 1000 км в Воронежскую область. Путь неблизкий, а это значит, что дорога должна быть непростой.
Друзья, Кинопоиск.ру говорит о том, что этот фильм — дебютная работа режиссера Александра Ханта, которую отметили наградами многие фестивали. Честно говоря, от всей души хочется попросить господина Ханта больше никогда и ничего не снимать. Потому что это невероятно плохое кино.
Драма, комедия
Уровень комедийности этого фильма стремительно несётся к нулевому значению. Юмор — зоновский (от слова “зона, тюрьма), плоский (от слова “плоскость”), сисечный (от слова “грудь” — голые сиськи, абсурд, сюрр, значит должно быть очень смешно). Туповатый местами.
Даже если это частично комедия, перед ней в описании стоит слово “драма”. То есть должно быть тяжело, печально и серьёзно.
Если вы снимаете кино про Россию, каковой, по словам режиссера, она предстает перед нами, то будьте так любезны снимать правдоподобно.
Вот пример.
В одном из эпизодов местная мафия планирует похоронить заживо отца Витьки Чеснока. Для этого выкапывается яма, главарь мафии (потрясающий, кстати, актёр Андрей Смирнов) вещает что-то напоследок, но тут прибегает Виктор (напомню, сын Лёхи Штыря) и кричит что-то на жалобном “не убивайте его, не убивайте его”. И вот здесь Главарь торжественно произносит “Сынок?!”, и все уходят. УХОДЯТ. А теперь представьте подобную ситуацию в реальной России того времени. Как бы всё закончилось? Думаю, прекрасно понятно, и объяснять не нужно.
СЫНОК?!
Ну камон. Прекратите сейчас же.
Что еще плохо?
Да в принципе всё. Отвратительная музыка (да простят меня фанаты “Грибов”, “Хаски” и прочих), отвратительные пустые диалоги, отвратительные герои.
Мы дома сошлись во мнении, что если бы этот фильм оказался студенческой работой, его можно было бы простить и допустить к существованию. Но это же не так. Не студент снимал. Фильм — сырой, персонажи не проработаны должным образом, глубины в картине нет никакой (а это, еще раз напомню, должно было быть драмой). Я люблю роуд-муви, но в нашей стране, к сожалению, достойно снимать этот жанр пока еще не научились. Но научатся, я уверена.
Как мог бы закончиться фильм, если бы снимал его, к примеру, Андрей Звягинцев (“Елена”, “Левиафан”, “Возращение”, “Нелюбовь и др.)?
- Кино закончилось бы на том эпизоде, в котором я писала о яме. Застрелили бы обоих, и отца, и сына, и возможно похоронили бы в одной могиле. Это был бы достойный, правдоподобный конец фильма об эпохе того времени.
- Не было бы это вялой и сказочной концовки, каковой она является в оригинальном сюжете. Детдомовец не сомневался бы тысячу и один раз, забрать ли отца обратно домой или нет, забрать или нет. Еще раз вспоминаем начало моего текста. “Бей или беги”. Детство в детском доме, нищета, голод, страх. Такой человек отвёз бы своего отца в дом инвалидов, вернулся домой и, получив в наследство квартиру, счастливо зажил бы в ней без малейшего намёка на муки совести. “Если не заберешь сам, заберут у тебя”.
В общем. Не рекомендую к просмотру от слова совсем. Плохо, бездарно, плоско.
Оценка Кинопоиск.ру — 7.2/10 (к моему величайшему удивлению)
Авторская оценка — 3/10