Уже в 1922 году военное руководство Великобритании понимало – время «ромбов» безвозвратно уходит. Вроде бы годные на 1916-1918 годы, уже в начале 20-х годов ХХ века эти танки не отвечали требованиям «современной войны». Нужен был новый тяжёлый танк прорыва, способный бороться и противостоять любым современным угрозам. Так появился Vickers A1E1 Independent.
История создания
Уже к концу Первой Мировой Войны лидирующие позиции в танкостроении сумели захватить французские конструкторы – первыми вращающуюся башню установили на танк именно они, сумев отказаться от громоздких машин с многочисленным экипажем. А уже в последние дни той войны они создали настоящую легенду первой трети ХХ века – сверхтяжёлый танк Char 2С. Он опоздал на фронт, но справедливо считался лучшим из лучших танков. Однако такое положение дел не устраивало британцев – как «отцы-основатели» мирового танкостроения, они хотели сохранить лавры лидеров в этой области.
С этой целью они разослали всем заводам, которые могли иметь хоть какое-то отношение к производству танковой или иной бронетехники предложение создать универсальную конструкцию новой боевой машины. Ей сулили роль тяжёлого танка прорыва, способного сметать всё на своём пути, при этом иметь адекватное противоснарядное бронирование. Фактически, военное руководство Великобритании предлагало создать мобильную крепость, которой всё нипочём.
Изначально конструкторы решили пойти «по накатанной» - использовать морально устаревшую конструкцию «ромбов», вернее, дать ей новый этап развития. Сделать более мощную подвеску, усилить бронирование и вооружение, доработать двигатель и трансмиссию – и вроде бы должно «стрельнуть». Однако эта ветвь танкостроения на самом деле оказалась тупиковой, в силу своих габаритов, возможностей для дальнейших модернизаций и невозможности установки тяжёлого вооружения с круговым обстрелом. Поэтому от идеи дальнейшего использования «ромбов» конструкторы благоразумно отказались.
Вместо этого британцы сделали самый правильный, на мой взгляд, шаг – они начали анализировать боевые действия танков в прошедших и текущих битвах, чтобы собрать воедино все те достоинства и недостатки, что удастся выявить. В ход шло всё – сводки боёв, отзывы танкистов, фото и видеофиксация испытаний танков. Но по завершении этой громадной работы, британским конструкторам удалось создать проект универсального тяжёлого танка прорыва, способного выполнять любые задачи на полях сражений. В марте 1923 года проект был представлен военному руководству Великобритании, где вызвал смешанные эмоции – он разительно отличался от того, что изначально хотели военные. Но отличался, откровенно говоря, в лучшую сторону – от изначальных требований сохранилось только вооружение, а также заднее расположение двигателя. В остальном это был танк абсолютно новой компоновки.
Военные долго совещались, но в окончании постановили машину построить и испытать. Произошло это уже в 1926 году – и Vickers принялись собирать машину в металле (проект был разработан именно этой компанией). Как сообщается в разных источниках, машину строили со всей «пролетарской сознательностью и скоростью», поэтому работоспособный прототип продемонстрировали уже спустя несколько месяцев. Тут понятно, что проект начали собирать в инициативном порядке, не дожидаясь одобрения военной комиссии на сборку. Риск для Vickers в этом мероприятии был огромный – постройка прототипа обошлась компании в 77 500 фунтов стерлингов. Для понимания – в наши дни это 6 138 000 фунтов, неслабо так рискнули, да? Тот же серийный Medium Mark II в те годы обходился в девять раз дешевле.
Зачем военным понадобилась такая дорогая «игрушка»? Скорее всего, они сами не знали. Руководствуясь принципами «быстрее, выше, сильнее», военные хотели получить самый мобильный, самый защищённый и самый вооружённый танк в мире. Им нужна была «машина, олицетворяющая Великобританию», эдакий сухопутный линкор. Как по массе, так и по размерам, и по вооружению – оно в принципе, так и получилось. Огромный пятибашенный монстр даже получил свою собственную тактическую роль в бою – «танковые силы современной Великобритании» должны были пережить реинкарнацию. Военные считали, что основными боевыми единицами на полях сражений должны стать лёгкие пулемётные танкетки, которые боролись бы с пехотой и кавалерией противника. Против танков должны были бороться средние танки типа «Medium Mark I-III», а тяжёлым отводилась роль прорыва вражеских линий обороны, а также помощь своей пехоте и средним танкам в борьбе с вышеуказанными целями.
