«Создание этой ленты, настолько своеобразной и непохожей на другие постановки того же жанра, что я не берусь назвать для сравнения какую-либо конкретную картину, потребовало и оригинальных изобразительных эффектов, и тщательного подбора актерского ансамбля…»
Читаем «Спутник кинозрителя» 1984 года (№ 1):
«Оглянись»
«Если у человека хватит мужества взглянуть правде в глаза, то у него хватит сил переменить свою жизнь». Эти слова, которые произносит по ходу действия один из персонажей нового фильма Аиды Манасаровой «Оглянись», могли бы стать его эпиграфом. Картина, само название которой звучит как суровый совет и предостережение, предлагает нам задуматься над рассказанной в ней житейской историей. Поставлена она в жанре психологической драмы на материале сегод¬няшнем, всем нам в той или иной мере знакомом...
С героями ленты мы встречаемся в ситуации тревожной, критической, возможно, чреватой необратимыми потерями. Татьяна Ивановна (А. Вознесенская), добрая, неглупая, для своих сорока лет неплохо сохранившаяся женщина, любящая мать и еще вчера — любимая жена прекрасного человека, внезапно с горечью обнаруживает, что отныне жизнь утратила для нее всякий смысл. Муж Татьяны Ивановны недавно умер — и в этом несчастье она, естественно, не виновата.
Но как получилось, что ее семнадцатилетний сын Виктор (Д. Щеглов) вырос озлобленным, наглым, не желающим признавать никаких авторитетов, «неблагополучным» юношей, у которого на счету уже несколько приводов в милицию? Как вышло, что мать стала для Виктора совершенно чужим человеком и относятся он к ней с почти нескрываемой неприязнью? И что теперь делать глубоко обеспокоенной н уязвлен ной, очутившейся на грани отчаяния женщине?
В фильме предпринята попытка разобраться в этих куда как непростых вопросах. Разобраться честно, без докучливой назидательности и нарочито утешительных интонаций, в расчете на взаимопонимание и соразмышленне людей, сидящих в зрительном зале. Тон и стиль, избранные при этом авторами, отличают жесткость, бескомпромиссность, здесь нет никаких недомолвок или желания обойти «острые углы». Недаром же сценарий, написанный известным драматургом Эдуардом Володарским, назывался «Негодяй».
О ком это? О Викторе? Да, о нем, разумеется. Только не нужно истолковывать это название слишком уж буквально. Виктор отвратителен в своих жестоких, а чаще нелепых выходках, его отношение к матери гадко. Но... Но создателя фильма менее всего озабочены тем, чтобы вынести суровый и окончательный приговор «негодяю», как и не спешат они с осуждением Татьяны Ивановны.
Ведь это она была когда-то обманута я брошена отцом Виктора (И. Янковский). Словно в отместку за свою несостоявшуюся любовь, стала женой немолодого уже Павла Евгеньевича (Л. Неведомский), видного геолога, человека заботливого и во всех отношениях порядочного. Любила ли она его? Героиня ленты и самой себе боится признаться в том, что, наверное, по-настоящему не любила...
Зато любила жизнь обеспеченную, беззаботную, любила быть всегда в центре внимания, любила, чтобы за ней ухаживали, чтобы все ее при¬хоти выполнялись немедленно. И во всем этом сказалась, видимо, не порочность натуры, а некая неосознанная жажда мести за обиды, доставшиеся в молодости... Месть обернулась возмездием: слишком редко вспоминала Татьяна Ивановна о сыне, слишком мало интересовалась тем, что он думает и чувствует, заботясь в первую очередь только о себе. А когда Виктор это понял, между сыном и матерью пролегла пропасть. Заполнить ее теперь будет нелегко...
«Оглянись» — фильм о взбудораженной совести, об ответственности, которую все мы несем за собственную жизнь и за судьбу своих детей. И еще о том, что сколь бы ни был тяжел груз прошлых ошибок и заблуждений, оглянуться никогда не поздно.
