Понятие атараксии было весьма популярно среди древнегреческих философов, некоторые из них вообще сделали его краеугольным камнем своего учения. Встречается оно уже у Демокрита и Аристотеля, но свое полное развитие получило у мыслителей эллинистического периода — стоиков, скептиков, эпикурейцев. Под атараксией понимали душевное спокойствие, безмятежность и невозмутимость, которые, как полагали античные мыслители, свойственны истинному философу, то есть, человеку, который достиг определенного уровня понимания мира и того, что наши страстные вопли и мельтешения никак на этот мир не влияют.
Философ понимает тщету суетности и поэтому сохраняет спокойствие. Чего волноваться-то?
Это очень похоже на учения восточных мудрецов, которые тоже проповедовали достижение душевной гармонии и отрешенность от страстей и событий окружающего мира. Примерно то же выражено и у Экклезиаста в "Библии" — суета сует, мол. Будь выше этого. Так что, как видим, в том или ином выражении понятие атараксии существовало в самых разных культурах древности.
Что касается конкретно греков, то тут в различных школах атараксию понимали несколько по-своему. Например, скептики были склонны сближать ее с понятием "эпохе", что означает воздержание от суждений. Пиррон и его единомышленники считали, что в мире нет ничего определенного, и любое суждение в принципе ложно. Что бы мы ни сказали — любая наша оценка субъективна и истинна только для нас. Объективной истины нет, значит, лучше вообще молчать. И сохранять, разумеется, спокойствие.
Еще дальше пошли стоики, сблизив атараксию с апатией. Эти философы вообще считали, что миром правит рок, против которого не попрешь. Что должно случиться — произойдет независимо от наших действий и желаний. Так чего суетиться? Истинный мудрец сохраняет спокойствие в любой ситуации, потому что понимает — она была неизбежна.
Свое понимание атараксии дал и Эпикур. У него она связана с удовольствием. Тут важно знать, что философ делил удовольствия на несколько видов, признавая в качестве истинных только те, которые необходимы и естественны. Например, если вы здоровы, сыты и в безопасности среди друзей — это и есть счастье как высшее проявление удовольствия. В этом смысле атараксией для Эпикура было то душевное спокойствие, которое связано с отсутствием страха. Нет страха — есть удовольствие. Есть удовольствие — есть счастье. Счастливый был человек Эпикур...