Найти в Дзене
Наталья Баева

"Мир для меня - колода карт"...

Интерес художников к прикладному творчеству ещё недавно считался чем-то малопочтенным. Левые заработки... А как же "не продаётся вдохновенье"? Но эта шаткая "моральная преграда" рухнула, примерно, в 80-е годы 19 века, и резко возросли эстетические достоинства... всего. От бутылочных этикеток и конфетных коробочек - и до оформления книг, альбомов, ресторанных меню... Сегодня меню, оформленные Васнецовым, сошли бы за добротные картины!

И свою картину "Преферанс" Виктор Васнецов писал, вероятно, в шутку. Но художественный уровень этих "шуток" мог быть как угодно высок!

Захочется заглянуть в карты? Как выглядят эти короли, дамы и вальты?

Могли вот так: в 1864 году академик живописи Бейдеман Александр Егорович создал очень забавную колоду.

-2
-3

Адольф Иосифович Шар­лемань, академик живописи, нарисовал карты "в стиле Возрождения" в 1870-е годы. Почему их назвали "Атласными"? Именно эта колода и стала "русской классической", печатается до сих пор, с небольшими изменениями: изменилась лишь "рубашка". Была вот такой:

Шарлемань и его карты
Шарлемань и его карты

Наши старые знакомые! Единственное, что удивляет - их почтенный возраст. Этим рисункам уже полтораста лет, революцию пережили!

Но этот набор у Шарлеманя был не единственным, пробовал разные варианты, однако "средневековый" был отвергнут. Самим ли художником, или заказчиками?

-5

И ещё один вариант. Академик увлёкся всерьёз! Карты "дорожные" были уменьшенного формата.

-6

В 20-е годы эту колоду попробовали модернизировать - "Дом Романовых"! Широкого распространения вариант не получил, остался коллекционным. Но почему бы не повторить попытку в наши дни? Может, хоть имена и даты правления картёжники запомнят?

Михай Зичи подошёл к делу творчески: нарисовал серию "царская охота". Открытки, в которые, если присмотреться, "врисованы" карты.

-8
Жаль, не найти в хорошем разрешении
Жаль, не найти в хорошем разрешении

Увлечение оказалось повальным - многие художники тогда, в конце 19 - начале 20 века, рисовали свои колоды. Но видимо, только Михаил Микешин взял за основу Русскую сказку. Скажите, глядя на эту "даму", не предположишь ли, что Милляр вдохновлялся именно ею?

-10

Ещё несколько сказочных королей и дам:

-11
-12
-13
-14
-15

Михаил Микешин ни от какой работы не отказывался, брался решительно за всё. Но этот набор так и не был выпущен в свет. Запутанная история. Сначала проект был отвергнут из-за высокой цены (да такого качества полиграфии просто ещё не было), затем, после смерти автора, в 1903 году, рисунки поступили в Русский музей как "дар императора Николая Второго". Как они попали к императору - непонятно, можно только предположить, что были выкуплены у сына художника.

Но сегодня, когда возможности полиграфии неизмеримо возросли, не вспомнить ли о том, давнем конкурсе Академиков живописи? Не выпустить ли в свет их карточные колоды?

"Дайте, что ли, карты в руки!"