«Сказка странствий»
Уверен, что этот фильм с удовольствием будут смотреть зрители разного возраста, что он придется по душе любителям захватывающего зрелища, необычайных приключений и чудес на экране. А тем, кто видит в кино не только развлечение, новая картина Александра Митты «Сказка странствий» не раз даст повод задуматься над вещами серьезными. Над непреходящей ценностью любви, душевной отваги, нравственной стойкости, истинной дружбы.
Над неистребимостью этих начал в жизни и в человеке.
...Жили-были мальчик Май и девочка Марта. Двое бездомных сирот, они ютились где попало и питались чем придется. Им, правда, ничего не стоило изменить свою участь, ибо Май обладал необыкновенным даром: оказавшись неподалеку от золотого предмета, он его сразу же чувствовал и потому мог безошибочно находить места, где зарыты клады. Только Марта никогда не позволяла своему младшему братишке этого делать, зная, что близость золота заставляет Мая ужасно мучиться. Жалея его, она и слышать не хотела ни о каком золоте.
Но однажды в рождественский вечер бродяга Горгон, злой и алчный человек, переоделся Дедом Морозом и украл Мая, рассчитывая разбогатеть с его помощью. С того дня и начались долгие странствования Марты, которая, подобно Герде из «Снежной королевы», решила непременно отыскать исчезнувшего мальчика...
Режиссер Митта снял фильм-сказку, яркую и удивительную; его герои обитают в фантастическом мире, где возможно. Даже самое невероятное! Но «Сказка странствий» — еще и фильм-метафора, фильм-иносказание, умная, добрая притча, согретая любовью к людям и верой в человеческий разум, в преемственность мудрых и светлых идей, в духовное озарение и могущество благородных помыслов. В возможность спокойной и счастливой жизни на земле. И потому, несмотря на ее вневременную условность я фантастичность, картина глубоко современна, созвучна тревогам и надеждам сегодняшнего мира.
Создание этой ленты, настолько своеобразной и непохожей на другие постановки того же жанра, что я не берусь назвать для сравнения какую-либо конкретную картину, потребовало и оригинальных изобразительных эффектов, и тщательного подбора актерского ансамбля, в котором лидируют два ведущих исполнителя: многоопытный Андрей Миронов и Татьяна Аксюта, порадовавшая зрителей трепетным исполнением роли Кати в фильме «Вам и не снилось».
«Ученик лекаря»
Вот уже не первое десятилетие творчество режиссера Бориса Рыцарева связано с воплощением на экране сказочных сюже-тов; его предыдущие работы — «Волшебная лампа Аладдина», «Иван да Марья», «Подарок черного колдуна», «Принцесса на горошине», «Ледяная внучка» и другие — полюбились юному зрителю, который, думается, с интересом встретит еще одну картину кинематографиста-сказочника.
Впрочем, «Ученик лекаря» — произведение, адресованное не только детской аудитории: занимательная фабула, старинные, но неувядающие фольклорные мотивы, красота и экзотичность места действия, участие популярных актеров, музыка Микаэла Таривердиева — все это позволяет предсказать успех ленты и у зрителя старшего возраста, у всех, кому нравятся путешествия в красочный и неожиданный мир киносказки.
Главный герой картины, Радомир — веселый, озорной и находчивый парень, зарабатывающий себе на пропитание что дурачит легковерных простаков, сбывая им по сходной цене «чудодейственные снадобья», якобы излечивающие любые недуги и даже исправляющие некоторые человеческие пороки и недостатки. Конечно, Радомир — обманщик. Но он не злодей! И, главное, он наделен добрым сердцем и острым умом, благодаря чему и становится в конце концов настоящим опытным врачевателем.
«Преодоление»
Сразу сообщим, что все основные события фильма, равно как и большинство главных действующих лиц, не являются вымышленными. Мятеж на Куреневке, с которого начинается лента, был поднят врагами Советской власти в апреле 1919 года и подавлен при активном участии украинской ЧК, которую в то время возглавляли Лацис и Фомин; Андрей Славянский, явившийся прототипом главного героя, действительно, как и в фильме, сумел проникнуть в штаб деникинской армии и в белогвардейское подполье, выдав себя за двоюродного брата графини Кабардиной, а сама Ирина Кабардина (авторы сохранили ее подлинную фамилию), помогавшая советскому разведчику, жива и по сей день...
Итак, комиссар ЧК Андрей Захарчук (Б. Токарев) внедряется в среду контрреволюционеров, чтобы выведать их планы и обезвредить врага. Знакомо, не правда ли? Режиссеры картины Николай Литус и Иван Симоненко шли на известный риск, связанный с опасностью «повторения» пройденного, с воспроизведением приевшегося стереотипа. Однако кинематографисты успешно преодолели эту опасность, выстроив сюжет таким образом, что в их герое противник почти сразу же распознает чекиста, из-за чего вся задуманная операция ставится под угрозу срыва, а жизнь разведчика повисает на волоске... В этом повороте фабулы есть привлекательность свежего решения, заметно усиливающая напряженность действия.
Между тем содержание героико-приключенческой ленты «Преодоление» не исчерпывается рассказом о том, как в результате мужества и изобретательности, проявленных украинскими чекистами, в 1919 году в Киеве была ликвидирована крупная контрреволюционная организация. В центре внимания создателей фильма находится удивительная судьба молодой женщины, графини Ирины Кабардиной (Е. Дедова), которая, презрев сословные предрассудки, порвав со своим классом, в сложный, переломный момент истории приняла решение встать на сторону революции. Если бы не Ирина, не ее преданная любовь и отчаянная храбрость, Захарчуку вряд ли удалось бы справиться со своей трудной, смертельно опасной миссией.
«Конец императора тайги»
В 14 лет он ушел добровольцем в Красную Армию, в 15 — командовал ротой, в 17 был назначен командиром полка, а еще через год направлен в Сибирь, где ему поручили командование отрядом ЧОН в Енисейской губернии. Таковы факты невымышленной биографии реального человека, Аркадия Голикова, впоследствии — известного писателя Аркадия Гайдара.
Фильм режиссера Владимира Саруханова «Конец императора тайги», вновь выходящий на экраны через шесть лет после премьеры, как раз и повествует о малоизвестном эпизоде легендарной жизни Гайдара, о том, как в 1922 году ему и его бойцам удалось разгромить орудовавшую в Хакасии крупную контрреволюционную банду некоего Ивана Соловьева, картина, овеянная духом революционной романтики, достойно продолжающая традиции отечественного приключенческого фильма, привлекает не только остротой фабулы, мастерски снятыми эпизодами кавалерийских атак, погонь и перестрелок, но в первую очередь фигурой главного героя. Андрей Ростоцкий в роли Голикова — это юноша, всем сердцем влюбленный в революцию, стойкий борец за ее идеалы, человек нравственно цельный, смелый, обаятельный, добрый. Голик, как называли его хакасы, уважавшие и любившие красного командира, по-человечески близок нам, к нему невозможно не испытывать симпатию.
...Победы, одержанные Голиковым в противоборстве с «императором тайги» Соловьевым (И. Краско), достались нелегкой ценой. Храбрые защитники революции сталкиваются на экране не с условным противником, а с врагом сильным, опытным, коварным, сопротивляющимся отчаянно. Тем ценнее и убедительней финал фильма, тем глубже наше искреннее восхищение Подвигом, которому и сегодня, 60 лет спустя, мы отдаем дань благодарной памяти. Повторный выход на экраны фильма «Конец императора тайги» посвящен 80-летию со дня рождения Аркадия Гайдара.
«Строго по приказу»
Для киноискусства социалистической Польши тема Сопротивления — традиционная тема, ей оно во многом обязано своей известностью в мире и высоким международным авторитетом... Проходит время, все дальше от нас события грозных военных лет, но польские кинематографисты по-прежнему обращаются к ней, рассказывав с экрана о беспримерном мужестве своих соотечественников, истинных патриотов, кровью заплативших за честь и свободу родной земли.
