« Я воплощенное в теле». Это действительно так. Тело - это наш дом, сейчас это звучит абсолютно буквально.
Последние десятилетия нейронауки накопили множество данных исследований, доказывающих непосредственную взаимосвязь работы мозга, нервной системы и функционирования нашего тела. Совершенно очевидно, что гармоничного состояния нервной системы невозможно достичь без контакта с собственном телом. Контакт с телом тождественен контакту с собой.
Каким же образом отсутствие контакта с телом может проявлять себя?
Часто отсутствие контакта с телом находит своё выражение в частой соматизации, диссоциации от телесных ощущений, когда на вопрос , «что ты чувствуешь в теле?» , трудно найти ответ, трудно называть свои ощущения на уровне тела. Чувствование своего тела, его сигналов находиться в прямой взаимозависимости от эмоциональной сферы человека. Это объясняется строением нашей нервной системы и головного мозга. Почти всегда человеку сложно быть в контакте с собственным телом и одновременно быть в контакте со своими эмоциями. На вопрос : « что ты чувствуешь?» - очень сложно найти ответ. В лучшем случае человек может ответить: «нормально». Именно поэтому так важно развивать контакт с телом и одновременно со своей эмоциональной сферой.
Что же приводит к потере контакта с телом?
- любого рода насилие( физическое, эмоциональное и психологическое);
- ранний опыт депривации;
- сложности внутриутробного развития, осложнённые роды, ранние болезни, дефекты при рождении, травмы тела;
- плохие ранние объектные отношения, в которых ребёнок не получил нужный уровень принятия, контейнирования,отзеркаливания, необходимые для здорового формирования личности ребёнка;
- нарушение психологических границ в дисфункциональных семьях, обесценивание нужд и потребностей ребёнка;
- критика и недовольство ребёнком со стороны родителей, когда родители не в контакте со своей телесностью;
- религиозное обесценивание чувственности и потребностей;
- выживание в катастрофах, бедствиях, войнах, ЧС.
Какие же есть способы развития рефлексии ?
Далее приведу один из способов развития рефлексии на трёх уровнях : мыслительном, эмоциональном и телесном.
Задание: опишите, пожалуйста по следующей схеме любую актуальную для Вас ситуацию.
описание ситуации / мысли, образы / чувства, эмоции / телесные ощущения
Пример: продавец в магазине накричал / мысли: почему на меня кричат, это напомнило мне ситуацию в школе, когда кричал учитель / чувства беспомощности, растерянности/ телесные ощущения: замирание, поверхностное дыхание.
Пример: свекровь в недоброжелательной форме даёт непрошеные советы как кормить ребёнка / мысли: возмущение ситуацией, несогласие / чувства: обида, злость, раздражение / телесные ощущения: напряжение в руках, в шее, напряжение в челюстях.
Начните описывать по данной схеме, указанной выше каждодневные ситуации.
Таким образом, развив навыки рефлексии и наблюдения за своими чувствами, эмоциями , мыслями и телесными ощущениями можно развить в себе своего «внутреннего наблюдателя». Как следствие мы восстанавливаем и поддерживаем связь с самим собой.
Для того, чтобы более глубоко исследовать тему контакта с собой через контакт с телом рекомендую метод танцевально- двигательной психотерапии. Более подробно я писала об этом методе в своих заметках.
Приглашаю к совместному исследованию телесности, связи со своим внутренним «Я» методами и техниками танцевально- двигательной психотерапии.
Автор: Панфилова Вероника Анатольевна
Психолог, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru