«Куда все делось? Перед нами стояла грубая баба, одетая в «спецодежду» уличных лоточниц тех первых послевоенных лет — валенки с галошами, неуклюжий платок, закрывающий лицо, немыслимых размеров тулуп. У Любы был хриплый, простуженный, «профессиональный» голос, которым она рекламировала свой ходкий товар, резкий, клокочущий смех».
Читаем «Спутник кинозрителя» 1984 года (№ 2):
«Военно-полевой роман»
«Люба… была действительно счастлива, потому что рядом с ней был красивый и храбрый комбат, они любили друг друга и не скрывали своих чувств. У санитарки Любы был еще один поклонник, тайный вздыхатель, нескладный солдат Саша, совсем еще мальчик. Он был влюблен в нее первой любовью, большой, чистой и вечной. В минуты затишья неумолимая сила тянула Сашу к блиндажу строгого комбата, и однажды ему несказанно, необыкновенно повезло — Люба в небрежно накинутом на плечи майорском кителе, увешанном орденами, вышла из блиндажа и, насмешливо глядя на его смущенное лицо, протянула руку и взяла пахнувший гарью небольшой букетик полевых цветов...
Кончилась война. И вот однажды зимой в Москве, около Большого театра, он встретил ее. Впрочем, можно сказать и более прозаично — Люба стояла возле ЦУМа и торговала пирожками с лотка. Саша обмер, окаменел, прирос к земле, не смея сделать шаг или сказать хотя бы слово. А мы, зрители, успели подробно рассмотреть его первую любовь.
Куда все делось? Перед нами стояла грубая баба, одетая в «спецодежду» уличных лоточниц тех первых послевоенных лет — валенки с галошами, неуклюжий платок, закрывающий лицо, немыслимых размеров тулуп. У Любы был хриплый, простуженный, «профессиональный» голос, которым она рекламировала свой ходкий товар, резкий, клокочущий смех.
Конечно, Саша мог бы пройти мимо, посетовав на превратности жизни и поиронизировав на свой счет, но тогда бы мы не увидели прелестный и тонкий фильм. Верно говорят, что первая любовь не стареет. Саша вернулся. Он почти каждый день приходил к бойкому месту, которое облюбовали для себя Люба и ее товарка-мороженщица, покупал пирожки, вызывая у женщин иронию, любопытство, удивление...
Впрочем, я не буду… передать сказывать богатый нюансами чистоту и богатство сюжет…
«Здесь твой фронт»
Заводской гудок разорвал ночную тишину. Он ревел натруженно и призывно, поднимая людей, недавно пришедших со смены, он звал молодых и старых, всех, кто мог хоть чем-нибудь помочь родному заводу в трудный момент. И люди откликнулись. Застучали, захлопали калитки, ожили ночные улицы: выходили целыми семьями, шли к заводской площади, на митинг, чтобы оттуда отправиться в цеха по своим рабочим местам. И вот уже ревет пламя мартенов, ухают молоты, полыхают огни сварки, и мощные краны несут вдоль цехов танковые пушки, башни, корпуса, из которых собирают стремительные тридцатьчетверки, своим ходом выходящие из заводской проходной.
Это фильм о войне, хотя в нем нет сцен боев, не гибнут от пуль и не умирают от ран. Лента расскажет о войне, которая велась в тылу, о подвиге советских танкостроителей. В основе сюжета картины лежит документальный факт. Рабочие «Уралмаша» по собственному почину, ценой невероятных усилий в два раза увеличили выпуск танков «Т-34». Но в тот же день, когда им это удалось, заводом был получен приказ наркома вдвое увеличить выпуск танков. Люди, падавшие с ног от усталости, не сообщили достигнутой цифры, хотя тогда считалось бы, что план уже выполнен,— ведь шла война, фронт был и у них на заводе, и уралмашевцы понимали это.
Рассказывая о подвиге народа в тылу, создавая портрет рабочего коллектива, в котором каждый трудился с полной отдачей сил, авторы через судьбы потомственного рабочего Василия Маркелова и его детей Михаила, Зинаиды и Анны показывают, какими они были, бойцы трудового фронта, о чем думали, мечтали.
Отражая на экране суровые военные будни, авторы фильма «Здесь твой фронт» скупо использовали выразительные средства, стремясь приблизить изображение к хронике тех лет. И смогли добиться нужного эффекта — фильм смотрится как историческая драма, как документ времени, которое навсегда ушло от нас и навсегда осталось с нами.
«Я тебя никогда не забуду»
Окончательное название фильма пришло не сразу. В числе других, рабочих, были: «Новелла о любви», «Влюбленные сорок первого года», Большая любовь», пока, наконец, не пришло, по-моему, самое удачное название, выражающее суть этого фильма, его эмоциональный настрой — «Я тебя никогда не забуду». Сила этих слов очевидна, но драматизм, в них заложенный, еще более усугубляется обстоятельствами, в которых они звучат: произнесены ли эти слова в тишине мирной жизни или под грохот железнодорожных составов, разметающих влюбленных по дорогам войны, или обращены к тому, кого нет рядом и никогда уже не будет...