Для дебюта в кино молодой режиссер Витольд Ожеховский, ранее работавший на телевидении, выбрал новеллу Ежи Геральтовского «Каникулы палача», сняв на ее основе фильм «Строго по приказу», герои которого — солдаты «невидимого фронта», мужественно боровшиеся с фашистами в оккупированной Польше. Картина соединяет в себе подлинность исторического документа, увлекательность приключенческой ленты и психологическую достоверность в обрисовке характеров, всегда отличавшую луч¬шие работы «польской школы».
Место и время действия названы точно: польская провинция (Замостье, Люблин), 1943 год. Главный персонаж фильма — подпольщик по кличке Смуглый, боец особой группы, на которую возложено исполнение смертных Приговоров предателям, провокаторам, агентам немецких оккупационных властей. Выдержав первый «экзамен», застрелив в упор мелкого доносчика, сотрудничавшего с гестапо, Смуглый вместе со своим товарищем и наставником Нуреком приступает к подготовке гораздо более трудной и ответственной операции...
«Приключения Робинзона Крузо, моряка из Норка»
Любителям мультипликации чешский кинорежиссер Станислав Латал предлагает посмотреть новую оригинальную версию жизни и приключений знаменитого моряка и путешественника Робинзона Крузо. Постановщик фильма «Приключения Робинзона Крузо, моряка из Норка» решил взглянуть на классический сюжет с юмором, отведя значительную роль в фильме друзьям Робинзона — попугаю Поли и собаке Бад.
Режиссер из Германской Демократической Республики Вальтер Бек, известный в нашей стране как постановщик фильмов о детях и для детей («Король Дроздобород», «Клад на дне озера» и др.), свой новый фильм «Принц за семью морями» поставил по мотивам сказок братьев Гримм. В картине снялись популярные актеры Марина Крогулль, Бодо Вольф, Рената Блюме.
«Разиня»
С этой картиной советские зрители познакомились почти двадцать лет назад: комедия французского, режиссера Жерара Ури «Разиня» с успехом демонстрировалась в программе IV Московского кинофестиваля в 1965 году.
Старый фильм? Известно, что фильмы стареют быстро: меняются моды, вкусы публики, да и сам язык кино тоже ведь подвержен изменениям...
Но есть ленты, которые мы с удовольствием смотрим и десять, и двадцать, и даже тридцать лет спустя после их первого появления на экране. «Разиня» — из их числа, из тех картин, что выдержали испытание временем.
Благодаря чему? Благодаря интересно придуманному авантюрному сюжету? Благодаря живописно снятым приморским пейзажам, на фоне которых разыгрываются события фильма?
Конечно, всего этого со счетов не сбросишь. И все-таки «секрет прочности» комедии Жерара Ури в первую очередь состоит в том, что в главных ролях в ней выступили первоклассные актеры, на протяжении десятилетий остававшиеся фаворитами французского экрана, не менее популярные и за рубежом Франции,— Бурвиль и Луи де Фюнес.
Их обоих сегодня уже нет в живых. Но осталась не только память о них — остались их фильмы: «Отверженные», «Ноэль Фортюна», «Все золото мира», «Веские доказательства», «Дьявол и десять заповедей», «Не пойман — не вор» и многие, многие другие. И, пожалуй, можно без преувеличения утверждать, что ценнейшую часть творческого наследия двух блестящих комиков составляет сделанное ими вместе.
Дуэт «Бурвиль—де Фюнес» всегда составлялся по классическому канону, будучи основан на резком несоответствии двух характеров, двух темпераментов, двух способов существования. Добрый, простодушный, флегматичный и безобидный Бурвиль — желчный, изворотливый, беспокойный и агрессивный де Фюнес. На экране они великолепным образом дополняли друг друга, неизменно вызывая раскаты смеха в зрительном зале.
Но их искусство было не только искусством развлечения. За уморительными трюками и забавными поворотами фабулы, в которые Бурвиль и де Фюнес вписывались безошибочно, в картинах с их участием нет-нет да и проступали подлинные и далеко не смешные черты сегодняшней буржуазной действительности» (Савицкий, 1984).
Автор статей в этом номере «Спутника кинозрителя» - киновед Николай Савицкий.
(Спутник кинозрителя. 1984. № 1).