Найти тему
Живой Космос

Почему у самолётов овальные иллюминаторы?

Привет. Собрался я, друзья, сгонять на пару недель в Приморский край. Хорошо там в сентябре. Сухо, не холодно, тёплое море. Можно в Китай заглянуть на пару дней, китайцев пересчитать😊.

После покупки билета прилёг я на раскладушку и принялся мечтать. Как сяду в самолёт, прильну носом к овальному окошку и буду наблюдать восемь часов как внизу горят огни засыпающих городов. И записывать ощущения в дневник наблюдений.

Но внезапно меня осенила мысль – а почему эти самые окошки, или правильно иллюминаторы, имеют овальную форму? Ведь раньше, лет 70 назад, во время рассвета пассажирской авиации, окна самолетов были квадратными! И даже треугольными в некоторых случаях! Однако сегодня почти все производители авиалайнеров выпускают самолёты с иллюминаторами овальной формы!

Почему? Я стал разбираться. И хочу вам рассказать, что мне удалось узнать по этому поводу. А вы потом сможете рассказать это своим детям или внукам, а также соседям по лестничной площадке, и даже случайным прохожим, похлопав их ночью в парке сзади по плечу.

Итак, что мне удалось выяснить.

Во время полёта иллюминаторы подвергаются огромному давлению изнутри. На высоте 10 000 метров за бортом оно в три раза ниже, чем внутри салона, который находится под давлением, чтобы пассажиры могли нормально дышать. Это всем понятно и давно известно.

И если «окошко» делать квадратным, то его в углах уровень натяжения будет в два-три раза выше, чем на остальной части фюзеляжа. Такая ситуация может привести к нехорошим явлениям. Со временем в углах могут образоваться микротрещины, приводящие в итоге к разрушению иллюминатора и взрывной разгерметизации салона.

Эксперты считают, что именно такие проблемы привели к катастрофам самолётов DH.106 «Комета», три из которых разбились в период с 1952 по 1954 год.

При овальной же форме иллюминатора напряжения распределяются равномерно. И рисков разрушения меньше. Круглые иллюминаторы ещё безопаснее, однако овальная форма обеспечивает лучшую обзорность.

Однако даже овальные окна остаются уязвимым местом и значительно утяжеляют конструкцию: при изготовлении самолёта фюзеляж приходится разрезать, и вставлять в него стеклянное окно, которое весит около пятнадцати килограммов, и усиливать его защиту не менее тяжёлыми материалами.

Интересно, что фюзеляж самолёта без окон будет весить примерно вдвое легче! Именно поэтому некоторые авиапроизводители задумываются над тем, чтобы заменить стандартные иллюминаторы на виртуальные. Внешние камеры просто будут снимать пейзажи за бортом, и передавать их на экран, расположенный на спинке, или на месте бывшего реального «окошка».

Это очень интересная идея. И с точки зрения комфорта, и с точки зрения уменьшения веса воздушного судна, и с точки зрения безопасности.

Всем добра и прекрасных выходных!

А мы продолжаем.

Купите слона👇

Яндекс Маркет — покупки с быстрой доставкой

Реклама ООО Яндекс ИНН 7736207543

Здрасьте. Из открытых источников.
Здрасьте. Из открытых источников.