Когда этот танк продемонстрировали на выставке достижений военной промышленности (12-13 ноября 1926 года), которую проводили специально для правителей доминионов Британской империи, он произвёл настоящий фурор. Vickers A1E1 Independent величественно выплыл на поле, окружённый танкетками и откатал свою довольно впечатляющую программу демонстрации. Однако за внешней величавостью и силой скрывались десятки неверных конструкторских решений.
Описание конструкции
Vickers A1E1 Independent во многом был новаторским, и как я считаю, многое из него в дальнейшем «перекочевало» в другие модели танков. Однако давайте рассмотрим все эти инновации более детально.
Бронированный корпус и башни
Корпус танка разительно отличался от всех предыдущих моделей – во-первых он был плоским. От этого его и без того немалая длина казалась ещё больше, но это было обусловлено не только требованиями к внешнему виду. Во-вторых, он был максимально бронирован (для своего времени, конечно) – лоб был защищён 28 миллиметрами бронированной стали, борта и корма были защищены 20 миллиметрами брони. В-третьих, корпус нёс сразу пять башен – одну артиллерийскую и сразу четыре пулемётных. Все башни были сосредоточены в передней половине корпуса, а заднюю часть занимало моторно-трансмиссионное отделение. МТО занимало большую часть корпуса и имело чуть выступающую надстройку на крыше корпуса. Это было связано с мощностью поистине огромного двигателя V-12, устанавливавшегося в этот танк. Да и сама трансмиссия имела немаленькие габариты.
В интернете усиленно педалируется мнение, что советский танк Т-35 был создан с оглядкой на Vickers A1E1 Independent. Однако никаких документальных подтверждений, что Гинзбургу и Со. демонстрировали британский многобашенный танк, нет. Возможно, комиссии по закупкам всё же удалось увидеть его, а возможно, британского монстра предлагали приобрести напрямую у Vickers.
Башен, как я уже говорил, было пять – главная башня имела полусферическую форму и вооружалась 47-мм пушкой, предназначенной для борьбы с бронетехникой и укреплениями противника, а вокруг неё располагалось ещё четыре башни пулемётного вооружения. Такая комбинация, по мнению конструкторов, обеспечивала экипажу танка создать вокруг себя настоящее «поле смерти». Главная башня собиралась их стальных «долек» при помощи приклёпывания их к основному каркасу. На задней правой (по отношению к орудию) «дольке» закреплялся патрубок вентиляционной системы, выполненный в форме гриба. Многие путают его с зенитным пулемётом, однако его никогда не было на этом танке, и более того, в главной башне вообще никогда не было пулемёта, даже спаренного с пушкой. «Младшие» башни были попроще, как по бронированию, так и в производстве – они состояли вовсе из трёх деталей (борт, крыша и шаровая установка для пулемёта). Между передними башнями располагался ещё один выступ, в котором размещался механик-водитель. Его условия работы были поистине «царскими» - отдельное «место службы», отличный обзор (редкость для того времени) и адекватная защита от стрелкового и лёгкого артиллерийского оружия.
Вооружение
«Орудием главного калибра» в Vickers A1E1 Independent была 47-миллиметровая танковая пушка Hotchkiss QF 3 pounder c длиной ствола в 44 калибра. Это довольно неплохая для своего времени пушка, изначально ставившаяся на катера, в 20-х прочно «закрепилась» в танках за своих технические характеристики. В упор она могла бить до 80 миллиметров брони, с увеличением дальности, естественно, бронепробиваемость снижалась. Но в любом случае, её мощности хватало, чтобы бороться с любым танком вероятного противника тех лет – их бронирование зачастую было противопульным.
Следует учитывать, что это ещё и весьма скорострельная пушка – подготовленный танковый экипаж мог «выжимать» из неё выстрел каждые пять секунд. Следовательно, при удачном стечении обстоятельств (хорошо вымуштрованный экипаж, удобные условия для стрельбы и т.д.), противнику уйти от него было бы практически нереально. Хорошо показывала бы она себя и при стрельбе по пехоте – однако конструкторы, руководствуясь количеством пулемётов, не рекомендовали грузить в боекомплект осколочно-фугасные снаряды, равно как и шрапнельные.