Во время войны медсестра Поля Иванова спасла жизнь раненому — она отдала ему свою кровь. После операции солдат Федор Бочкарев познакомился со своей спасительницей, и молодые люди полюбили друг друга. Перед возвращением Федора на фронт они поклялись, что будут ждать и любить и что разлучить их может только смерть...
Поставил фильм по собственному сценарию Павел Кадочников. «Несколько лет назад меня ознакомили с одним письмом, — говорит он в начале картины. — Его автор рассказывал историю своей жизни. Она была прекрасна. Прекрасна потому, что в ней была любовь, любовь, которую этот человек пронес через всю свою жизнь».
Есть картины, «обреченные на успех». К их числу, несомненно, принадлежит фильм «Я тебя никогда не забуду», сделанный по законам мелодрамы, в жанре весьма сложном, редком и популярном. Рассказывая о прекрасной любви, родившейся на дорогах войны, авторы не только воспевают красоту человеческих отношений, утверждая непреходящие нравственные ценности, но и страстно протестуют против насилия и войны.
«Клетка для канареек»
Железнодорожный вокзал, шумный и многолюдный, как станция метро в часы пик, вновь стал местом встречи двух людей, которые поначалу отнеслись друг к другу с предубеждением и неприязнью, а затем взаимно помогли найти выход из кризисной ситуации, в которой оба оказались, Вокзал в фильме «Клетка для канареек» играет две роли: одну реальную, бытовую — конкретное место действия, другую — метафорическую, ибо здесь начало многих дорог, отсюда уезжают, чтобы начать новую жизнь, сюда возвращаются.
Итак, в фильме два главных героя. Олеся, интеллигентная девочка из обеспеченной семьи, наделенная редкой дущевной чуткостью и обостренным чувством справедливости, и Виктор, парень без определенных занятий, выросший без отца и на наших глазах совершивший квартирную кражу. Олеся ушла из дома, потому что не хочет жить вместе с отчимом, безнравственным и циничным человеком. Послав телеграмму своему отцу, она надеется, что он приедет за ней. И теперь встречает каждый поезд, приходящий из Риги.
Виктор на спор с дружками залез в чужую квартиру, взял первое попавшееся под руку — клетку с канарейками, старые фотографии, а затем, боясь погони, прибежал на вокзал, чтобы уехать куда-нибудь. Молодые люди случайно встретятся на вокзале, а мы с вами, благодаря этому обстоятельству, увидим интересную картину, задумываясь над поступками, которые совершили герои.
Фильм «Клетка для канареек» адресован в первую очередь молодежи, вступающей в жизнь, и будет интересно узнать, как воспримет эту картину наша самая активная часть зрительской аудитории. Могу добавить, что фильм рассчитан на дискуссию, и можно предположить, что он вызовет разные отклики.
Картину поставил молодой режиссер Павел Чухрай. Для участия в съемках он пригласил совсем еще молодых актеров — Евгению Добровольскую и Вячеслава Баранова. Мать Олеси сыграла Алиса Фрейндлих.
«Провинциалка»
Советские зрители имеют возможность познакомиться с фильмом видного швейцарского режиссера Клода Горетта. Он родился в Женеве в 1929 году. Еще будучи студентом юридического факультета, Горетта вместе с Алеиом Таннером, ныне ведущим режиссером швейцарского кино, увлекся кинематографом, руководил киноклубом. В середине 50-х годов Горетта занимался теорией кино в Британском киноинституте, был одним из основателей известной английской группы «Свободное кино», бросившей вызов буржуазной «фабрике грез».
Одна из его первых картин — сатирическая комедия «Приглашение» (1973) — была отмечена призом за лучшую режиссуру на кинофестивале в Каннах. В фильме сочетались острая наблюдательность режиссера, ирония и легкая грусть. В числе работ Горетта — комедия «Не такой уж плохой» с участием Марлен Жобер и «Кружевница» —- экранизация известного романа Паскаля Лэне. В главной роли снималась популярная французская актриса Изабель Юппер.
Клод Горетта — режиссер романтического склада, он искрение увлечен характерами, бросающими вызов буржуазному обществу, его привлекают герои, выдерживающие натиск жизненных обстоятельств, отстаивающие свою индивидуальность.
В число его любимых героинь, бесспорно, входит «провинциалка» Кристин Дэлюме (Натали Бэй), чертежница по профессии, приехавшая в Париж в поисках работы и счастья. Перед молодой незамужней женщиной стоит вечная дилемма — «завоевать» Париж и при этом поступиться своими принципами или, отказываясь от сомнительных почестей «завоевательницы», не идти на компромисс, отстаивая свои права, достоинства, честь, свои взгляды на жизнь.
Натали Бэй играет драму одаренного человека, который не находит и не может найти места в мире, где царят жестокость, цинизм, бездуховность.
Талантливо воссозданные на экране Клодом Горетта картины жизни современного капиталистического общества потрясают своей горькой, обнаженной правдивостью.
Великолепная режиссерская работа, интересный актерский ансамбль дают возможность нашим зрителям ближе познакомиться с подлинной Францией, ее больными вопросами и насущными проблемами» (Суменов, 1984).
Автор статей в этом номере «Спутника кинозрителя» - кинокритики киновед Николай Суменов (1938-2014)
(Спутник кинозрителя. 1984. № 2).