С пехотой противника предлагалось бороться при помощи пулемётов, установленных в малых башнях. Каждая из четырёх башен имела сектор стрельбы в 120 градусов, что позволяло вести огонь по противнику с перехлёстом секторов, создавая в принципе, хорошо известную ещё по классам довоенной подготовки в школе, схему участка пулемётной обороны. Достигалось это при помощи стандартных пулемётов с водяным охлаждением Vickers, производимых по лицензии от Хайрама Максима.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
В качестве силовой установки танка использовался 36-литровый 12-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель Armstrong-Siddeley, развивавший мощность в 370 лошадиных сил. В «сотрудничестве» с пятискоростной коробкой передач, планетарными механизмами поворота с сервоприводами, а также благодаря гидроусилителю руля, «Независимый» мог передвигаться на «сумасшедшей» скорости в 32 км/ч. Правда, только по шоссе, и с чудовищным расходом топлива и масла – но мог. Когда ему в последний раз увеличили ёмкость бензобаков и чуть снизили потребление, он смог проехать на одной заправке целых 200 километров. Опять же по шоссе – по бездорожью этого едва хватало на сотню километров.
Ходовая часть, традиционно для британских танков, была заднеприводной (господа гусары, молчать!) для минимизирования потерь при передаче мощности от двигателя на приводные колёса. При взгляде на ходовую снаружи, можно заметить – у неё много общего с предыдущей моделью Medium Mark II, но нельзя сказать, что она скопирована. На каждый борт приходилось по восемь опорных катков, сблокированных попарно в тележки, а также приводное колесо и ленивец. Также на каждый борт приходилось по шесть поддерживающих катков. В передней части борта, аккурат промеж гусениц, находился люк для экстренного покидания танка, обычно прикрытый бронезаслонкой. Сама ходовая часть тоже прикрывалась бронированным щитком, для защиты её от вражеского огня.
Связь
Да, вы не ошиблись – это был первый британский танк, оснащённый ларингофонами для связи членов экипажа между собой. Одно это уже выводило уровень взаимодействия членов экипажа на новый уровень – попробуй докричись в танке до соседа, особенно в горячке боя? Но военным это всё равно не понравилось – дескать, восемь человек экипажа организовать нереально, командиру машины будет тяжело! Хотя сами же ещё недавно справлялись с дюжиной человек в экипажах «ромбов»…
Почему не был принят на вооружение?
Я думаю, единственная причина, по которой он не попал на вооружение – это финансовая. Очень дорогой в производстве, и особенно дорогой в обслуживании. Да ещё и «подгонка» под требования военных обошлась в двойную сумму – в итоге танк стал стоить 150 (более 12 миллионов по современным меркам) тысяч фунтов стерлингов! Всё остальное можно было решить, хотя бы со временем. Но несмотря на все усилия, "победить" Independent так и не удалось. Танк неважно себя чувствовал на пересеченной местности, отчасти тому виной и корпус, вытянутый как трамвай. Имелись и проблемы коммуникации экипажа. Как выяснилось, командир мог командовать не более чем одной башней. Одну из пулеметных башен (заднюю левую) переделали еще в ходе постройки. Ее заменили на конструкцию, которая могла вести зенитный огонь.
По итогу, военные подумали-подумали, и решили от такого дорогого танка отказаться. Не нужен был он в армии, да и бюджет государственный на такие суммы никто не «расчехлит». Таким образом, танк был отправлен на полку.
Есть ещё версия, что танк был чересчур секретным – настолько секретным, что его даже показывали не всем. Но в 1933 (если не ошибаюсь) был суд над штабным офицером Норманом Бейли-Стюартом, который якобы в 1931 году продал немецким инженерам информацию о секретном танке. Хотя я предполагаю, что там дело было не в передаче данных – танк достаточно широко «засветили» ещё в 1926 году, а тот немецкий танк, якобы построенный по образу и подобию, имеет больше общего с совсем другой моделью. Поэтому я и склонен думать, что Бейли-Стюарта судили либо не совсем за это (а передача данных, якобы имевшая место была лишь эпизодом), либо совсем не за это.
Заключение
Я, признаюсь, всегда считал немцев сумрачными гениями военной инженерии. Но, как оказалось, не только они могли «отжигать» - британцы тоже проектировали просто фантастически плохие дорогие боевые машины. Но тем не менее, этот танк был не только спроектирован, но и построен – и хоть никогда не был в бою, он занимает своё место в огромном пласте истории.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!